Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является изучение прав и свободы человека и гражданина, как реальных возможностей человека системе общественных отношений. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:
- дать представление о природе и сущности прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть основные принципы построения прав и свобод человека и гражданина;
- рассмотреть современные проблемы прав и свобод человека и гражданина;

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Права и свободы человека и гражданина………………………….5
Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………5
Права человека и права гражданина………………………………….7
Соотношение прав человека и прав гражданина……………………10
Глава 2. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина…13
2.1 Соотношение естественного и позитивного права……………………...13
Глава 3. Классификация прав и свобод………………………………………. 15
3.1 Личные (гражданские) права и свободы………………………………17
3.2 Политические права………………………………………………………...19
3.3 Социально-экономические права………………………………………… 22
Заключение ………………………………………………………………….27
Список использованной литературы и источников…………………………. 28

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП курсач.docx

— 72.05 Кб (Скачать файл)

       В собственном смысле слова «политические  права  отражают  возможность участвовать в политической жизни  и  осуществлении  государственной  власти». Но по существу они значительно шире,  чем  зафиксированное  в  ст.  32 Конституции РФ  «право  участвовать  в  управлении  делами  государства  как непосредственно, так и через своих  представителей».  Их  подкрепляет  целый ряд других конституционных прав и свобод: ст. 29 (свобода  мысли  и  слова); ч. 4 и 5 ст. 29 (право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым законным способом, а также свобода  массовой информации); ст. 30 (право на объединение); ст. 31 (право  собираться  мирно без  оружия,  проводить  собрания,  митинги  и   демонстрации,   шествия   и пикетирование); ст. 28 (свобода совести,  свобода  вероисповедания,  включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую  религию  или не  исповедовать  никакой,  свободно  выбирать,   иметь   и   распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с  ними);  ст.  33 (право обращаться лично, а также направлять  индивидуальные  и  коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

      В отличие  от основных личных прав и  свобод, которые по  своей  природе

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения  как  человеку,  политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием  гражданством государства.  Это  различие  отражает  Конституция,  адресуя  личные   права каждому, политические - гражданам.

      Связь политических  прав и свобод с гражданством не  означает,  однако, что они вторичны, производны  от  воли  государства.  Политические  права  и свободы выступают  как  естественные  права  и  свободы  каждого  гражданина демократического государства.  В  силу  такого  их  характера  эти  права  и свободы  нельзя  рассматривать  в  качестве  установленных,  предоставленных государством. Так же, как и личные права  и  свободы  человека,  государство признает, соблюдает и защищает  политические права  и  свободы.  Это  прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

      Естественный  характер прав и свобод гражданина  вытекает из  того,  что

носителем  суверенитета  и  единственным  источником  власти  в   Российской Федерации  является  ее  многонациональный  народ.  Эта   важнейшая   основа конституционного  строя  Российской  Федерации  реально  реализуется   через политические права и свободы каждого гражданина.

      Наиболее  общим, объединяющим все другие политические права  и  свободы является  право  участвовать  в  управлении  делами  государства   (ст.   32 Конституции). Право каждого  члена  любого  сообщества,  ассоциации,  в  том числе  государственной,   участвовать   в   управлении   общими   делами   — неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

      Эффективность  реализации  названных  политических  прав   связана   с

активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь,  от  уровня  их политической и правовой культуры.  Повышение этого  уровня  на  современном этапе имеет первостепенное значение.

      Граждане  Российской Федерации имеют равный  доступ  к  государственной службе  (ст.  32,  ч.  4)  в  соответствии   со   своими   способностями   и профессиональной подготовкой.

      Формой  привлечения граждан к решению  государственных дел  является  их участие в отправлении правосудия  (ч.  5  ст.  32  Конституции).  Это  право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве  присяжных,  народных  и арбитражных заседателей.

      Гражданин  как член общественного объединения обладает всеми правами  и несет все обязанности, предусмотренные его уставом Член  объединения  вправе участвовать в решении всех общих вопросов его деятельности, избирать и  быть избранными  в  его  руководящие  органы  Гражданин  может  состоять   членом нескольких  общественных  объединений.  Свобода  деятельности   общественных объединений  гарантируется.  Порядок  их  образования,  регистрации  уставов устанавливается законодательством.

      Российский  Закон об общественных объединениях определяет общие начала, касающиеся  всех  видов  общественных  объединений  (кроме  коммерческих   и религиозных). Закон предусматривает принятие и других законов  об  отдельных видах  общественных  объединений  (в  частности,  о  политических   партиях, профсоюзах, благотворительных).

      Следует  отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства  в  настоящее  время  не   используются   в   достаточной   мере эффективно. С одной стороны, об  этом  свидетельствуют  такие  факторы,  как низкая активность избирателей на выборах органов  государственной  власти  и органов местного самоуправления, слабый интерес  к  деятельности  избранного ими  представителя,  депутата,  незначительное  участие  в  различного  рода общественных формированиях. С  другой  стороны,  препятствием  к  реализации прав граждан  на  участие  в  управлении  государственными  делами  являются «высокий  уровень  бюрократизма   в   государственных   органах,   волокита, чрезмерная    закрытость    их    деятельности,    отсутствие     достаточно целенаправленной  на  развитие  общественной активности  граждан  политики».

 

3.3 Социально-экономические права

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина  составляют социально-экономические  права  и  свободы.  Социально-экономические   права (наряду с культурными) относятся к правам человека  второго  поколения.  Они касаются  поддержания  и  нормативного  закрепления  социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и  быта, занятости,  благосостояния,  социальной  защищенности   с   целью   создания условий, при которых люди могут быть свободы от  страха  и  нужды,  а  также призваны обеспечить физические, материальные, духовные  и  другие  социально значимые потребности  личности.  Их  объем  и  степень  реализованности  «во многом зависят от состояния экономики и  ресурсов,  и  поэтому  гарантии  их реализации по сравнению  с  гражданскими  и  политическими  правами  первого поколения, менее развиты».

      В отличие  от  других  видов  прав  человека  особенностями  социально-

экономических прав являются:

      -распространенность на определенную – социально-экономическую – область жизни человека;

      -допустимость  рекомендательных,   «нестрогих»   формулировок   базовых положений  (например,  «достойная  жизнь»,  «справедливые  и   благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»);

      -зависимость реализации  социально-экономических  прав  от  состояния

экономики  ресурсов.  Статья  2  Международного  пакта   об   экономических,

социальных и культурных правах 1966 г. специально говорит  о  том,  что  эти права должны обеспечиваться постепенно и «в максимальных пределах  имеющихся ресурсов».

      Конституция  Российской Федерации 1993 года, по сравнению  с  основными законами советского  типа,  исходит  из  принципиально  иной  идеологии  при закреплении социально-экономических прав и свобод.

      В прежнем  подходе ярко проявлялась ориентация на  главенствующую  роль государства в  предоставлении  экономических и  социальных  благ  человеку, которого оно как бы окружало со  всех  сторон  опекой.  Личность  была  лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям  государства.

      Новая экономическая  и социальная роль  государства  изменила  характер

государственных гарантий прав и  свобод  человека  в  данной  сфере,  но  не

снизила его ответственность за создание системы таких гарантий.

      Социальная  роль государства закреплена  в ст. 7 Конституции как одна  из

важных основ конституционного строя  Российской  Федерации.  Государственные гарантии  социально-экономических  прав  и  свобод  человека  и   гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия  на  их  реализацию,  среди которых выделяются следующие:

      1)     законодательное   закрепление   таких   условий   экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально  обладает  всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

      2)    установление гарантированного  минимального размера оплаты труда,

государственных  пенсий  и  пособий  и  иные гарантии  социальной   защиты; бесплатность   образования   на   основаниях,    предусмотренных    законом; государственная  поддержка  семьи,   материнства,   отцовства   и   детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

      3)     осуществление   контроля   за   соблюдением   законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

      4)    создание правовых, политических,  материальных,  организационных

условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

      5)     эффективная  защита  социально-экономических  прав   и   свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

      Применительно  к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

      К  социально-экономическим   правам   и   свободам,   закрепленным   в Конституции,  относятся  свобода  предпринимательской  деятельности,   право частной собственности, в том числе и на землю,  свобода  труда  и  право  на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право  социального обеспечения, право на жилище, право на  охрану  здоровья,  на  благоприятную окружающую   среду,   право   на   образование,    свобода    литературного, художественного,  научного,  технического   и   других   видов   творчества, преподавания,  право  пользования  учреждениями  культуры  (ст.  34   –   44 Конституции РФ).

      Инициируя  экономическую и социальную активность каждого  человека  как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений,  Конституция закрепляет право каждого на свободное  использование  своих  способностей  и имущества  для   предпринимательской   и   иной   не   запрещенной   законом экономической деятельности (ст. 34).

Основные вехи этой политики — отказ от новой  экономической  политики, всеобщая    принудительная    коллективизация    в    сельском    хозяйстве, раскулачивание, ликвидация промкооперации, законодательный запрет вплоть  до уголовной  ответственности  за   занятия   индивидуальным   и   коллективным предпринимательством  вне  рамок  социалистической  собственности,  по  сути дела, во всех сферах экономической жизни.          Важнейшее  место  в  системе  социально-экономических  прав  и  свобод

занимает   право   частной   собственности   (ст.   35   Конституции).   Его

конституционное закрепление имело решающее значение  в  переходе  страны  на рельсы рыночной экономики.

      Конституция  Российской Федерации 1993 года признание и защиту  частной собственности, равно как и других форм, отнесла к  основам  конституционного строя, расширила гарантии се охраны, в том числе судебными органами. В ч.  3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества  для государственных   нужд   может   быть   произведено   только   при   условии предварительного и равноценного возмещения.

      Конституция 1993 года в отличие от прежней без каких-либо  оговорок  и

ограничении закрепила  право  граждан  и  их  объединений иметь  в  частной собственности  землю,  свободно   осуществлять   владение,   пользование   и распоряжение  землей  и  другими  природными  ресурсами,  не  нанося  ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1  и  2 ст. 36).

        Конституция 1993 года более  четко  сформулировала  права  человека  в

сфере труда, применительно к рыночной экономике.  Основной  упор  сделан  на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека  свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере  труда  объективно обусловлено изменением  роли  государства,  переставшего  быть  единственным собственником всех средств производства  и  вследствие  этого,  как  раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

      Социальное  развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства.  В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

      Развернутая  система  материальных  гарантий  материнства  и   детства предусматривается в федеральном законодательстве.  Оно  определяет  перечень различного  рода  пособий,   денежных   и   других   выплат,   связанных   с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца,  многодетностью и т.п.

      Статья 38 Конституции  определяет и взаимные права  родителей  и  детей.

Забота о детях, их  воспитание  —  равное  право  и  обязанность  родителей,

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о  нетрудоспособных родителях.

      К числу  социально-экономических прав и  свобод  относится  и  право  на

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,  инвалидности,  потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом  (ч.1 ст. 39 Конституции).  Содержанием  данного  права  является  прежде всего гарантированная возможность получать  государственные  пенсии  и  социальные пособия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные  размеры  пенсий и  пособий.  Кроме  них,  поощряются  добровольное  социальное  страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

      Право на  охрану здоровья и медицинскую  помощь  (ст.  41  Конституции) предполагает  бесплатность  последней  в  государственных  и   муниципальных учреждениях  здравоохранения  за  счет  средств  соответствующего   бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина