В Конституции РФ обязанности
граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована
лишь необходимость соблюдать Конституцию
и законы, платить налоги, сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам, историческому
и культурному наследию, нести военную
службу, защищать Отечество (ст. 15, 44, 57
– 59).
В конституциях современных
зарубежных стран обязанности также представлены
шире и значительнее. Сегодня в российских
условиях обязанности как дисциплинирующий
фактор не менее необходимы, чем права.
Распространено мнение, что
слишком большой перечень обязанностей
– признак тоталитарного государства.
Отчасти это так. В то же время без обязанностей
не может обойтись ни одно «нормальное»
общество, и объём их зависит от многих
причин: национальных традиций, развитости
демократии, уровня политической и правовой
культуры и т.д.
В конкретных обстоятельствах
современной России в целях усиления организующих
начал обязанности граждан можно было
бы, расширить и привести их в более гармоничное
сочетание с правами.
Между этими двумя полюсами
не должно быть резких расхождений и несогласованностей.
Необходимо помнить, что и права, и обязанности
выступают важнейшими элементами правосознания.
1.2 Личные (гражданские) права
и свободы
Рис. 2 – Личные (гражданские)
права и свободы14
В общей системе конституционных
прав и свобод личным правам и свободам
отводится особая роль, они открывают
гл. 2 (ст. 20 - 29) Конституции РФ «Права и
свободы человека и гражданина».
Основное назначение личных
прав и свобод состоит: во-первых, в том,
что они гарантируют человеческую жизнь
и обеспечивают защиту от всяких форм
насилия, жестокого или унижающего человеческое
достоинство обращения; во-вторых, они
индивидуализируют человека, обеспечивают
ему гарантии личной неприкосновенности
и невмешательства в частную и семейную
жизнь; в-третьих, с помощью личных прав
гарантируется индивидуальная свобода,
то есть возможность беспрепятственного
выбора различных вариантов поведения15.
Личные права и свободы являются
естественными и неотчуждаемыми правами
и свободами человека, то есть они принадлежат
каждому от рождения независимо от обладания
гражданством. Большинство из них не подлежит
ограничению со стороны государства ни
при каких обстоятельствах.
Право на жизнь (ст. 20). Содержание
права на жизнь состоит, прежде всего,
в недопустимости произвольного лишения
жизни человека, в частности, и путем неоправданно
широкого применения смертной казни как
меры уголовного наказания.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает,
что смертная казнь впредь до ее отмены
может устанавливаться федеральным законом
в качестве исключительной меры наказания
за особо тяжкие преступления против жизни
при предоставлении обвиняемому права
на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей.
В связи со вступлением в феврале
1996 года в Совет Европы Россия приняла
на себя обязательство в течение трех
лет отменить смертную казнь, а до этого
момента воздерживаться от исполнения
вынесенных смертных приговоров.
Право на жизнь, кроме запрета
на произвольное лишение жизни, включает
создание государством правовых, социальных,
экономических и иных условий, обеспечивающих
нормальную, полноценную, достойную человеческую
жизнь.
Право на свободу в личную неприкосновенность (ст.
22). Личная неприкосновенность предполагает
недопустимость какого бы то ни было вмешательства
извне в область индивидуальной жизнедеятельности
человека и включает в себя физическую
(жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую
(честь, достоинство) неприкосновенность.
Гарантией физической неприкосновенности
человека служит строгая регламентация
порядка применения ареста, заключения
под стражу и содержания под стражей. Конституция
РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие
ограничения свободы возможны только
по судебному решению. До судебного решения
лицо не может быть подвергнуто задержанию
на срок более 48 часов. Однако в соответствии
с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных
положений Конституции РФ до приведения
уголовно-процессуального законодательства
Российской Федерации в соответствие
с положениями Конституции РФ сохраняется
прежний порядок ареста, содержания под
стражей и задержания лиц, подозреваемых
в совершении преступления.
Законодательство Российской
Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые
средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность
человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает
уголовную ответственность за похищение
человека (ст. 126), незаконное помещение
в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету
(ст. 129), оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский
кодекс РФ предоставляет человеку возможность
требовать в порядке гражданского судопроизводства
опровержения порочащих его честь, достоинство
или деловую репутацию сведений, а также
возмещения убытков и морального вреда,
причиненных их распространением (ст.
152).
Неприкосновенность жилища (ст.
25) означает, что никто не вправе проникать
в жилище против воли проживающих в нем
лиц иначе как в случаях, установленных
федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный
кодекс РФ предусматривает возможность
принудительного проникновения в жилище
для выполнения следственных действий:
выемки, обыска, наложения ареста на имущество,
осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175,
178-179 УПК РФ) или на основании судебного
решения. При этом под жилищем понимается
помещение, предназначенное для постоянного
или временного проживания людей.
Свобода мысли и слова (ст. 29).
Мысль - это процесс внутренней психической
деятельности человека, связанный с определением
им своего отношения к явлениям внешнего
мира, со свободным формированием собственных
убеждений относительно всего происходящего.
Мысль всегда свободна, это ее имманентное
состояние, поэтому свобода мысли не нуждается
в законодательном закреплении.
Иначе обстоит дело со свободой
слова (то есть правом объективировать
свои мысли), наличие которой в значительной
мере зависит от характера политического
режима, существующего в данном государстве.
Российская Федерация, провозглашая
себя демократическим государством, гарантирует
каждому свободу мысли и слова. Однако
свобода слова не может быть безграничной.
В интересах сохранения мира, безопасности,
морали и соблюдения прав других участников
социального общения должны устанавливаться
определенные ограничения в пользовании
правом на свободу слова. Подобные ограничения
содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.
Свобода совести, свобода вероисповедания (ст.
28). Под свободой совести понимается право
каждого человека самостоятельно решать
вопрос о своем отношении к религии (быть
верующим или атеистом). Свобода вероисповедания
включает право исповедовать индивидуально
или совместно с другими любую религию,
право свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные убеждения и действовать
в соответствии с ними.
Порядок реализации свободы
совести и свободы вероисповедания установлен
Федеральным законом от 26 сентября 1997
г. «О свободе совести и о религиозных
объединениях»16. К числу гарантий свободы вероисповедания
закон относит: запрет на обязывание человека
сообщать о своем отношении к религии,
тайну исповеди, право гражданина на замену
военной службы, если она противоречит
его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной
гражданской службой и ряд др. Одной из
важнейших гарантий свободы совести и
вероисповедания является светский характер
российского государства (ст. 14).
Право каждого определять и
указывать свою национальную принадлежность (ч.
1 ст. 26) означает, что признак национальной
принадлежности по российскому праву
не имеет никакого юридического значения.
«Государство гарантирует равенство прав
и свобод независимо от пола, расы, национальной
принадлежности, происхождения...» (ст.
19). Важной гарантией обеспечения этого
права является норма о том, что «никто
не может быть принужден к определению
и указанию своей национальной принадлежности»
(ст. 26).
Право каждого на пользование
родным языком, на свободный выбор языка
общения, воспитания, обучения и творчества (ч.
2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации
- национальное достояние России. Они являются
историко-культурным наследием и находятся
под защитой государства.
Свобода передвижений (ч. 1 ст.
27). Каждый, кто законно находится на территории
Российской Федерации, имеет право свободно
передвигаться, выбирать место пребывания
и жительства.
С принятием Закона Российской
Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации»17 институт прописки был отменен
и введен регистрационный учет граждан.
Порядок регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и по месту жительства
в пределах России установлен Правилами,
утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 17 июля 1995 г.
Право каждого свободно выезжать
за пределы Российской Федерации и право
граждан Российской Федерации беспрепятственно
возвращаться (ч. 2 ст. 27). Порядок реализации
указанного права установлен Федеральным
законом от 15 августа 1996 г. (в редакции
от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию»18.
Важной сферой личных
прав и свобод человека и гражданина являются
свобода мысли и слова, право свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию любым законным
способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения,
мнения человека относятся к сфере его
внутренней жизни, в которую без его согласия
никто не может вторгаться. Конституция,
признавая эту свободу, устанавливает,
что никто не может быть принужден к выражению
своих мнений и убеждений или отказу от
них.
Свобода слова означает
безусловное право человека делать свои
мысли, убеждения и мнения общественным
достоянием. Это обеспечивается не только
гарантиями самой свободы слова, но и правом
свободно передавать, производить и распространять
информацию, запретом цензуры.
Закон РФ от 27 декабря
1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»19
предусматривает, что учредителем средств
массовой информации может быть любой
гражданин России, достигший 18-летнего
возраста, кроме лиц, отбывающих наказание
в местах лишения свободы по приговору
суда, и душевнобольных граждан, признанных
судом недееспособными. Это право подлежит
судебной защите.
1.3 Политические права
Рис. 3 – Политические права
и свободы20
В отличие от основных
личных прав и свобод, которые по своей
природе неотчуждаемы и принадлежат каждому
от рождения как человеку, политические
права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции)
связаны с обладанием гражданством государства.
Это различие отражает Конституция, адресуя
личные права каждому, политические - гражданам.
Основная особенность
данной группы прав заключается в том,
что они самым непосредственным образом
связаны с организацией и осуществлением
различных форм публичной власти и всей
системы народовластия (ст. 3 Конституции).
Политические права
и свободы самым непосредственным образом
связаны со всеми сторонами функционирования
политической власти населения на всех
уровнях ее организации — как в вертикальном
срезе, так и в горизонтальном, включая
функционирование форм прямой (непосредственной)
и представительной демократии.
В процессе реализации
политических прав и свобод проявляется
достигнутый уровень реального демократизма
в обществе. В данном конституционном
институте находит свое практическое
подтверждение тот факт, что «носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ» (ст. 3 Конституции)21.
Специфика политических
прав и свобод состоит в их функциональном
назначении.
- Политические права и свободы
являются средством реализации политической
демократии, народовластия в РФ. Они непосредственно
связаны с основными сторонами политической
власти народа, с институтами прямой (непосредственной)
и представительной форм ее осуществления.
В процессе реализации
политических прав и свобод проявляется
достигнутый уровень реального демократизма
в обществе и государстве, в них находит
свое практическое подтверждение тот
факт, что «носителем суверенитета и единственным
источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ»
(ст. 2 Конституции).
- Политические права и свободы
являются способом привлечения, приобщения
гражданина к осуществлению политического
народовластия — как на уровне участия
в осуществлении государственной власти,
так и местного самоуправления. Сами же
граждане как носители (субъекты) этих
прав и свобод выступают и качестве участников
политической жизни своего города, села
и страны в целом.
- В отличие от гражданских
(личных) прав и свобод, которые принадлежат
каждому человеку как биосоциальному
существу и члену гражданского общества,
политические права, как правило, принадлежат
только гражданам государства. Эти права
позволяют участвовать в управлении государственными
и общественными делами, в формировании
органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Именно поэтому государству
не может быть безразлично, кто будет обладать
избирательными и другими политическими
правами. На эти права (во всей их полноте)
не могут претендовать иностранцы, лица
без гражданства. Условием их приобретения
является наличие гражданства данного
государства.
Система политических
прав имеет следующий вид22:
1. Право на
участие в управлении государственными
и общественными делами (в состав
которого входят избирательные
и другие права);
2. Право на объединение;
3. Право на организацию
публичных мероприятий;
4. Право на информацию
(свобода политической дискуссии).
Виды политических прав и свобод граждан РФ23:
1) избирательные права (они имеют
двойственный характер: во-первых, право
быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления
– пассивное избирательное право,
оно возникает с момента достижения
лицом определенного законодательством
возраста; во-вторых, право избирать
представителей в органы государственной
власти и местного самоуправления
и посредством этого управлять
делами государства – активное
избирательное право, оно возникает
по достижении лицом 18 лет);