2) право на участие в референдуме;
3) право граждан РФ на объединение
(согласно этому праву граждане
РФ объединяются в профессиональные
союзы, общественные объединения
для защиты своих интересов; этим
правом граждане распоряжаются
добровольно, не допускается принуждение
кого бы то ни было к вступлению
в объединение или пребыванию
в нем);
4) право мирных собраний, организации
митингов и демонстраций, шествий
и пикетирования (граждане могут
воспользоваться этим правом
только в целях защиты своих
прав и интересов и только
в мирной форме, не допускаются
вооруженные митинги и собрания
граждан);
5) право на обращение в государственные
органы и органы местного самоуправления
(эти обращения могут быть направлены
лично или коллективно в форме
заявления, предложения или жалобы).
Политические права и свободы гарантируются
Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам
РФ независимо от пола, национальности
и расы, достигшим возраста, определенного
федеральными законами для осуществления
этих прав. Никто не может быть лишен этих
прав, за исключением случаев, установленных
федеральными законами.
1.4 Социально-экономические
права
Рис. 4 – Социально-экономические
права и свободы24
Назначение предусмотренных
Конституцией РФ, экономических и социальных
прав и свобод заключается в том, что их
реализация связана с созданием материальной
основы жизни общества.
В отличие от других
видов прав человека особенностями социально-экономических
прав являются 25:
распространенность
на определенную – социально-экономическую
– область жизни человека;
допустимость рекомендательных,
«нестрогих» формулировок базовых положений
(например, «достойная жизнь», «справедливые
и благоприятные условия труда», «удовлетворительное
существование»);
зависимость реализации
социально-экономических прав от состояния
экономики ресурсов.
Государственные гарантии социально-экономических
прав и свобод человека и гражданина включают
в себя широкую систему форм воздействия
на их реализацию.
Выделим следующие26:
1) законодательное закрепление
таких условий экономической
деятельности всех ее субъектов,
при которых человек реально
обладает всеми конституционно
признанными социально-экономическими
правами и свободами;
2) установление гарантированного
минимального размера оплаты труда,
государственных пенсий и пособий и иные
гарантии социальной защиты; бесплатность
образования на основаниях, предусмотренных
законом; государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов,
пенсионеров и пожилых граждан, развитие
социальных служб;
3) осуществление контроля
за соблюдением законодательства, обеспечивающего
социально-экономические права и свободы;
4) создание правовых, политических,
материальных, организационных условий
для поддержки личной инициативы
человека в экономической сфере;
5) эффективная защита
социально-экономических прав и
свобод человека в предусмотренных
законом формах, в том числе
и судебная защита.
К социально-экономическим
правам и свободам, закрепленным в Конституции,
относятся свобода предпринимательской
деятельности, право частной собственности,
в том числе и на землю, свобода труда и
право на труд в надлежащих условиях, право
на отдых, охрана семьи, право социального
обеспечения, право на жилище, право на
охрану здоровья, на благоприятную окружающую
среду, право на образование, свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
право пользования учреждениями культуры
(ст. 34 - 44).
Инициируя экономическую и
социальную активность каждого человека
как естественную основу утверждающихся
в стране рыночных отношений, Конституция
закрепляет право каждого на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности (ст.
34).
Конституционное закрепление
свободы предпринимательской деятельности
- правовая база и объективно необходимое
условие переустройства экономики общества
на принципиально новых основах. Рамки
этой свободы конкретизированы в Гражданском
кодексе РФ.
Чтобы обеспечить правомерные,
цивилизованные условия становления и
развития рыночных отношений, Конституция
устанавливает запрет на экономическую
деятельность, направленную на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст.
34).
Важнейшее место в системе социально-экономических
прав и свобод занимает право частной
собственности (ст. 35 Конституции). Его
конституционное закрепление имело решающее
значение в переходе страны на рельсы
рыночной экономики.
Утверждение права частной
собственности означало отход от важнейшего
постулата социалистической идеологии
- о сосредоточении всей собственности
в руках государства. Формально она объявлялась
общенародной, однако человек был отчужден
от собственности27.
В условиях рыночной экономики
претерпело изменение и содержание прав
человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).
Впервые в нашей стране право
на труд было закреплено в Конституции
СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Конституция
России 1978 г. добавила к этой дефиниции
также право на выбор профессии.
Конституция 1993 г. более четко
сформулировала права человека в сфере
труда, применительно к рыночной экономике.
Основной упор сделан на закрепление свободы
труда, его надлежащих условий и права
человека свободно распоряжаться своим
трудом. Такое содержание прав в сфере
труда объективно обусловлено изменением
роли государства, переставшего быть единственным
собственником всех средств производства
и вследствие этого, как раньше, единственным
работодателем, единственным гарантом
получения каждым работы.
Однако это не означает устранения
государства от обеспечения прав граждан
в сфере труда. Его роль здесь многогранна.
Государство28:
1) запрещает принудительный
труд;
2) закрепляет право на
труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, право
на вознаграждение за труд
без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда;
3) утверждает право на
защиту от безработицы;
4) признает право на
индивидуальные и коллективные
трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом
способов их разрешения, включая
право на забастовку.
С трудовыми правами неразрывно
связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции).
В его обеспечении задействован широкий
круг субъектов, призванных создавать
для реализации этого права необходимые
условия.
Функции государства в этой
сфере заключаются в установлении посредством
федерального закона разумной продолжительности
рабочего времени, выходных и праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие общества
в значительной степени зависит от статуса
его первичной ячейки - семьи, защищенности
материнства и детства. В ст. 38 Конституции
закреплена общая норма о том, что они
находятся под защитой государства.
Развернутая система материальных
гарантий материнства и детства предусматривается
в федеральном законодательстве. Оно определяет
перечень различного рода пособий, денежных
и других выплат, связанных с беременностью,
родами, воспитанием детей, потерей кормильца,
многодетностью и т.п.
Статья 38 Конституции определяет
и взаимные права родителей и детей. Забота
о детях, их воспитание - равное право и
обязанность родителей. Трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
К числу социально-экономических
прав и свобод относится и право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).
Содержанием данного права
является, прежде всего, гарантированная
возможность получать государственные
пенсии и социальные пособия. Причем федеральный
закон устанавливает минимальные размеры
пенсий и пособий. Кроме них поощряются
добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность, которые
получают в последнее время определенное
развитие (ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляется
право на жилище (ст. 40). Оно включает:
1) защиту жилища, в силу
которой никто не может быть
произвольно лишен жилища;
2) поощрение органами
государственной власти и органами
местного самоуправления жилищного
строительства и создание условий
для осуществления права на
жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим,
иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
в нем, из государственных, муниципальных
и других жилищных фондов.
Право на охрану здоровья и
медицинскую помощь (ст. 41 Конституции)
предполагает бесплатность последней
в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения за счет средств соответствующего
бюджета, страховых взносов и других поступлений.
Однако отставание развития
и финансирования всей социальной сферы
в настоящее время резко отразилось и
на реализации права граждан на охрану
здоровья. Медицинские учреждения не в
состоянии оказывать должную помощь больным
из-за отсутствия во многих случаях необходимого
оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены
на лекарства ограничивают возможности многих
больных ими пользоваться.
Каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42
Конституции).
Государственная гарантия права
на благоприятную окружающую среду заключается,
прежде всего, в законодательном установлении
системы нормативов ее качества, контроля
за их соблюдением всеми субъектами, деятельность
которых влияет на окружающую среду. Объектом
охраны со стороны государства является
не только человек, но и сама природная
среда, строгое нормирование предельно
допустимых норм ее использования, нагрузки
на нее. Основной нормативный правовой
акт, регулирующий отношения в данной
сфере, - Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г.
"Об охране окружающей природной среды".
К числу социально-экономических
прав и свобод относится право на образование
(ст. 43 Конституции).
Каждому гарантируется общедоступность
и бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые.
Поддерживая различные формы
образования и самообразования, государство
устанавливает федеральные государственные
образовательные стандарты.
В соответствии со ст. 44 Конституции
каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на
доступ к культурным ценностям.
Государство гарантирует доступность
всех достижений культуры для граждан,
где бы они ни проживали.
Важным условием обеспечения
свободы научного, технического и художественного
творчества является снятие существовавших
прежде идеологических ограничений, затрагивающих
не только науку, и прежде всего общественную,
но и искусство, художественные направления.
Однако положительное значение
этого фактора снижается слабой поддержкой
науки и искусства государством, по-прежнему
остаточным принципом финансирования
учреждений данного рода.
2 Реализация прав, свобод
и обязанностей человека и
гражданина
2.1 Нормативное содержание конституционных
прав, свобод и обязанностей
В действующей Конституции
личные права и свободы (ст. 20–29) не только
открывают главу о правах и свободах человека
и гражданина, но и представлены в значительно
более широкой степени, чем это было в
предшествующих, советских конституциях.
Основным личным правом человека
является право на жизнь (ст. 20 Конституции).
Оно впервые было закреплено в российской
Конституции после принятия Декларации
прав и свобод человека и гражданина. Содержание
названного права в Конституции не раскрывается.
Это - естественное право человека, защита
которого охватывает широкий комплекс
активных действий всех государственных
и общественных структур, каждого конкретного
человека по созданию и поддержанию безопасных
социальной и природной среды обитания,
условий жизни. К такого рода факторам
относятся, прежде всего, политика государства,
обеспечивающая отказ от войны, военных
способов разрешения социальных и национальных
конфликтов, целенаправленная борьба
с преступлениями против личности, незаконным
хранением и распространением оружия
и пр.
К личным правам человека относится
право на охрану государством достоинства
личности (ст. 21 Конституции).
Уважение достоинства личности
– неотъемлемый признак цивилизованного
общества.
Значительное место в системе
личных прав и свобод занимают права на
неприкосновенность личности, жилища,
частной жизни, тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).
Неприкосновенность личности
(ст. 22) как личная свобода заключается
в том, что никто не вправе насильственно
ограничить свободу человека распоряжаться
в рамках закона своими действиями, пользоваться
свободой передвижения. Никто не может
быть подвергнут аресту, заключению под
стражу и содержанию под стражей иначе,
как на основании судебного решения.
Гарантия неприкосновенности
жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет
права без законного основания войти в
жилище, а также оставаться в нем против
воли проживающих в нем лиц. Законодательство
четко регламентирует случаи, когда это
допускается, и круг уполномоченных на
то органов.