Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследовать тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной реформы в России;
рассмотреть итоги судебной реформы и административной реформы;
в заключение - подвести итоги по проделанной работе, выделить основные проблемы правовой реформы в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Библиография…………………………………………………………..…5
Глава 1. Предпосылки, становление и развитие
современной правовой реформы в России…………………………………...….9
1.1. Направления правовой реформы………………………………...….9
1.2 Формы и принципы правового реформирования
в России…………………………………………………………………...9
1.3 Проблематика современной правовой реформы………………..…12
1.4 Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации………………………………………………………….13
Глава 2. Административная реформа и
Судебно-правовая реформа………………………………………….….16
2.1 Судебно-правовая реформа………………………………………....16
2.2 Итоги судебно-правовой реформы……………………………...….19
2.3 Административная реформа……………………………………...…20
Заключение…………………………………………………………..…..24
Список используемой литературы……………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

курсач тгп.docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Центральным актом, определяющим цели, задачи и содержание современной  судебно-правовой реформы, является - Федеральной  целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Данная программа является логическим продолжением Концепции 1991 года. Основные разработчики программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при  Верховном Суде Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Происходящее в настоящее время  фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация  нормотворческой деятельности нуждаются  в квалифицированном юридическом  обеспечении. В этой связи обострились  вопросы подготовки кандидатов в  судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов  судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной  деятельности судов.

Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость  серьезной государственной поддержки  и применения программно-целевого подхода.

Таким образом, одно из ключевых направлений  современной правовой реформы - формирование квалифицированного юридического обеспечения. По словам создателей программы, введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в  районных и приравненных к ним  судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволит освободить судей от технической работы и  даст им возможность сосредоточиться  на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.

Одним из направлений судебно-правовой реформы названо также повышение  заработной платы «работников правосудия». Программа предусматривает повышение  заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить  в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести  до 28500 рублей в месяц (в ценах 2001 года) О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы: постановление Правительства  Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 49. - Ст. 4623. .

Другим, не менее важным, направлением должны стать - права личности и формирование у гражданина правосознания.

В современном правовом реформировании, личность, ее права и свободы выдвигается  на центральное место, и выступают  в качестве отправного пункта дальнейших правовых преобразований. 

 
  
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Административная реформа и

Судебно-правовая реформа

 

2.1 Судебно-правовая реформа

 

В октябре 1991 года, принята концепция  судебной реформы. Государство, переставая быть инструментом насилия в руках  тоталитарного режима, демократизируется, превращаясь из политического в  правовое.

Судебная реформа состоится, если концептуально будут решены следующие  основные задачи:

- назначение суда будет определено  и задачи перед ним поставлены  в соответствии с возможностями  и истинной природой правосудия, юстиция из карательной превратится  в правоохранительную;

- законодатель гарантирует в  сфере юстиции защиту основных  прав и свобод человека;

- судебная власть утвердится  в государственном механизме  как влиятельная сила, независимая  от законодательной и исполнительной  властей;

- удастся обеспечить верховенство  суда в правоохранительной деятельности,

- в уголовном и гражданском  судопроизводстве будут последовательно  проведены демократические принципы;

- станет доступной и достоверной  информация о деятельности правоохранительных  органов и судебно-правовая статистика;

- возникнут предпосылки для  превращения чиновника юстиции  из функционера в личность  с независимым правовым и социальным  статусом, а также для образования  судейской корпорации;

Расширение судебной компетенции  за счет сужения компетенции административных органов и их должностных лиц  не только реально обеспечило защиту прав и законных интересов граждан  и юридических лиц, но и значительно  увеличило объем полномочий и  работы по осуществлению судебной власти в Российской Федерации судами общей  юрисдикции. Законодательное обеспечение  деятельности судов общей юрисдикции могло бы решить важнейшие проблемы судебной реформы. Однако различие в  подходах к организации судов  общей юрисдикции отодвинуло принятие закона о судебной системе на длительное время.

В развитие базовых положений  Конституции РФ существенный вклад  внесла Государственная Дума первого  созыва. В период ее работы были приняты:

Федеральный конституционный закон  “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94, №1-ФКЗ О Конституционном  Суде Российской Федерации: федеральный  конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994 .- № 13. - Ст.1447.;

Федеральный закон “О некоторых  вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной  юстиции” от 03.12.94, № 55-ФЗ О некоторых  вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной  юстиции: федеральный закон от 03.12.1994 № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№ 32. - Ст. 3305.;

Федеральный закон “О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20.04.95, №45-ФЗ О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный  закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 17.- Ст. 1455.;

Федеральный конституционный закон  “Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28.04.95, №1-ФКЗ Об арбитражных  судах в Российской Федерации: федеральный  конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- № 18. - Ст. 1589.;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ Арбитражный  процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 № 70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1709. вместе с федеральным законом о введении его в действие 05.05.95, №71-ФЗ О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.1995 № 71-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1710.;

Федеральный закон “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей  и работников аппаратов судов  Российской Федерации” от 10.01.96, №6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов  судов Российской Федерации: федеральный  закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.- № 3.- Ст.144..

Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная  Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации: федеральный  конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№1.- Ст. 1. .

За ним последовали  другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ О судебных приставах: федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997 .-№ 30. - Ст. 3591.;

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ Об исполнительном производстве: федеральный закон  от 21.07.1997 № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 30. - Ст. 3591. ;

Федеральный закон “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” от 08.01.98, № 7-ФЗ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2. - Ст. 223.;

Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17.12.98, № 188-ФЗ О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№51. - Ст.6270.;

Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации” от 10.02.99, № 30-ФЗ О финансировании судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 7. - Ст.877.;

Федеральный конституционный закон  «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, № 1-ФКЗ О военных судах  Российской Федерации: федеральный  конституционный закон от 23.05.1999 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 26. - Ст.3170.;

Федеральный закон “Об общем  числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации” от 29.12.99, №218-ФЗ Об общем  числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 1. - Ст. 1. ;

Федеральный закон «О народных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000, № 37-ФЗ О народных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный закон от 02.01.2000 № 37-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.-№2. - Ст.158..

В течение всего хода реформы  создавались, и в настоящее время  в России формируются и функционируют  различные группы и комитеты по совершенствованию  законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением  Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования  законодательства Российской Федерации  о судебной системе.

Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года:

1.Наконец-то была принята Концепция  «Развития судебной системы России  на 2002-2006 годы» О федеральной целевой  программе "Развитие судебной  системы России" на 2002-2006 годы: постановление  Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской  Федерации.-2001.-№ 49. - Ст. 4623. - программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебно-правовой системы в Российской Федерации.

2. К началу 2002 года Государственной  думой были приняты:

-Уголовно-процессуальный кодекс  РФ;

-Кодекс об административных  правонарушениях;

-Трудовой кодекс РФ.

Поэтому можно отметить, что современное  состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет  говорить, что достигнуты серьезные  результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового  государства:

-судебная власть утвердилась  как самостоятельная и независимая  в своей деятельности от законодательной  и исполнительной властей, конституционно  определена ее компетенция;

-решены основные вопросы независимости  судей;

-создана единая система судебной  власти Российской Федерации,  закреплена структура федеральных  судов и судов субъектов Российской  Федерации;

-создан Конституционный Суд,  органы конституционного правосудия  субъектов Российской Федерации  и система арбитражных судов;

-учреждены институты мировых  судей, присяжных заседателей,  судебных приставов, усилены гарантии  независимости судей военных  судов от командования и органов  исполнительной власти;

-обеспечена система гарантий  самостоятельности судов, сформированы  органы судейского сообщества - съезды  и Советы судей, квалификационные  коллегии судей;

-учрежден Судебный департамент  при Верховном Суде РФ, урегулирован  вопрос материального обеспечения  деятельности судов всех уровней;

-реализован принцип финансирования  судов из федерального бюджета;

-обеспечена государственная защита  судей при исполнении ими полномочий  и создана система материальных  и социальных гарантий судей.

Однако темпы процесса обновления законодательства в этой сфере не вызывают удовлетворения ни у законодателей, ни у правоприменителей. Это отмечалось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось, что достаточная законодательная  база, обеспечивающая осуществление  быстрого, полного, справедливого, гуманного  и неотвратимого правосудия, еще  не создана.

Информация о работе Правовая реформа России - сущность, цель и проблемы