Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:31, реферат
цель: расширить свой кругозор по - этому актуальному вопросу, ознакомиться с различной литературой, узнать новых авторов, а главное – найти ответ на вопрос о возможности реального достижения правового государства, и если да, то каким образом этого достичь.
Для раскрытия сущности правового государства будут последовательно рассмотрены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение идеи правового государства;
- дать понятие и изложить признаки правового государства;
- характеристика гражданского общества и основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе;
- охарактеризовать разделение властей и права и свободы в правовом государстве;
- основные черты правового государства и его формирование в России.
гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.
В отличие от него правовое
государство связано правом, исходит
из верховенства закона, действует
строго в определенных границах, установленных
обществом, подчиняется обществу, ответственно
перед гражданами, обеспечивает социальную
и правовую защищенность граждан.
Особенности механизма правового
государства заключаются в
Правовое государство опирается:
1. на провозглашение нерушимости
прав человека со стороны
2. на установление четкого механизма гарантий прав и свобод;
3. на право граждан делать все то, что не запрещено законом;
4. на обязанность государства, его органов и должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и законов;
5. на конституционное правление, построенное на принципе разделения ветвей властей;
6. на принцип верховенства конституции по отношению к другим законам;
7. на развитую, четкую и непротиворечивую правовую систему;
8. на принцип независимого суда;
9. на социальный контроль политики и власти;
10. на независимость массовой информации.
2. Признаки правового государства
2.1 Характеристика и понятие гражданского общества
Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.
Категория «гражданское общество8», стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.
Гражданское общество Гегеля - это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю - он точно
определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы.
Гражданское общество - это
не некое абстрактное и
Гражданское общество и правовое
государство логически
Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.
Гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - едва ли не главный признак и основа гражданского общества.
Природе гражданского общества
соответствует принцип
Во-первых, лишь при таком понимании обозначается проблема законности самих законов, издаваемых высшими органами государственной власти в смысле их соответствия общепризнанным и узаконенным правам и свободам граждан.
Во-вторых, только при таком подходе к понятию законности гражданин в случае нарушения его прав ставится на один правовой уровень с государством и его должностными лицами при рассмотрении и решении спора о нарушенном праве.
Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.
Рубеж XIX - XX вв. можно считать началом нового этапа развития гражданского общества. К этому времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. С другой стороны, организованный в профессиональные союзы рабочий класс сложился во внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели и на защиту интересов которого притязает ряд влиятельных политических партий и движений. В защиту демократических и социальных прав и свобод выступают широкие слои служащих, лиц свободных профессий, деятелей науки, культуры и искусства, научная интеллигенция, студенты, молодежь.
Решающим фактором сохранения гражданского общества, современного государства и права или, наоборот, замены их тоталитарным строем является состояние народа как особой социальной общности.
В кризисные периоды
Но само существование человечества - доказательство несбыточности ряда крайне пессимистических прогнозов о конце истории, которым нет числа. До сих пор человечество существовало как саморегулирующаяся система с сильным инстинктом самосохранения. Гражданское общество, права и свободы человека, правовое и социальное государство - основные ориентиры в этом саморегулировании.
2. 2 Разделения и единство властей. Верховенство закона и права
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического правового государства10.
Идея разделения властей,
выдвинутая еще античными мыслителями
(Аристотель), была развита в эпоху
буржуазных революций в противовес
абсолютизму и феодальному
Ш. Монтескье придал этой
концепции вполне завершенный и
стройный вид. И, что не менее важно,
в его интерпретации концепция
разделения властей получила свое отражение
и закрепление в
Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776года и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной частью нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип разделения властей, представляет статья 15 Декларации: «Любое общество, в котором не обеспечено осуществление прав и не закреплено разделение властей11». Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы, два разных принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На первый взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть результат редакционной погрешности. В действительности это не так.
Проблема осуществления прав и свобод, и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом единстве. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Проблема соотношения свободы и власти привлекает внимание видных мыслителей во все последующие века. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и правительства12», - констатирует Джон Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.
Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии.
Наиболее полно и
Все органы, занимающиеся вопросами
обеспечения законности и дисциплины,
наделены для этого юридически-
В работе « О духе законов» Монтескье писал: « Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя15».
Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое значение
для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа.