Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:52, курсовая работа
Целью работы является - рассмотрение правового государства, его основных черт, характеристик и особенностей.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие правового государства;
- рассмотреть основополагающие моменты правового государства;
- а также раскрыть некоторые характерные черты, то есть признаки правового государства.
Введение
1. Основные понятия о правовом государстве
1.1 Понятие правового государства
1.2 Основы правового государства
2. Принципы правового государства
1. Верховенство закона
3. Система «сдержек и противовесов»
4. Взаимная ответственность государства и личности
5. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития
6. Соблюдение и защита прав человека
7. Ограничение государственной власти правом
Заключение
Список использованной литературы
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.
В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе. Концептуальные положения и пути формирования правового государства с учетом конкретных условий развития страны излагаются в трудах С.С. Алексеева. А.В. Венгерова, В.Е. Гулиева, Н.Н. Деева, В.Д. Зорькина,В.Н. Кудрявцева, Б.Л. Лазарева, Р.З. Лившица, В.С. Нерсесянца, М.И. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова, Б.И. Топорнина, Р.А. Халфиной, З.М. Черниловского, В.А. Четвернина и других.
Правовое государство - многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство -- это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь с том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости5.
Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.
1.2 Основы правового государства
Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.
Основы правового государства носят следующий характер:
- Экономический;
- Политический;
- Социальный.
Ниже рассмотрим каждую из них в отдельности:
1. Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.
2. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.
3. Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.
Верховенство закона во всех сферах общественной жизни является одним из важнейших принципов правового государства. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой.
Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют меру свободы в жизненно важных сферах, охраняют нравственные ценности общества. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон6.
В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.
Основной
закон правового государства - конституция.
В ней сформулированы правовые принципы
государственной и общественной жизни,
все текущее законодательство должно
соответствовать ей. Никакой другой правовой
акт государства не может противоречить
конституции. Приоритет конституции -
неотъемлемая черта правового государства.
Верховенство закона, и, прежде всего конституции,
создает прочный режим правовой законности,
стабильность справедливого правового
порядка в обществе.
Лимитировать власть может только другая власть, то есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, воли гражданского общества. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышение юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности над правами государства.
Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную.
Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроектов, принятие закона, его опубликование.
В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживаюшей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. Законодатель в своих действиях ограничивается самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.
В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею ведомственных актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.
Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом и др.
Деятельность
государственных структур должна ограничиваться
их компетенцией, которая основывается
на принципе «дозволено только то, что
прямо разрешено законом»7.
Этот принцип выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее осуществления. Это отношения должны строиться на началах равенства и справедливости. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
Правовое государство должно не только выработать систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Определяя в законах меру свободы личности,государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях идействиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость вотношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и внесут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.
Не менее важна и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Преодолеть отчуждение гражданина от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно лишь путем раскрепощения личности.
Идея
правового государства есть идея взаимоуправления
гражданского общества и государства,
предполагающая разрушение монополии
государства на власть с одновременным
изменением соотношения свободы государства
и общества в пользу последнего и отдельной
личности.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого.
В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», и наоборот: «Все, что не дозволено власти - ей запрещено»8.
Правовой
характер свободы индивида проявляется
в различных сферах общественной жизни.
В современном демократическом государстве
объективное право свободы воплощается
в субъективных правах личности, разнообразных
по своему конкретному содержанию. Но
главное в них - это права индивида на положительные
действия государства в его интересах:
право на неприкосновенность личности,
право на образование, социальное обеспечение,
судебную защиту, свободное передвижение
в пределах государственной территории
и т.д. Степень развитости и гарантированности
свобод личности обусловливается зрелостью
правовых начал государственности, объективными
социально-историческими, экономическими
и духовными предпосылками.
Согласно Конституции России9, многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Суверенный народ, которому принадлежат верховенство и полнота государственной власти, сам определяет свое отношение к социальной действительности и выражает его посредством государства и права, самостоятельно устанавливает рамки и формы государственно-правового «вторжения» в различные сферы общественной жизни.
Государство же есть инструмент претворения в жизнь общей суверенной воли народа. Причем зависимость государства от воли народа имеет не только социально-политическое, но и юридическое, прежде всего конституционно-правовое, содержание, она получает выражение и закрепление в праве.