Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ сущности правового государства и его признаков, а также изучение проблемы построения правового государства в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – это вопросы о понятии, идеях правового государства, его признаках, об отдельных его проявлениях в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
§1. Становление теории правового государства: основные идеи и концепции правового государства………………………………………………………………………......5
§2. Понятие и признаки правового государства……………………………………..12
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Принципы правового государства…………………………………………………19
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации……...23
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Правовое государство..docx

— 85.83 Кб (Скачать файл)

Существует еще одна концепция правового государства — концепция социалистического правового государства. Она родилась в конце 80-х гг. прошлого столетия в СССР. Такая концепция социалистического правового государства не получила своего развития и поддержки в странах, образовавшихся на развалинах СССР. Более того она была отвергнута как несостоятельная ввиду того, что социализм и правовое государство — понятия несовместимые.

Кроме того, понятие правового государства можно рассматривать с узкой и широкой трактовок. То есть правовое государство, подобно всякому государству, может быть истолковано и как определенным образом организованное общество, и как особая политическая организация.

Правовое государство в широком смысле – это, по сути своей, правовое общество, которое характерно для гражданского общества при широкой его трактовке и фактически с ним сливается.14 Нас же интересует правовое государство в узком смысле – особая политическая организация гражданского общества.

Итак, правовое государство — это государство, которое в своей деятельности связано естественным правом, подчиняется ему, признает и гарантирует естественные права и свободы человека.15

Вместе с тем данное определение, как и всякое определение, не раскрывает всех сторон государства. Поэтому, чтобы получить о правовом государстве более глубокие представления, необходимо выяснить основные его признаки.

Правовому государству как особой политической организации гражданского общества присущи две группы признаков: признаки, которые характеризуют его как государство, и признаки, которые характеризуют его как правовое государство. Ниже речь будет идти о второй группе признаков.

В научной литературе нет четкого разграничения понятий принципы и признаки правового государства, как правило, фигурируют сходные понятия в разных сочетаниях. Многие авторы отмечают, что принципы и признаки правового государства обнаруживают заметное сходство. Принципы – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию государства, которое могло бы называться правовым.16 При этом, нередко происходит смешение признаков правового государства в широком и правового государства в узком смысле.

Можно выделять различные признаки правового государства, но основными отличительными признаками, его сущностными характеристиками являются следующие.

Во-первых, правовое государство – это демократическое государство, т. е. государство, которое формируется на демократических началах и является выражением народовластия. Это государство, которое осуществляет власть демократическими методами, способами и средствами в интересах населения страны и во благо общества, которое признает и реально гарантирует демократические права и свободы каждой отдельной личности. В этой связи антидемократические государства не являются и не могут быть правовыми, поскольку не являются выражением народовластия и не признают, а если и признают, то реально не гарантируют права и свободы личности.

Во-вторых, правовое государство – это государство, которое в своей деятельности связано правом и подчинено ему. Связанность государства правом – один из важнейших признаков правового государства. При этом речь идет о связанности государства не столько позитивным, сколько естественным правом. Правовое государство – это государство, которое признает и уважает естественное право, естественные права человека, которое основывает свои законы на естественном праве, наполняя их тем самым правовым содержанием, и которое в своей деятельности руководствуется этими законами и неукоснительно их выполняет. Гражданское же общество, обладая действенной системой средств, способно поставить государство под свой контроль и заставить его признавать и уважать естественное право и естественные права человека.

В-третьих, правовое государство – это государство, основанное на принципе разделения властей. Данный принцип относится к числу важнейших принципов организации власти и деятельности государственного аппарата в демократическом государстве. Согласно этому принципу в государстве должны существовать относительно независимые друг от друга ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Традиционная концепция разделения властей способствует созданию системы сдержек и противовесов, с помощью которых ветви власти беспрепятственно осуществляют свои функции. Законодательная власть, избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости.

В-четвертых, правовое государство – это государство, в котором должно иметь место верховенство правового закона. Закон как акт, обладающий высшей юридической силой, в правовом государстве должен не только господствовать над подзаконными нормативными актами, но и быть правовым, основываться на праве. В законе должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и обновления. Правовой характер закона относится, прежде всего, к конституции, которая является главным законом страны, закрепляет основные устои государственной и общественной жизни и обладает приоритетом по отношению ко всем другим нормативным правовым актам.

В правовом государстве меняется соотношение государства и права: если до сих пор в целом, его отдельные отрасли и институты рассматривались как некий атрибут государственной власти, как придаток государственного аппарата, то в правовом государстве право, являясь порождением воли народа, выраженной в законе, изданном высшими органами государственной власти, становится главным регулятором наиболее важных общественных отношений, в том числе и тех, которые регламентируют деятельность всех органов государственной власти и государственного управления. Закон является фундаментом правового государства, защитником свободы и равенства граждан, порядка и организованности в обществе, гарантом принципа социальной справедливости.17

В-пятых, правовое государство – это государство, которое признает и реально гарантирует права и свободы человека и гражданина. Этот признак проявляется в том, что государства, считающие себя правовыми, прямо или косвенно, закрепляют в своих конституциях идею о ценности человеческой личности и человеческого достоинства, о прирожденном и неотчуждаемом характере ее прав и свобод, которые неприкосновенны и являются непосредственно действующими. Задача государства состоит в том, что оно должно признавать права и свободы человека, обеспечивать их и сообразовывать с ними свою деятельность.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за гражданином определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность «невмешательства» государственной власти соответствует праву гражданина требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Реальное проявление право свободы охватывается формулой: «Все, что не запрещено гражданину, ему дозволено»,  - и, наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

Правовой характер свободы гражданина проявляется в различных сферах общественной жизни. В современном демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему  конкретному содержанию. Но главное в них – это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т. д.

В-шестых, правовое государство – это социально ориентированное государство. То есть это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека  (ст. 7 Конституции РФ). Не случайно современные государства, считающие себя правовыми, называют себя также социальными. Это значит, что современное правовое государство является государством, деятельность которого носит социальный характер.

И, наконец, в-седьмых, правовое государство – это государство, которое за свою деятельность несет ответственность перед обществом и личностью. Обычно этот признак формулируют иначе: как взаимную ответственность государства и личностью. Ведь речь идет о правовом государстве как элементе, атрибуте гражданского общества. Государство в условиях гражданского общества должно осуществлять свою деятельность в интересах общества, а также каждой отдельно взятой личности.

Данный признак в содержательном плане имеет специфические правовые принципы: 1) равенство сторон государства и гражданина; 2) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Говоря об ответственности государства перед обществом и личностью, разумеется, не следует исключать ответственность личности перед государством. Но, как совершенно верно подметил А.Ф. Черданцев, ответственность личности перед государством существует во всех государствах.18 Для правового же государства как организации публичной власти важно другое, а именно его ответственность перед обществом и личностью.19

Помимо вышеперечисленных признаков, в современной литературе выделяют и некоторые другие признаки правового государства. Всеобщее избирательное право - основа народной государственной власти - признак не исключительно только правового государства. Однако с уверенностью можно сказать, что без развитой системы избирательного права и институтов, гарантирующих реализацию этого права каждым гражданином, обладающим избирательным правом, функционирование правового государства не только проблематично, но и невозможно. Наличие высокоорганизованного гражданского общества. Данный признак также можно отнести к одному из условий построения правового государства. К признаку правового государства относят высокий уровень правового сознания и правовой культуры. Он вполне может быть отнесен и к условию построения правового государства. Признаки последней группы, как отмечает Малько А.В., в той или иной мере вытекают из предыдущих и создают для них обеспечивающий фон. Отдельные авторы в качестве признаков правового государства также отмечают формирование эффективного режима ограничения государственной власти правами человека, федерализм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для правового государства характерны кроме традиционных признаков государства собственные признаки, характеризующиеся особенностью его назначения, степенью направленности его функций на обеспечение прав и свобод конкретного человека и гражданина исключительно на основе права, сущность которого понимается как нормативно закрепленная справедливость.

 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§1. Принципы правового государства

Характеристика понятия «правовое государство» будет далеко не полной, если обойти стороной его принципы. Принципы правового государства – юридически значимые характеристики государства и государственной власти, которые позволяют отделить правовое государство от других моделей, конструкций, теорий государственной власти. Как уже говорилось ранее, некоторые исследователи не видят принципиальной разницы между понятиями «признаки правового государства» и «принципы правового государства», тем не менее, некоторые различия между ними существуют. Если основных признаков может быть неограниченное количество, то число принципов носит исчерпывающий характер. Условно говоря, все принципы являются признаками, но не все признаки являются принципами правового государства.   Принципы правового государства, как правило, закреплены в конституциях и основных законах демократических государств, которые стремятся к формированию правового государства. Таким образом, С.С. Алексеев выделяет следующие принципы правового государства:

  1. Принцип верховенства права и закона, иначе его именуют принципом приоритета права. Данный принцип может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право неразрывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормального образа жизни. Во-вторых, государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общественной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования. В принципе верховенства права, можно сказать, что и заключается основная идея правового государства: осуществление своей деятельности государственными органами на основе господства права, закона. В конечном счете приоритет права означает: 1) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; 2) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; 3) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; 4) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Принцип верховенства права отражен в ч. 1 ст. 4 Конституции РФ, в которой провозглашается: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

  1. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Изначально можно подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.20 Его комплексность заключается в том, что лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер данного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность же этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Информация о работе Правовое государство