Правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ сущности правового государства и его признаков, а также изучение проблемы построения правового государства в Российской Федерации.
Предмет исследования курсовой работы – это вопросы о понятии, идеях правового государства, его признаках, об отдельных его проявлениях в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
§1. Становление теории правового государства: основные идеи и концепции правового государства………………………………………………………………………......5
§2. Понятие и признаки правового государства……………………………………..12
Глава 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§1. Принципы правового государства…………………………………………………19
§2. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации……...23
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Правовое государство..docx

— 85.83 Кб (Скачать файл)

Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в России является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.

Одним из существенных условий формирования и функционирования правового государства является наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона.

Таким образом, правовые условия предполагают наличие эффективного правотворческого процесса, эффективной системы норм права или системы права.

Практика государственного строительства показывает, что реализация принципов правового государства в России сопряжена с большими трудностями. Реформирование экономики не привело к разделению собственности и власти, средний класс, гражданское общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством обеспечения свободы экономической. Формирование правовой государственности происходит в экстремальных условиях резкого падения производства, политической нестабильности, правового нигилизма, выражающегося в девальвации права, игнорировании законов, недооценке их регулирующей, социальной роли.

Государство не выполняет в полной мере свои основные функции обеспечения безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод. Сегодня оно не является надежным барьером на пути криминальных структур. Налицо регресс многих социально-гражданских ценностей, деформация многих социальных отношений, - такова констатация тенденций, не приближающих, а удаляющих сегодня Россию от модели правовой государственности.

Основными проблемами государственно-правового строительства в России следует считать:

    • реактивный характер преобразований;
    • приоритет экономических реформ перед государственно-правовыми.

Можно сказать, что в результате эффективной реализации принципов правового государства в практике государственного строительства в России препятствуют такие явления, как:

  1. Отсутствие стабильной политической системы. Отсутствие реальной политической конкуренции и политической ответственности;
  2. Отсутствие доступного, реально независимого и эффективного правосудия;
  3. Неэффективность системы защиты свободы и собственности;
  4. Запутанность системы взаимоотношений Федерации со своими субъектами, а последних  -  с органами местного самоуправления;
  5. Неповоротливость государственного аппарата, который не ориентирован на реальные потребности динамичного развития страны.

Верховенство легитимного закона складывается тогда, когда тому 
способствуют экономические, социальные и политические предпосылки: 
раскрепощённый производитель, независимый потребитель, равноправный 
гражданин, свободная личность, демократическая политическая система в 
целом. Идею правового государства можно проводить в жизнь только с учетом уровня развития экономики, политики и культуры в государстве. Поэтому трудно говорить о правовом государстве в России, принимая во внимание уровень нашей экономики.

Безусловно, нельзя говорить о независимости России с точки зрения экономики. Что же касается развитости частной собственности, в ст. 35 Конституции сказано: «Право частной собственности охраняется законом». Гражданское общество в подлинном смысле – это общество частных собственников. В Конституции утверждены такие права, свободы и обязанности, как: право частной собственности; право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, право на землю, право на жилище, обязанность платить законно установленные налоги и сборы. К правам в социальной области можно отнести право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на защиту от безработицы ,право 
на отдых, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Далеко не все эти права соблюдаются. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, основной частью правовой системы России. Право граждан на защиту от безработицы не соблюдается. А установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого права на жизнь. Без органического согласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построить невозможно.

Другим немаловажным условием существования правового государства является достижение высокого уровня политического и правового сознания людей, выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии.

Под правовой культурой принято понимать совокупность знаний, правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убежденность, стремление, желание действовать так, как того требуют законы и подзаконные акты. Из данного определения видно, что держателем правовой культуры, культурным с позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает законодательство, умеет им воспользоваться не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы могут и должны делить членов общества лишь на две категории: законопослушных и правонарушителей.

Сложность становления правовой культуры в России состоит в том, что в настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию российского общества. Концепция переходного периода в формировании правовой культуры должна учитывать разность, даже полярность мировоззренческих взглядов российских граждан, оказавшихся в тяжелейших условиях революционного обновления общества. Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в России является также создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, только отдаляют страну от правового государства.

Одним из существенных условий формирования и функционирования правового 
государства является наличие в стране гражданского общества. В 
отечественной и зарубежной литературе существует довольно много не 
совпадающих друг с другом представлений о понятии гражданского общества 
и о характере его соотношения с государством. Нередко, например, 
гражданское общество понимается как система противостоящих государству и 
«конкурирующих между собой взглядов, интересов и воззрений отдельных 
социальных групп и индивидов», как комплекс различных общественных 
объединений и движений, связанных между собой личными и общественными 
интересами, «экономическими взаимозависимостями», а также правовыми и 
неправовыми правилами и обычаями.

Среди составных частей гражданского общества при этом выделяются прежде всего такие ассоциации, как клубы, университеты, церковь, семья, объединения и другие. Все имеют относительную самостоятельность по отношению друг к другу, а также независимость от государства.

Гражданское общество рассматривается не только как гарант 
последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как 
важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового 
демократического государства, поскольку оно имеет своим главным 
назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с 
тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но 
одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы 
заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих 
правовых актов, вернуться на стезю закона.

Тем не менее, несмотря на вышеперечисленные факторы, препятствующие построению правового государства в Российской Федерации, его формирование остается нашей безусловной целью, к которой мы в последнее время, несомненно, очень серьезно продвинулись.

Российская Федерация за короткое время существования своей государственности предприняла впечатляющие шаги в области укрепления институтов правового государства. Но это - фрагменты, которые пока не могут соединиться и составить функционирующее правовое государство. Движутся и государство, и общество - к полноценному правовому состоянию слишком медленно. Это обстоятельство тормозит реальное развитие России, создает риски и угрозы.

Для того чтобы Россия, наконец взяла правовой барьер, т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно справедливое государство, необходимо проведение в стране правовой реформы. В отличие от судебной реформы, правовая реформа еще никогда не провозглашалась в российской истории.

Наше время - подходящий момент для ее начала. Если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы, прежде всего создание правовой, конституционной экономики, с очень большой долей вероятности начнут давать сбой.

 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

Концепция правового государства представляет своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности, с учетом рассмотрения подавляющего большинства общественных идеологий и теорий.

Исследователи иногда справедливо отмечают, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая в роли ориентира при государственном строительстве.

Их различных определений правового государства как за основу я взяла точку зрения Н.А. Пьянова на  данное понятие: «Правовое государство — это государство, которое в своей деятельности связано естественным правом, подчиняется ему, признает и гарантирует естественные права и свободы человека». Но поскольку данное определение не достаточно раскрывает сущность правового государства, я рассмотрела его отдельно взятые признаки, такие как связанность государства правом, строение государственной власти с учетом принципа разделения властей, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, социальная ориентированность и взаимная ответственность государства и гражданина или личности.

Становление гражданского общества и правового государства — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Гражданского общества – общества граждан, а не тех, кто номинально ими является, но не участвует в судьбе государства – на сегодняшний день в России можно сказать нет, за исключением отдельных групп населения, которые, осознав предлагаемую им возможность, используют права и свободы (не забывая, естественно об обязанностях), данные государством. Становление гражданского общества процесс длительный. Только всесторонний охват сможет воспитать граждан.

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Современное российское государство - переходное. Становление правового государства в России - процесс длительный и сложный. Правовое государство является не просто удачной моделью или навязанной идеологией. Оно давно уже стало принципом культуры и структуры современного общества.

Главным выводом как результатом данной работы будет следующий: перспективы развития правового государства в России реальны, при наличии и планомерном развитии следующих условий:

  1. улучшение жизненного уровня всех слоев населения;
  2. проведение эффективных социальных реформ;
  3. выведение из кризиса промышленности, стабильный рост определяющих экономических показателей;
  4. верховенство права;
  5. совершенствование механизма правового регулирования;
  6. улучшение правопорядка;
  7. совершенствование правосознания, правового воспитания, повышение правовой культуры населения.
  8. проведение правовой реформы.

Информация о работе Правовое государство