Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:20, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства.
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1 Правовое государство как юридическая категория……………………….…5
1.1 Понятие правового государства……………………………………………...5
1.2 Принципы правового государства……………………………………...……9
2 Реализация принципов правового государства в Республике Беларусь…...14
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...22
5
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
по теме:
«Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь»
Студент
1 курса, гр. ГУП-3
Научный руководитель Бакун Анна Станиславовна
преподаватель, магистр
юридических наук
Минск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...…………………………………………………
1 Правовое государство как юридическая категория……………………….…5
1.1 Понятие правового государства……………………………………………..
1.2 Принципы правового государства……………………………………...……
2 Реализация принципов правового государства в Республике Беларусь…...14
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в Республике Беларусь правового государства. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается как понимания права в целом, так и его роли в гражданском обществе, а также проблем построения правового государства.
Правовое государство является реальным только тогда, когда государственная власть и право находятся в состоянии равноправного партнерства для качественной правовой организации государства. Такая государственность становится возможной лишь тогда, когда право позитивное начинает сближаться с правом естественным – как в нормотворчестве, так и в правоприменении.
В развитых странах все большее число граждан осознает созидательную задачу права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти.
Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также обеспечения прав и свобод человека, является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации. Во все времена идея правового государства и сам процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как антипода деспотическому образу правления, абсолютизму, полицейскому государству.
Сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности, средство борьбы с бюрократизмом, местничеством и ведомственностью, форма осуществления и существования реального народовластия. Приобщаясь в рамках нового политического мышления, новой юридической доктрины к мировым общечеловеческим ценностям, общество в Республике Беларусь одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового социального государства.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить практику становления правового государства в мировой истории и воплощение принципов правового государства в Республике Беларусь.
Задачами исследования являются исследование понятия и изложение принципов правового государства; анализ реализации принципов правового государства в Республике Беларусь.
Данной теме в мировой практике уделяется большое внимание. Идею правового государства высказывали ещё такие древние мыслители, как Аристотель, Платон, Сократ и другие. Она получила своё развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Д. Локка. Среди современников эту проблему рассматривают М.И. Пастухов, А.И. Бобылев, М.А. Краснов.
При рассмотрении данного вопроса мы руководствовались Конституцией Республики Беларусь, научной литературой, учебной литературой, нормативными правовыми актами.
1 Правовое государство как юридическая категория
1.1 Понятие правового государства
Концепция правового государства призвана утвердить автономию личности, то есть определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это тем, что все мыслители дают определение понятия «правовое государство» на основе собственных представлений о праве, государстве, власти. Таким образом, концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий [1, с. 17]. К этому следует добавить, что развитие представлений о государстве, власти, праве в истории человеческой мысли следует рассматривать конкретно-исторически, с учётом реальной среды, в которой эти идеи возникли и получили распространение [2, с. 34].
Но во всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно выделить общую синтезирующую основу, прямо или косвенно выводимую из большинства учений о правовом государстве, которой выступает стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является человеческая личность [1, с. 17].
Идея правового государства всегда покоилась на дуализме государства и права. Но одновременно она опиралась на общефилософское представление о праве как высшей ценности, обладающей своим собственным содержанием.
Не смотря на то, что концепция правового государства реализуется в большей части на современном этапе формирования общества, представления о таком государстве начали формироваться уже на ранних этапах развития государственности.
Ученые древности, в частности, Сократ, Демокрит, Аристотель и другие, считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства [3, с. 72].
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Н. Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций получила развитие школа естественного права. Первый выдающийся теоретик этой школы Гроций целью правового государства считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех [3, с. 73]. Он определил государство как «совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы» [4, с. 146].
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных [5, с. 57].
Французский философ ХVIII в. Жан Жак Руссо в трактате «Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, в которой выразил идею народного суверенитета и права народов вернуть себе свободу, узурпированную тем или иным деспотом [6, с. 499].
Дальнейшее развитие концепция правового государства получила в учениях немецких мыслителей. Так, Кант понимал под государством объединение множества людей, подчинённых правовым законам, а Гегель идею правового государства основывал на связности государства правом, неприкосновенности частной собственности и вытекающих из нее прав и свобод личности [4, с. 146].
В начале ХХ века концепция правового государства получила широкое распространение на европейском континенте, в том числе и в трудах русских мыслителей. Однако после Октябрьской революции она была отвергнута. Только в конце 80-х годов советские теоретики признали ценность данной идеи.
Среди современных мыслителей также существует множество определений рассматриваемого понятия.
По мнению профессора В.Н. Хропанюка, под правовым государством следует понимать такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права [3, с. 80].
Профессор С.Г. Буянский подразумевал под правовым государством прогрессивную идеологию гражданского общества, постепенная объективация которой на нормативном уровне обусловлена уровнем общественного правопонимания.
На наш взгляд, нельзя брать во внимание лишь одно определение понятия «правовое государство». Приведенные на эту проблему точки зрения поступательно освещают становление идеи правового государства. Каждая из позиций дополняет предыдущую. Таким образом, можно сформулировать на основе синтеза общее определение.
Думается, под правовым государством можно понимать форму общежития людей, при которой граждане и государство связаны общеобязательными правовыми законами, заключенную ради соблюдения прав и свобод граждан и общей пользы.
Таким образом, отслеживая развитие идеи правового государства, можно выявить постепенное становление принципов правового государства.
1.2 Принципы правового государства
Принципы правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.
По этому поводу существует множество позиций. Так, М.И. Пастухов в правовом государстве выделяет такие принципы, как разделение властей; верховенство права или верховенство закона; уважение прав и свобод человека [4, с. 147].
К этому перечню принципов Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Г.А. Василевич причисляет такой принцип, как независимость суда при отправлении правосудия [7, с. 7].
В свою очередь, А.И. Бобылев выделяет демократизм организации и деятельности государства; господство права и верховенства закона; признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина; функционирование публичной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную; взаимодействие личности, общества, государства; развитие гражданского общества; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права; обеспечение конституционной законности и правопорядка [8, с. 7].
В юридической литературе последних лет называют и ряд других принципов правового государства: четкое разграничение функций общества и государства; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти и другие [6, с. 502 – 503].
Основой правового государства выступает принцип разделения властей, поэтому он находит свое отражение в позициях всех авторов. Данный принцип осуществлен во всех современных государствах, признающих демократический путь развития. В соответствии с ним обеспечивается разграничение компетенции высших органов власти. Осуществление этого принципа позволяет не допустить злоупотреблений властными полномочиями, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает предпосылки к эффективной деятельности государственных структур. Принцип разделения властей предполагает создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. В соответствии с этой системой органы власти взаимно удерживают и контролируют друг друга в рамках действующего законодательства [4, с. 147].
Однако разделение властей не означает их противоречия единству государственной власти. Каждая из отраслей единой государственной власти имеет свое предназначение и наделяется соответствующей компетенцией; они самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из отраслей не может принять на себя функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии [6, с. 505]. У всех ветвей власти единые цели: создание правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение прав и свобод человека и гражданина [8, с. 8].
Уясним назначение каждой ветви власти.
Законодательная власть заключается в решении наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики, принятии законов, избрании высших должностных лиц и другом.
Информация о работе Правовое государство: от идеи к практике воплощения в Республике Беларусь