Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа
Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие правового
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы
правового регулирования…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Мы живем в стране, где право
является особым и главным государственным
регулятором общественных отношений.
Опираясь на право, действуя в соответствии
с правом, и не противореча ему,
в условиях цивилизации достигается
такая организованность общества, при
которой реализуется
Наличие правового регулирования
просто необходимо для обеспечивания
и гарантирования в нормативном
порядке свободы в обществе. Правовое
регулирование – это явление,
необходимость которого возникает
из ряда предпосылок, например таких
как, утверждение справедливости, создание
оптимальных условий для
Определяя привлекательность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и законности.
Актуальность темы курсовой работы. Процессы глубоких и драматичных социальных изменений, переживаемых российским обществом на протяжении двух последних десятилетий, не только обострили ситуацию в демографической, социально-стратификационной и нормативно-ценностной сферах жизнедеятельности отечественного социума, но и поставили вопрос о формах, механизмах и логике приспособительных стратегий, избираемых его членами.
Общественные отношения в
Целью курсовой работы является анализ
и обобщение основных теоретических
положений, изложенных как в общетеоретических
трудах, так и учеными в области
права по вопросу о понятии, содержании,
видах методов правового
В связи с этим основными задачами курсовой работы являются:
• рассмотреть общественные отношения как научную и правовую категорию;
• анализ теоретических положений
теории государства и права по
вопросу о понятии, видах и
содержании методов правового
• на основе исследования теоретических
положений теории государства и
права, действующего законодательства,
выявление современных способов
правового регулирования
• раскрытие роли и основных направлений
деятельности государства в сфере
правового регулирования
Правовое регулирование
Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.2
Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.).3 Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального
Юрист должен знать, что в широком
смысле слова разностороннее воздействие
на общественные отношения оказывает
вся совокупность правовых явлений,
в том числе правовые идеи, принципы
правовой жизни общества, не воплощенные
в юридические формы (в законы,
другие нормативные правовые акты,
решения судебных органов и др.).
Но для решения своих
Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения — эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.
Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Правовым регулированием можно
назвать только такое воздействие,
при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели. Например, в
целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности,
повышения эффективности
Но если под воздействием законодательного
акта или его норм наступают последствия,
не предусмотренные
Не является правовым регулированием
воздействие, осуществляемое неюридическими
средствами. Так, пропаганда даже правовых
идеалов через средства массовой
информации не может быть отнесена
к правовому регулированию как
специально-юридической
Безусловно, в реальной жизни духовное,
идеологическое, психологическое воздействие
права пересекается, сочетается со
специально-юридическим
Выделение правового регулирования
как целенаправленной, результативной,
нормативно-организационной
1.2. Предмет правового регулирования
Право не должно, да и не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. На каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового
регулирования заужена, когда не
используются возможности права
для упорядочения общественных отношений,
в обществе возникает угроза произвола,
хаоса, непредсказуемости в тех
областях человеческих отношений, которые
можно и нужно упорядочить
с помощью права. А когда сфера
правового регулирования
Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала,
что в сферу правового
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно осуществляться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
От характера, вида общественных отношений,
составляющих предмет правового
регулирования, зависит степень
интенсивности правового
Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений