Правовое регулирование общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Мы живем в стране, где право является особым и главным государственным регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается такая организованность общества, при которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Понятие правового регулирования общественных отношений…………….5
1.1. Правовое регулирование как особый вид социального регулирования….6
1.2. Предмет правового регулирования…………………………………………8
1.3. Пределы правового регулирования………………………………………..11
2. Механизм правового регулирования общественных отношений……….....12
2.1. Понятие механизма правового регулирования…………………………....12
2.2. Элементы механизма правового регулирования……………………...…..21
3. Методы, способы и типы правового регулирования……………………….28
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани2.docx

— 65.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.3. Пределы правового регулирования

 

       Пределы правового регулирования - границы социального пространства, в пределах которых объективно возможно распространение регулятивного действия права. Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения позитивного права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Это границы властно-волевого воздействия государства на общественные отношения, поведение и деятельность людей. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения закона, определяют характер воздействия права на сознание и поведение людей. Пределы правового регулирования обусловлены как спецификой права (как особого регулятора), так и метаюридическими факторами, коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены их общей культурой и цивилизованностью, детерминированы существующей системой отношений, особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, обусловлены экономическими, историческими, религиозными, национальными и другими обстоятельствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Механизм правового  регулирования общественных отношений

2.1. Понятие механизма правового регулирования

 

Наиболее общим образом механизм правового регулирования может  быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Понятие механизм правового регулирования производно от понятия правового регулирования. Как и понятие правового регулирования, оно в рамках правоведения представляет собой методологическую категорию, конкретизированно выражающую требования материалистической диалектики по отношению к явлениям правовой действительности. В соответствии с этим понятие механизм правового регулирования обеспечивает такое четко философски сориентированное видение правовых явлений, которое дает возможность провести в общей теории права специально-юридический анализ философского уровня.7

Понятие механизм правового регулирования позволяет: не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические акты и др. и обрисовать их как целостность (это достигается также и при помощи понятия «правовая система»), но и представить их в «работающем», системно-динамическом виде, что характеризует результативность правового регулирования, его способность гарантировать с правовой стороны достижение поставленных законодателем целей; высветить в связи с этим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе, показать их связь между собой и взаимодействие.8

Вместе с тем понятие механизм правового регулирования, хотя и производно от понятия правового регулирования, имеет самостоятельное высокозначимое место в категориальном аппарате общей теории права. Оно призвано отразить анатомию правовой действительности с ее динамической стороны и, следовательно, обрисовать саму субстанцию права, т.е. элементы правовой системы, через которые осуществляется правовое регулирование.

Это обстоятельство в высшей степени  важно при рассмотрении тех вопросов теории права, которые относятся  в основном к догме права и  технике юриспруденции и по своему содержанию являются общими для отраслевых юридических наук. Поскольку за исходные при таком рассмотрении взяты  положения о МПР, постольку здесь, при освещении специальных проблем  теории права, обеспечивается последовательное проведение метода материалистической диалектики. Таким путем общетеоретическая  трактовка вопросов догмы права  и техники юриспруденции может  быть поднята на философский (общесоциологический) уровень и интегрирована в  единое содержание общей теории.

Вместе с тем понятие МПР  является достаточно емким и многогранным, допускающим и другие подходы  к освещению средств правового  воздействия. Эти подходы, позволяющие  в ряде случаев использовать научный  потенциал иных наук - психологии, общей  социологии и др., - направлены на то, чтобы раскрыть те или иные, подчас весьма существенные, стороны процесса правового регулирования, свойственные ему механизмы.

Важно лишь, чтобы престижность соответствующего понятийного аппарата в терминологии не привела к неоправданному их использованию, а отсюда обесценению этой проблемы, утрате ею необходимой определенности: к такой ее постановке, при которой  всякая последовательная связь между  правовыми явлениями служила  бы основанием для конструирования  понятия механизма, к тому же подчас связанного со стремлением представить  его чуть ли не единственно оправданным  в научном отношении. Ведь при  всей емкости и многогранности понятия  МПР оно во всех случаях призвано показать системно-динамический срез правовой действительности, анатомию юридического воздействия.

Среди подходов к МПР, имеющих конструктивное значение, следует выделить три: инструментальный, т.е. специально-юридический механизм, психологический и социальный механизмы действия права.9

Можно предположить, что сам факт наличия обособленных друг от друга  подходов к проблеме МПР - свидетельство  еще недостаточно высокого состояния  ее разработки. В этом плане, по-видимому, наиболее теоретически значимых и практически  важных выводов можно ожидать  от исследований, в которых удастся  соединить указанные выше подходы. Уже сейчас видна органическая связь  между особым построением глубинных  элементов правовой системы, которая  характеризует специально-юридические  функции права и выражается в  соотношении дозволений, запретов и  обязываний, с психологическим механизмом, мотивами поведения людей, а отсюда с теми социальными явлениями, которые  можно отнести к социальному  механизму действия права (правовыми  установками, ориентациями участников общественных отношений и др.). В  связи с этим появляется ряд новых  социально-политических, юридических  и психологических моментов в  освещении элементов МПР - юридических  норм, правоотношений и др. Некоторые  из изложенных далее соображений  призваны отразить такого рода соединение подходов, или аспектов, к проблеме МПР.

Этот аспект охватывает весь комплекс средств, весь юридический инструментарий, который «работает» в процессе правового  регулирования.

Наряду с выделением в МПР  юридических норм, правоотношений и  других аналогичных средств воздействия  в нем может быть выделен и  более глубокий слой - то, что условно  может быть названо функциональным МПР (функциональным в том смысле, что перед нами правовые явления, в которых непосредственно выражаются специально-юридические функции  права).

МПР в психологическом аспекте  характеризует происходящие в результате правового регулирования формирование и действие мотивов поведения  людей-участников общественных отношений.

Перед нами, в сущности, своего рода проекция способов правового регулирования  на психологическую сферу личности. Даже при самом общем освещении  психологического механизма можно  отчетливо проследить, как по-разному  «работают» в сфере психики людей, с одной стороны, позитивное обязывание, а с другой - дозволения и запреты.

Позитивное обязывание, опосредствующее  динамическую функцию, направлено на то, чтобы сформировать побудительные  мотивы, поведения и обеспечить (в  конечном счете, преимущественно принудительными  мерами) их действие. Разумеется, в обществе такое обеспечиваемое правом формирование и действие побудительных мотивов  поведения согласуется, как правило, с формированием и действием  аналогичных мотивов под влиянием экономических, политических, духовно-нравственных факторов и потому органически вплетается в закономерные социальные процессы.

И все же взятый в чистом виде данный способ правового регулирования  предназначен для того, чтобы даже независимо от влияния иных факторов добиться при помощи многообразного комплекса юридических средств  нужного эффекта.10

С сугубо юридической стороны возложение обязанностей к активному поведению  представляет собой мощную «навязывающую» силу и поэтому наиболее надежное средство, направленное на достижение намеченного социального эффекта. Однако оценка этого способа правового  регулирования и меры его надежности неоднозначна.

Иной характер имеет психологический  МПР в плоскости дозволений и  запретов.

Если подходить к рассматриваемой  проблеме с сугубо юридической стороны, то на первый взгляд может сложиться  впечатление, что здесь основное, чего можно достигнуть при помощи юридических средств, - это формирование при помощи запретов сдерживающих мотивов  поведения участников общественных отношений и обеспечение их действия.

Между тем правовое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений и запретов, - решающий канал воздействия  права на общественную жизнь, прямо  согласующийся с его особенностями  и ценностью и что не менее  важно - способствующий развитию побудительных  мотивов поведения, причем таких, которые  вытекают из материальных и иных определяющих процессов в жизни общества и  соответствуют наиболее ценным психическим  качествам личности.11

Прежде всего, юридический запрет, хотя имеет в основном сдерживающий характер, может оказывать немалое  воздействие на поведение людей: ставить преграду возникновению  тех или других видов поведения, ориентировать на возникновение  иных видов поведения и т.д. Такое  воздействие во многих случаях органично  для социальной жизни, ибо юридический  запрет со всем сопровождающим его  довольно жестким юридическим инструментарием  нередко лишь подкрепляет уже  существующий моральный запрет и  потому (как это характерно для  социалистического общества) в большинстве  своем вообще не может рассматриваться  в качестве «навязываемого» участникам общественных отношений.

Самое же существенное заключается  в том, что юридическое регулирование, осуществляемое при помощи дозволений, призвано дать простор материальным, духовным и иным внеправовым стимулам. Оно, следовательно, органически вплетаясь  в экономические и другие основополагающие социальные процессы и тем самым  обеспечивая закономерное, естественное функционирование всего социального организма, направлено на то; чтобы развивались наиболее важные духовные, психические качества личности, связанные с самостоятельной, инициативной деятельностью участников общественных отношений, с их социальной активностью, творческим отношением к делу. Тем более, что в ряде случаев (правда, в прямой зависимости от социального строя, от содержания правового регулирования и его соотношения с моралью) само предоставление тем или иным лицам в порядке дозволения субъективных прав ориентирует людей на желательный, одобряемый обществом и государством образ поведения и, стало быть, в какой-то мере может способствовать формированию социально оправданных побудительных мотивов такого поведения.

Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и  широко, применительно к правовому  воздействию в целом.

С рассматриваемых позиций заслуживает  внимания группа вопросов о социальном механизме действия права. В.П. Казимирчук (автор этой идеи) относит к такого рода вопросам следующие: доведение  правовых норм и предписаний до всеобщего  сведения; направление поведения  субъектов путем постановки в  правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально  полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.12

Первоначально, при обосновании  идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении  правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее  разработанными подходами к правовому  регулированию. В последующем, при  более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма  действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.13

Следует отметить, что при всем различии в возможных подходах к  МПР и вытекающем отсюда разнообразии аспектов проблемы следует постоянно  держать в поле зрения тот из них, который соответствует профилю  правоведения как теоретико-прикладной области специальных общественных знаний.

Это - инструментальная, специально-юридическая  характеристика МПР, при которой  в единстве рассматривается вся  система правовых средств, призванная обеспечить результативное правовое воздействие  на общественные отношения.

Как бы ни была важна сама по себе философская (общесоциологическая) сторона изучения тех или иных сторон правовой действительности, логика проводимых в правоведении исследований в соответствии с его теоретико-прикладным профилем неизбежно ориентирует  эти исследования на проблемы прикладного, практически значимого характера. Последние же наряду с вопросами  правовой политики, направлениями правотворчества  и другими социально-политическими  вопросами охватывают юридическую  практику, т.е. практику, относящуюся  к деятельности судебных и иных юридических  органов. А это и есть не что  иное, как вопросы догмы права  и техники юриспруденции, т.е. конкретных средств юридического воздействия, - все то, что в общетеоретическом  плане как раз и представлено в обобщенном виде в МПР, рассматриваемом  в инструментальном ракурсе.

Отсюда следует вывод, что в  правоведении как теоретико-прикладной области знаний инструментальная, специально-юридическая  характеристика МПР является центральной. Освещение всех иных проблем МПР, так или иначе, но всегда органически должно опираться на особенности специфически правовых средств юридического воздействия. В частности, все более углубляющееся исследование социального механизма действия права, по-видимому, окажется эффективным в той мере, в какой будут взяты на вооружение общетеоретические разработки, посвященные сложному и многогранному юридическому инструментарию, который призван обеспечить результативное правовое воздействие на общественные отношения.

Информация о работе Правовое регулирование общественных отношений