Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:35, курсовая работа
На рубеже XX - XXI веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни.
Введение
4
1
Сущность правосознания……………………………………………...
6
1.1
Понятие правосознания, его виды, функции………………..………..
6
1.2
Структура правосознания………………………………………………
10
2
Дефективность и деформация правосознания ……………………….
13
2.1
Понятие и виды дефектов правосознания ……………………………
13
2.2
Профессиональная деформация ………………………………………
17
3
Правовое воспитание в современной России ………………………..
22
3.1
Понятие, формы и методы правового воспитания …………………..
22
3.2
Государственная политика правового воспитания ………………….
24
3.3
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ………………………………………………………………...
26
Заключение
29
Список используемых источников
32
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский новый университет
(РосНОУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
на тему: «Правовое сознание: понятие, структура, виды. Дефективность и деформация правосознания»
Выполнил(а) студент(ка) 1-го курса _____________ группы
Ищенко Елена Сергеевна
Допущен(а) к защите
Руководитель работы ____________________________ А.Р. Корнилов
Защита ___________________ Оценка___________________
(дата)
Члены
комиссии______________________
______________________________
______________________________
Москва
2013
Содержание
Введение |
4 | |
1 |
Сущность правосознания…………………………………………… |
6 |
1.1 |
Понятие правосознания, его виды, функции………………..……….. |
6 |
1.2 |
Структура правосознания…………………………………………… |
10 |
2 |
Дефективность и деформация правосознания ………………………. |
13 |
2.1 |
Понятие и виды дефектов правосознания …………………………… |
13 |
2.2 |
Профессиональная деформация ……………………………………… |
17 |
3 |
Правовое воспитание в современной России ……………………….. |
22 |
3.1 |
Понятие, формы и методы правового воспитания ………………….. |
22 |
3.2 |
Государственная политика правового воспитания …………………. |
24 |
3.3 |
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ………………………………………………………………... |
26 |
Заключение |
29 | |
Список используемых источников |
32 |
Реферат
Курсовая работа: 46 с, 15 источников
ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ, СТРУКТУРА ПРАВСОЗНАНИЯ, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕФЕКТОВ ПРАВОСОЗНАНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ, ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ.
Объект: общественные отношения, требующие грамотного регулирования в области правоприменения, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.
Цель работы: Исследование правосознания.
Проведен анализ категории «правосознание», даны характеристики ее структурных элементов, рассмотрены дефекты и деформация правосознания, изучена система правового воспитания в современной России. Теоретико – методологической основой были: юридико-догматический метод, сравнительный метод.
Введение
На рубеже XX - XXI веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Существуют различные формы социального сознания, посредством которых люди осознают всю совокупность общественных отношений и вступают в них. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание, а также и правосознание. Но все ли пути познавания разведаны, все ли способности человека приведены в действие, в какой степени использован потенциал разума? Рано или поздно мы задаем себе эти вопросы. И отвечая на них, мы тем самым определяем предельные условия, делающие возможным познание самого существенного и важного для нас и на сегодняшний день, и в обозримой перспективе. К ним, несомненно, относится вопрос о познавательных, ценностно-ориентирующих и творческих возможностях правосознания, обусловленных самой его природой и логикой. В полной ли мере мы учитываем и используем потенциал правосознания в деятельном и духовном освоении реальности? Найти ответ на этот вопрос необычайно интересно. Однако выбор темы данной работы определен, конечно, не простым любопытством, а, прежде всего, ее необычайной практической важностью. Убеждение в актуальности темы вытекает, по крайней мере, из следующих соображений:
Во-первых, поскольку современное общество находится в исторической ситуации качественного изменения, постольку переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей оказывается неизбежным. Чрезвычайно важно отыскать новый смысловой каркас, в рамках которого и могут быть на практике воплощены самые возвышенные представления о праве.
Во-вторых, избранный предмет сложен и содержательно глубок и ни одно даже фундаментальное его исследование не может считаться исчерпывающим или хотя бы достаточным.
В-третьих, исследование правосознания позволяет дать теоретическую и прикладную интерпретацию широкому спектру вопросов юридической теории. Кроме того, оно выступает одной из важных точек соприкосновения самых разных наук, что придает исследованию междисциплинарный характер. Это означает, что по мере подключения различных наук к исследованию правовая теория должна предусматривать все новые и новые аспекты познавания своего предмета.
В-четвертых, избранная тема является насущной проблемой в плане установления глубинной смысловой связи современной отечественной правовой и философской теории с традициями и серьезными достижениями российской философско-правовой и юридической мысли XIX -начала XX веков.
Наконец, в-пятых, исследование категории «правосознания» имеет несомненную практическую значимость, потому что непосредственно выводит на осмысление и решение целого комплекса вопросов правового воспитания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, требующие грамотного регулирования в области правоприменения, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
1 Сущность правосознания
1.1 Понятие правосознания, его виды, функции
Современный человек живет в огромном информационном поле. Его знания пополняются день ото дня. Существует множество сфер общественных отношений, где человек реализует себя как личность. Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.
Существует достаточно большое количество определений такой категории человеческого сознания как «правосознание». Например, Л.А. Морозова дает такое определение: « Правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере». Так же В.И. Червонюк объясняет это понятие следующим образом: « Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования». А вот у В.М. Корельского это понятие немного уже, чем у представленных ранее авторов. К правосознанию он относит только «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни». Однако, так или иначе следует признать, что термин «правосознание» трактуется приблизительно одинаково, что говорит о его доступности для понимания каждого человека. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.
По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида:
1. Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида, а так же той социальной сферой, в которой данный индивид существует.
2. Групповое - отношение к праву различных мелких групп и коллективов, принадлежащих к определенному классу, социальному слою; обладающих общей правовой позицией, отношением к закону.
В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.
3. Массовое
- правосознание обширных масс
людей. Оно обусловлено
В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают 3 уровня:
1. Первый
уровень - обыденное правосознание.
Этот уровень свойствен
2. Второй
уровень - профессиональное
3. Третий
уровень - это научное, теоретическое
правосознание. Основой является
глубокие и всесторонние
В теоретическом аспекте правосознание реализует так же ряд функций. В юридической науке их можно встретить множество различных функций, но по общему признанию принято выделять 3 основных:
1. Познавательная
функция направлена на
2. Оценочная
функция состоит в оценке
Выделяют три подвида оценочных отношений: к праву, его нормам, принципам, институтам; к поведению - собственному и окружающих; к деятельности правоохранительных органов - суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции и др. Практическая реализация оценочной функции позволяет выработать правовую установку личности, т.е. предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации. Правовая установка, в свою очередь, определяет правовую ориентацию личности, которая представляет собой своеобразную внутреннюю программу действий в юридически значимой ситуации. Таким образом, в выборе варианта поведения важную роль играют правовая ориентация личности, ее ценностное отношение к праву.
3. Регулятивная
функция основывается на
Однако следует указать так же то, что наличие юридических знаний недостаточно для обеспечения законопослушного поведения, необходимо еще уметь действовать в соответствии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.
1.2 Структура правосознания
Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляют осознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями. Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нем объединены такие компоненты, как: рациональные, когнитивные аспекты, объединяемые понятием «правовая идеология» и психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология». Соответственно, в юридической литературе принято выделять в структуре правосознания правовую психологию и правовую идеологию.