На основе
критерия общественно-экономической формации
К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на
рабовладельческое, феодальное, буржуазное
и социалистическое.
Компаративисты
Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве
критерия классификации правовые традиции,
пришли к выводу, что в современном мире
существуют три основные правовые семьи
- континентального, общего и социалистического
право, а также все остальные правовые
семьи (исламское, индусское, иудейское,
китайское, корейское и японское право).
Для А. Леви-Ульмана
критерием классификации правовых систем
служила роль различных видов источников
права в каждой из правовых групп. Основываясь
на этом, он выделял: 1) правовой системы
континентальных стран; 2) англосаксонской
правовой системы, т.е. системы стран «обычного
права»; 3) права ислама, которое в отличие
от двух первых правовых систем характеризуется
своей почти абсолютной неподвижностью
и религиозным характером [11, c. 122].
Одну из
самых значительных попыток дать общую
классификацию правовых систем предпринял
Дж. Вигмор в своей работе «Панорама правовых
систем мира». Он свёл все ранее существовавшие
и современные правовые системы к 16 основным
правовым семьям: египетская, месопотамская,
иудейская, китайская, индусская, греческая,
римская, японская, мусульманская, кельтская,
славянская, германская, морская, церковная,
романистская, англиканская. Автор не
выделяет чётких критериев классификации,
у него нет определённых факторов, которые
он положил в её основу, однако проделанная
им работа весьма значима как для сравнительного
правоведения, так и для всей правовой
науки в целом.
Ещё один
вариант классификации правовых систем
был предложен А. Х. Саидовым. По его мнению,
для выделения основных правовых семей
наиболее существенными являются три
взаимосвязанные группы критериев:
- история правовых систем;
- система источников права;
- структура правовой системы: ведущие
правовые институты и отрасли права.
Эти критерии
позволяют раскрыть качественную специфику
той или иной правовой семьи. Исходя из
этих взаимосвязанных критериев, можно
выделить следующие правовые семьи: общего
права, романо-германскую, скандинавскую,
латиноамериканскую, социалистическую,
мусульманскую, индусскую, обычную, дальневосточную
[11, c. 125].
Однако
ни одна из представленных классификаций
правовых семей не является исчерпывающей
для правовых систем мира в силу сложности,
противоречивости и многогранности характеризуемых
явлений, поэтому в литературе можно встретить
самые различные типологические подразделения
семей национального права. Так, внутри
романо-германской правовой семьи выделяют
группу романского права, в зону которой
входят правовые системы таких стран,
как Франция, Италия, Бельгия, Испания,
Швейцария, Португалия, Румыния; право
латиноамериканских стран; группу германского
права, в которую входят правовые системы
ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран
и др. Внутри англосаксонской правовой
семьи различают правовую систему Англии,
США и право бывших англоязычных колоний
Великобритании.
ГЛАВА 2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ
Романо-германская
правовая семья представляла собой первоначально
объединение лишь национальных правовых
систем стран континентальной Европы
таких как Испания, Италия, Германия, Австрия,
Швейцария и др. Однако постепенно, в связи
с растущим влиянием данных стран, начавшимся
процессом колонизации, а также добровольной
рецепцией римского права некоторыми
странами, эта правовая семья распространилась
по всему свету и стала одной из самых
влиятельных правовых семей современности.
В юридической
литературе романо-германская правовая
семья может именоваться также континентальной.
Это обусловлено тем, что она берёт своё
начало в Древнем Риме, в частности в римском
праве. В рамках данной правовой семьи
можно выделить два основных направления:
романское, получившее наиболее яркое
выражение и закрепление в Кодексе Наполеона
1804 года, и германское, оформившиеся на
столетие позднее и закрепленное Германским
Гражданским Уложением 1900 года.
В развитии
романо-германской правовой семьи выделяют
три основных этапа.
Первым
этапом считается период до XIII века. В
это время право характеризовалось пестротой
и партикуляризмом, господством обычного
права и «законов варваров», а также широким
использованием кодексов, дигест и институций
Юстиниана, которые постепенно начали
приспосабливать к новым условиям жизни.
На этом этапе развития европейской цивилизации
право утратило для человека всякую ценность,
а все общественные отношения регулировались
либо силой государственного принуждения,
либо христианской моралью[6, с. 36].
Оформление
романо-германской правовой семьи как
таковой произошло на втором этапе её
развития. Уже в XIII веке «за правом вновь
были признаны его собственная роль и
автономия» [3, c.39]. Право снова приобрело
свою ценность и значимость в обществе.
Это непосредственно связано с эпохой
Возрождения, охватившей всю Европу. Пришло
осознание величия культуры античности
и, одновременно, обращение к этому наследию,
в частности к праву Древнего Рима. Однако
необходимо отметить, что в отличие от
английского права, развитие которого
было связано с усилением королевской
власти и существованием централизованных
королевских судов, континентальное право
не являлось результатом утверждения
политической власти [3, c. 40]. Именно это
является особенностью и одним из основных
отличий в становлении и развитии самых
крупных и влиятельных правовых семей
современности. На данном этапе изменилось
не только представление о праве, но и
отношение к нему. Начинают формироваться
и закладываться основные принципы гуманного
и справедливого права, постепенно оформляется
и развивается теория естественного права.
Третий
период в развитии романо-германской правовой
семьи связан с развёртыванием законотворческой
и кодификационной деятельности. Он начинается
ещё в XVIII веке и продолжается и в настоящее
время. Данный период ознаменован многочисенными
революциями, в результате которых феодальное
право не было полностью отменено, оно
просто наполнялось новым, буржуазным
содержанием. Именно на этом этапе закон
становится первостепенным источником
права, оставляя далеко позади правовые
обычаи, судебные прецеденты и юридические
доктрины. В этот период в противовес теории
естественного права зарождается позитивизм,
который отождествляет право с законом
и под правом понимает выражение воли
государства. В это время был принят ряд
важнейших документов в различных областях
права, а также были разработаны и введены
в действие конституции как основные законы
государства, имеющие высшую юридическую
силу по отношению к другим нормативно-правовым
актам государства. Именно на данном этапе
произошлло оформлением национальных
правовых систем [6, c. 39].
Одной из
особенностей данной правовой семьи является
её тесная связь с римским правом. Однако
нельзя говорить о полной его рецепции,
просто вновь было восстановлено «уважение
к праву, понимание его значения для обеспечения
порядка и прогресса общества» [3, c. 41].
Основой при формировании романо-германской
правовой семьи послужила общность культуры
западноевропейских стран. Главная же
роль в распространении новых идей и возрождении
права принадлежала университетам, а в
первую очередь, Болонскому университету
права в Италии. Университеты показали
ценность права и ту незаменимую роль,
которую оно призвано играть в обществе.
В этом заключается ещё одна черта данной
правовой системы: она имеет выраженный
доктринальный и концептуальный характер.
Это выражается и в том, что юридические
доктрины и работы учёных-юристов могут
выступать в качестве полноценного источника
в семье континентального права. Кроме
того, возрождение изучения римского права
означало применение терминов римского
права, были восприняты его структура
и основные понятия: деление права на публичное
и частное, классификация прав на вещные
и личные, понятия пользования, сервитута,
давности, представительства, найма и
др.
Во всех
странах, относящихся к романо-германской
правовой семье, принято деление права
на публичное и частное, а также отраслевое
деление (конституционное, административное,
гражданское, уголовное, трудовое, семейное
и др.). Основным критерием классификации
правовых систем на публичное и частное
право является интерес. Согласно римскому
праву, под частным правом следует понимать
систему правовых норм, регулирующих отношения,
в которых преимущественно реализуются
индивидуальные интересы их участников,
тогда как публичным правом именуют систему
правовых норм, через которые реализуется
интерес общества в целом. Однако данное
деление весьма условно, поскольку публичное
право нередко проникает в сферу частного,
и наоборот. Это можно проследить на примере
правовых систем различных стран, принадлежащих
к романо-германской правовой семье. Так,
в правовой системе Франции к публичному
праву относят конституционное право,
административное право, финансовое и
международное публичное право; к частному
– все остальные отрасли (трудовое, процессуальное,
коммерческое, уголовное и др.). В правовой
же системе Германии классификация значительно
отличается: к публичному праву, кроме
перечисленных выше, относят также уголовное
и уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное
и церковное право [8, c. 292].Однако, несмотря
на все различия между национальными правовыми
системами различных стран, следует отметить
тенденцию усиления роли публичного права.
В романо-германской правовой
семье нет единого определения источников
права и единого о них представления. Одним
из традиционных различий романо-германского
и англосаксонского права всегда было
и остается то, что первое по своей природе
и характеру является статутным правом
во главе с законом, а второе — судейским,
прецедентным правом.
Общими для всех правовых систем,
входящих в романо-германскую правовую
семью, являются такие источники права,
как:
- нормативно-правовые акты во
главе с законом;
- обычаи, формирующие систему
норм, именуемых обычным правом;
- судебная практика, судебные
прецеденты, которые являются доминирующими
источниками права в англо-саксонской
правовой семье;
- международные договоры, которые
некоторыми авторами считаются равными
по юридической силе и по своему значению
с конституционными законами;
- общие принципы права, в соответствии
с которыми должна строиться деятельность
судебных и других государственных органов;
- доктрины, с помощью которых
вырабатываются многие принципы романо-германского
права и в законодательном порядке создаются
многочисленные нормы права, охватывающие
в разных сферах поведение людей.
Романо-германская правовая
семья отличается строгой иерархией источников
писаного права, доминирующее место в
которой занимают нормативные правовые
акты. Главная же роль в этой системе источников
права отводиться закону. Следует также
отметить, что закон в странах романо-германского
права понимается не только как акт, исходящий
от государства в лице уполномоченного
органа власти, но и как некая совокупность,
включающая в себя все правовые акты данного
государства. Однако, несмотря на это,
закон никогда не отождествляется с правом,
а законопорядок, т.е. точное выполнение
всех требований и обязательств, прописанных
в законе, не приравнивается к правопорядку.
Учитывая всю значимость закона, это не
говорит о беспредельном характере его
возможностей, поэтому и создаётся судебный
контроль за конституционностью принятых
законов. Именно Конституция занимает
верхнюю ступеньку в иерархии нормативных
правовых актов, она выступает в роли Основного
Закона государства и обладает высшей
юридической силой по отношению к другим
источникам права. Во всех странах романо-германской
правовой семьи есть писаные конституции, за нормами
которых признается высший юридический
авторитет.
В семье
романо-германского права правовую норму
понимают одинаково, в континентальном
праве она перестала выступать лишь как
средство решения конкретного случая.
Она понимается как правило поведения,
обладающее всеобщностью и имеющее более
серьезное значение, чем лишь ее применение
судьями в конкретном деле.
По мнению
Рене Давида, правовая норма – это продукт
размышления, основанного частично на
изучении практики, а частично на соображениях
справедливости, морали, политики и гармонии
системы, которые могут ускользнуть от
судей. Правовая норма романо-германской
правовой семьи является чем-то средним
между решением спора — конкретным применением
нормы — и общими принципами права [3, c.
70]. Искусство юриста в странах романо-германской
правовой системы состоит в умении найти
нормы и сформулировать их с учетом необходимости
указанного равновесия. Нормы права не
должны быть слишком общими, так как в
этом случае они перестают быть достаточно
надежным руководством для практики; но
в то же время нормы должны быть настолько
обобщенными, чтобы регулировать определенный
тип отношений, а не применяться, подобно
судебному решению, лишь к конкретной
ситуации.
Для романо-германской
правовой семьи характерна значительная
кодифицированность нормативных актов.
Кодификация придает праву некую определенность
и ясность, значительно облегчает его
практическое использование. Кодификация позволяет упорядочить
действующее законодательство, избавиться
от изживших себя, но укоренившихся повсюду
нормативно-правовых и иных архаизмов.
Кодификация в странах романо-германского
права имеет глобальный характер и охватывает
почти все отрасли и институты права. Она
выступает в качестве своеобразной юридической
техники и позволяет чётко и систематизировано
изложить нормы отдельного вида общественных
отношений. Высокий уровень нормативно-правовых
обобщений является одной из признаков
романо-германского права.
ГЛАВА 3. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ
СЕМЬЯ
Англосаксонская
правовая семья является одной из старейших
и самых влиятельных правовых семей современного
мира. Она действует на территориях Великобритании,
США, Канады, Австралии, Новой Зеландии,
Индии и других государств. Англосаксонская
правовая семья в юридической науке может
именоваться как семья «общего права».
Однако
это понятие употребляется в нескольких
значениях. Так, в широком смысле под «общим
правом» понимают совокупность
национальных правовых систем, входящих
в правовую семью англосаксонского права.
При этом "общее право" в данном значении
рассматривается как правовая семья, противостоящая
семье континентального или романо-германского
права. В узком смысле "общее право"
рассматривается как составная часть
правовой семьи англосаксонского права,
сложившаяся из решений королевских судов.
В этом значении "общее право" противостоит
исходящему от парламента страны так называемому
"статутному" праву, а также «праву
справедливости». Некоторые ученые, преимущественно
английские историки, негативно относятся
к употреблению термина «англосаксонская
правовая семья». Так как англосаксонским
называлось право, существовавшее в Англии
до нормандского завоевания и характеризовавшееся
широким использованием «варварских законов»
[8, c. 355]. Для того чтобы понять, что имеют
в виду, употребляя термин «семья общего
права», необходимо обратиться к истории
и рассмотреть этапы становления и развития
английского права.