Право в системе социального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является определение места и роли права в системе социального регулирования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие социальных норм как составной части системы социального регулирования;
- рассмотреть понятие и признаки норм права;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. НОРМЫ ПРАВА……………………5
1.1. Понятие социальных норм, их признаки и функции……………………...5
1.2. Классификация социальных норм………………………………………….8
1.3. Понятие норм права……………………………………………..................10
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………...14
ГЛАВА 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ…………………………………………………………………………15
2.1. Формы взаимодействия права и иных социальных норм……….................17
2.2. Соотношение норм права и норм морали…………………………………..19
2.3. Соотношение норм права и корпоративных норм………………………....23
2.4 Соотношение норм права и обычаев……………………………..................25
2.5 Соотношение норм права и религиозных норм………………….................27
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

Право в системе социального регулирования-Курсовая.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

    Таким образом,  общие черты норм права и  норм  общественных  организаций  следующие:  они  содержат  четкие,  ярко   выраженные   правила   поведения; закреплены в специальных  актах; представляют собой   системы  норм.  Различие между   ними  –  в  степени   обеспечения:  если   нормы   права   принимаются государством  и  обеспечиваются   его   принудительной   силой,   то   нормы общественных  организаций   принимаются  ими  и  ими   же,   то   есть   силой  общественного мнения данной  общественной организации, обеспечиваются.  Кроме того, отметим определенный  приоритет  норм  права,  признаваемый  в  нормах общественных организаций.

 

 

2.4  Соотношение норм права и обычаев

 

Особое положение в  системе социальных норм занимают обычаи – это  такие правила поведения, которые складываются в определенной  общественной  среде, передаются из  поколения  в  поколение,  выступают  естественной   жизненной потребностью людей, и в результате  постоянного  воспроизводства  конкретных образцов  поведения  и   деятельности   и   в   силу   длительности   своего существования становятся привычными для них. Они несколько менее  связаны  с правом, чем,  например,  моральные  нормы,  но  тем не  менее не  являются нейтральными.

В основе обычаев  лежат  образцы  конкретного  поведения,  практической деятельности,  а  потому  они   трудноотделимы   от   самого   поведения   и деятельности.   Отсюда   высокая    детализированность    их    предписаний, представляющих,  по  сути  дела,  достаточно   подробное   описание   самого поведения.

Поведенческий образец как  таковой еще не является  правилом  поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного  из  нескольких подобных образцов в  соответствии со  своими  интересами,  целями,  задачами.

Собственно, обычай можно  считать сформировавшимся в социальную норму  тогда, когда в  силу  длительности  следования  конкретному  образцу  поведения  он становится  поведенческим  стереотипом  (привычкой)   людей,   поведенческой традицией  сообществ, т. е. нормой поведения1.

Существование  обычая  в  виде  привычки  означает  отсутствие   особых механизмов  его  обеспечения,  отсутствие   необходимости   в   определенном принуждении,  поскольку  следование  привычке  обеспечено  самим  фактом  ее существования, т. е. естественно.

Нормы права и обычаи обладают  рядом  общих  признаков,  присущих  всем социальным  нормам:  являются  общими,  обязательными  правилами   поведения людей, указывая какими  должны  или  могут  быть  человеческие  поступки  по мнению определенных коллективов.

Вместе с  тем  обычаи  и  нормы  права  отличаются  друг  от  друга  по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения  реализации.  Если обычаи появились  с возникновением человеческого  общества,  то  нормы  права  существуют  в   государственно-организованном  обществе;  если   обычаи   не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании  людей,  то  нормы права существуют в  определенных формах;  если  обычаи  обеспечиваются  силой общественного  мнения, то  нормы  права  могут  реализовываться  и  с  учетом возможности государственного принуждения.

Сегодня, как правило, говорят  о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается  преимущественно  как   «отношение»   юридических   норм   к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем  основным вариантам.

1. Юридические нормы   поддерживают  обычаи,  полезные  с  точки  зрения общества  и государства, создают условия  для их реализации.

2. Юридические нормы могут  служить вытеснению вредных   с  точки  зрения общества  обычаев.

3. Юридические нормы безразличны  к действующим обычаям.  Таких   обычаев большинство и связаны  они  главным  образом   с  межличностными  отношениями,  бытовым поведением людей.

В обществе неразрывность  с  поведенческой  и  деятельностной  практикой обусловливает наличие исключительного многообразия  обычаев.  Свои  обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи  и в зависимости   от    регионов,    поскольку    отражают    все    своеобразие жизнедеятельности  людей,  определяемое   спецификой   жизни   в   различных условиях.

Одни обычаи носят прогрессивный  характер, другие являются  вредными,  и право ведет  с  ними  борьбу.  С  этими  пережитками  следует  бороться  как нормативными средствами, так и общественными.

Исторически обычаи относятся  к числу самых ранних  социальных  норм.  В период  становления  первых  цивилизаций,  образования  древних   государств обычаям  начинают  придавать   общеобязательное   значение.   Облеченные   в  письменную форму, в определенном смысле систематизированные,  своды  обычаев  возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы  Хаммурапи  и  т.п.) и становятся первыми источниками  права. Нормативные системы  современных  обществ такого перехода  обычаев  в  юридические  нормы  уже  фактически  не знают1.

От взаимодействия права  и обычая  надо  отличать  правовой  обычай  как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время.

При взаимодействии права  и  обычая  сама  обычная  норма  юридического значения не  имеет,  а  значимы  действия,  совершенные  при  реализации  ее требований. В  правовом обычае юридическое значение придается именно  обычной норме  путем ее соответствующего санкционирования. Другими  словами,  в  этом случае  обычай  приобретает  юридический   статус   без   его   текстуальной формулировки в правовом документе.

 

 

2.5 Соотношение норм права и религиозных норм

 

Назначением религии является выработка «смыслов», позволяющих  человеку так или иначе освоиться  и определить свое место в том  мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает  мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы).

В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести  одновременно означает, что сфера  действия религиозных норм значительно  уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности этические) обосновывают в своих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию  в известной мере достаточно специфично. Конституция ПМР (ст. 14), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»  гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Приднестровской Молдавской Республике ст. 30 Конституции ПМР  гласит: «Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов»1. Свободу совести гарантирует и Закон ПМР «О свободе совести и религиозных объединениях»2, однако в отличие от российского закона он не предусматривает возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой.

В то же время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.

 

 

ВЫВОДЫ:

 

С одной стороны взаимосвязь  права с иными социальными  нормами является обоюдной, с другой нормы права могут вытеснять некоторые социальные нормы (кровная месть), а некоторые социальные нормы помогают уяснить содержание норм права (аморальный проступок). При противоречии норм права и иных социальных норм приоритетным действием всегда обладают нормы права.

Взаимодействие права  и  морали  в  обществе  –  сложный,  многогранный процесс. Активно  влияя на мораль,  право  способствует  более  глубокому  ее  укоренению в обществе, в то  же  время  оно  само  под  влиянием  морального фактора  постоянно  обогащается:  расширяется   его   нравственная   основа, повышается  авторитет,  возрастает  его  роль  как  социального   регулятора общественных  отношений.  Таким  образом,  воздействию   права   на   мораль сопутствует  процесс обратного влияния морали на право.

Право  и  мораль  –  дополняющие  друг   друга   средства   социального нормативного  регулирования.  

Корпоративные   нормы   (нормы   общественных   организаций)   –    это установленные правила  поведения, выраженные в уставах, положениях,  решениях общественных   организаций   для   реализации   и   достижения   целей    их функционирования.

Корпоративные нормы регулируют только внутренние  отношения.

Общие черты норм права и норм  общественных  организаций следующие:  они содержат  четкие,  ярко   выраженные   правила   поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм.  Различие между ними  – в степени обеспечения:  если   нормы   права   принимаются государством  и обеспечиваются   его   принудительной   силой,   то   нормы общественных  организаций принимаются ими и ими же,   то   есть   силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются.

При взаимодействии права  и  обычая  сама  обычная  норма  юридического значения не  имеет,  а  значимы  действия,  совершенные  при  реализации  ее требований. В  правовом обычае юридическое значение придается именно  обычной норме  путем ее соответствующего санкционирования. Другими  словами,  в  этом случае  обычай  приобретает  юридический   статус   без   его   текстуальной формулировки в правовом документе.

Сфера действия религиозных  норм значительно уже права. Государство гарантирует своим гражданам свободу совести. В то же время оно не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На любом этапе своего развития общество не может обходиться без особого социального механизма, регулирующего общественные отношения  и поведение людей, поддерживающего  общественную дисциплину, способствуя  развитию как общества в целом, так  и его элементов.

Таким механизмом можно назвать  социальное регулирование, которое  в зависимости от объекта воздействия  может быть индивидуальным (применительным к частным случаям) и нормативным (охватывающим сходные случаи и оценивающим их по заданным стандартам).

Очевидно превосходство  нормативного регулирования над  индивидуальным. Обществу нет необходимости регулировать сходные случаи поведения только в индивидуальном порядке. Путем прогноза типичных ситуаций и применения определенных норм поведения общество обеспечивает социальную направленность, сохраняет их организованность.

Социальные нормы –  правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми. Они возникают в процессе исторического  развития и функционирования определенного  общества, соответствуют уровню его  культуры и характеру его организации.

Существуют различные  классификации социальных норм (по способу формирования, по механизму  действия и др.). Все классификации  социальных норм пересекаются друг с  другом и охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Таким образом,  особое  место  в  формировании  общественных  отношений принадлежит всей системе  нормативного  регулирования.  Ибо  отдельные  нормы выступают  важнейшими  социальными  регуляторами,  включенными   в   систему общественных  отношений,  целенаправленно  воздействуют  не  только  на   их развитие, но и преобразование.

Социальная норма –  не просто абстрактное правило  желаемого  поведения. Она означает также и  само реальное действие, которое фактически  утвердилось в жизни, на практике. В этом случае  действительные  поступки  и  становятся правилом. Иными словами, социальная норма  выражает не только  «должное»,  но и «сущее».

Информация о работе Право в системе социального регулирования