Межотраслевые принципы распространяют
свое действие на две и более отрасли права,
преимущественно смежные. Земельное право
является комплексной отраслью права,
сочетающей в себе публично-правовые и
частноправовые начала и наиболее тесно
соприкасающейся с гражданским и административным
правом. В связи с этим следует выделить
две наиболее существенные группы межотраслевых
принципов:
принципы, определяющие основы
землепользования;
принципы, определяющие основы
управления и охраны земель.
Отраслевые принципы являются
базисом при регулировании исключительно
земельных отношений. На основе отраслевых
принципов создаются и реализуются правовые
нормы только земельного права.
современном земельном праве
в условиях продолжающихся процессов
реорганизации земельных отношений в
обществе правовые принципы сформулированы
предельно конкретно и четко. Однако их
перечень не является исчерпывающим. Статья
первая Земельного кодекса (далее - ЗК
РФ) формулирует следующие основные принципы.
1) Учет значения земли
как основы жизни и деятельности
человека.
Согласно указанному принципу
регулирование земельных отношений осуществляется
исходя из представлений о земле:
как о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом
в качестве средства производства в сельском
и лесном хозяйстве и основы осуществления
хозяйственной и иной деятельности на
территории РФ;
одновременно как о недвижимом
имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю.
Значение основы жизни и деятельности
российского общества придает земле и
другим природным ресурсам Конституция
Российской Федерации (ст. 9).
Поэтому ЗК РФ и иные нормативные
акты, устанавливая нормы и требования
рационального использования и охраны
земли, учитывают ее особенности как природного
объекта, составной части природы, природного
ресурса. Предусматривая общие для всех
обладателей земли (собственников, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов) права и
обязанности по использованию земельных
участков, ЗК РФ формулирует соответствующие
статьи таким образом, чтобы в их содержании
присутствовали нормы о соблюдении экологических,
строительных, санитарно-гигиенических
и иных специальных требований (пп. 3 п.
1 ст. 40 ЗК РФ), чтобы использование земель
любой категории осуществлялось способами,
которые не должны наносить вред окружающей
среде (п. 1 ст. 42 ЗК РФ), чтобы проводились
целенаправленные мероприятия по охране
земель как природного объекта (п. 4 ст.
42 ЗК РФ). Так, например, реализация проектов
застройки земельных участков без соблюдения
природоохранных требований не соответствует
данному принципу.
2) Приоритет охраны земли
как важнейшего компонента окружающей
среды и средства производства
в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимого
имущества.
Провозглашая как принцип земельного
законодательства приоритет охраны земли,
законодатель имеет в виду необходимое
ограничение хозяйственной свободы собственников
земельных участков в целях охраны окружающей
среды. Это означает, что каждый обладатель
земли (собственник, землепользователь,
землевладелец, арендатор), организуя
свою хозяйственную деятельность на земле,
должен прежде всего предусмотреть конкретные
эффективные меры по ее охране. Эти меры
могут быть разными, так как они устанавливаются
в соответствии с особенностями категорий
земель и той или иной хозяйственной деятельности,
находя отражение в соответствующих статьях
ЗК РФ9.
3) Приоритет охраны жизни
и здоровья человека.
Принцип приоритета охраны
жизни и здоровья человека при любой хозяйственной
деятельности, связанной с использованием
и охраной земель, логично вытекает из
первого и второго принципов. Но если соблюдение
первых двух принципов косвенно содействует
охране жизни и здоровья людей, то третий
принцип указывает на необходимость принятия
таких специальных решений и выполнения
таких действий, которые прямо и непосредственно
позволили бы обеспечить сохранение жизни
человека или предотвратить вредное воздействие
на его здоровье при использовании земли.
Гарантией соблюдения названного принципа
служит обращенная ко всем землепользователям
обязанность нести необходимые затраты
для достижения целей данного принципа,
даже если эти затраты окажутся существенными.
Данный правовой принцип отражает
в земельном законодательстве конституционные
принципы охраны и защиты жизни и здоровья
людей (ст. ст. 7, 41, 42, 55, 74 Конституции РФ).
Реализация данного принципа обеспечивается
нормативными правовыми актами как земельного
законодательства, так и других отраслей
права. Помимо ст. ст. 42, 43, 60 - 63, 71 - 76 ЗК РФ,
к ним следует отнести Федеральные законы
"Об охране окружающей среды", "О
радиационной безопасности населения",
"О безопасном обращении с пестицидами
и агрохимикатами" и др.
4) Участие граждан, общественных
организаций (объединений) и религиозных
организаций в решении вопросов,
касающихся их прав на землю.
Согласно данному принципу
граждане РФ, общественные организации
(объединения) и религиозные организации
имеют право принимать участие в подготовке
решений, которые могут в дальнейшем оказать
воздействие на состояние земель. В свою
очередь, публичные органы обязаны обеспечить
возможность такого участия в порядке
и в формах, которые установлены законодательством.
По существу, данным принципом граждане
и общественные организации причисляются
к непосредственным участникам отношений
в области управления земельными ресурсами.
В соответствии с этим принципом гражданам
и общественным организациям предоставляется
право принимать участие в разработке
и принятии административных актов, затрагивающих
их интересы в отношении принадлежащих
им земельных участков, - с одной стороны,
а органам государственной власти и органам
местного самоуправления вменяется в
обязанность обеспечивать возможность
участия населения в подготовке и принятии
решений о выборе и принятии таких актов
- с другой.
Примером реализации данного
принципа в земельном законодательстве
является ст. 31 ЗК РФ, устанавливающая
гарантии участия населения в принятии
решений о предоставлении земельных участков
для целей строительства. Пункт 2 ст. 23
ЗК РФ также предусматривает возможность
установления публичного сервитута с
учетом результатов публичных слушаний.
Дополнительной гарантией реализации
данного принципа является право граждан
и общественных организаций на осуществление
общественного земельного контроля за
соблюдением установленного порядка подготовки
и принятия органами власти решений, затрагивающих
их права и законные интересы.
5) Единство судьбы земельных
участков и прочно связанных
с ними объектов.
Согласно данному принципу
все прочно связанные с земельными участками
объекты следуют судьбе земельных участков,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами. Рассматриваемый
принцип повторяет общеизвестное положение:
принадлежность следует судьбе главной
вещи. В данном случае земельный участок
рассматривается как главная вещь, а все,
что прочно связано с ним (здания, сооружения
и т.д.), является его принадлежностью.
Этим принципом земельный участок
фактически объединяется в одну сложную
вещь (земельно-имущественный комплекс)
с другими объектами недвижимости, которые
прочно связаны с земельным участком.
Тем самым устанавливается, что в таком
качестве эти объекты, составляющие единый
земельно-имущественный комплекс, и должны
участвовать в гражданском обороте. В
целях реализации данного принципа в п.
4 ст. 35 ЗК РФ были включены специальные
правовые нормы, меняющие содержание ст.
273 ГК РФ. Более подробно об этом см. соответствующий
параграф учебника, рассматривающий особенности
приобретения прав на земельные участки
под объектами недвижимости.
6) Приоритет сохранения
особо ценных земель и земель
особо охраняемых территорий.
Реализация данного принципа
заключается в том, что изменение целевого
назначения ценных земель сельскохозяйственного
назначения, земель, занятых защитными
лесами, земель особо охраняемых природных
территорий и объектов, земель, занятых
объектами культурного наследия, других
особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий для иных целей ограничивается
или запрещается. Однако необходимо отметить,
что установление данного принципа не
должно толковаться как отрицание или
умаление значения земель других категорий.
7) Платность использования
земли.
Любое использование земли
в России осуществляется за плату, за исключением
случаев, установленных федеральными
законами и законами субъектов Российской
Федерации. Более подробно данный принцип
будет рассмотрен в главе, посвященной
экономическому механизму регулирования
земельных правоотношений.
8) Деление земель по
целевому назначению на категории
и дифференцированный подход
к установлению правового режима
земель.
Правовой режим земель в России
определяется исходя из их принадлежности
к той или иной категории и разрешенного
использования в соответствии с зонированием
территорий и требованиями законодательства.
Принадлежность земель к той или иной
категории предопределяет основное их
целевое назначение и соответствующий
правовой режим использования (с учетом
зонирования и разрешенного использования).
При определении правового режима земель
должны учитываться природные, социальные,
экономические и иные факторы. Более подробно
данный принцип будет рассмотрен в главе,
посвященной правовому режиму земельных
участков.
9) Разграничение государственной
собственности на землю на
собственность Российской Федерации,
собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных
образований.
Несмотря на отмену с 1 июля
2006 г. Федерального закона от 17 июля 2001
г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной
собственности на землю", который специально
регулировал процедуру отнесения земельных
участков к федеральной, региональной
и муниципальной собственности, необходимость
разграничения сохранилась. Более подробно
данная процедура рассмотрена в главе,
посвященной праву собственности на землю.
10) Сочетание интересов
общества и законных интересов
граждан.
Данный принцип предусматривает,
что регулирование использования и охраны
земель осуществляется в интересах всего
общества при обеспечении гарантий каждого
гражданина на свободное владение, пользование
и распоряжение принадлежащим ему земельным
участком. Рассматриваемый принцип является
межотраслевым и обеспечивает баланс
публичных и частных интересов, который
реализуется в нормах земельного, экологического
и иных отраслей права. Примером реализации
данного принципа является установление
в земельном законодательстве процедуры
принудительного отчуждения (изъятия)
земельного участка для государственных
или муниципальных нужд, а также ограничения
прав собственников земельных участков
путем установления публичных сервитутов.
11) Разграничение действия
норм гражданского законодательства
и норм земельного законодательства
в части регулирования отношений
по использованию земель.
В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен
приоритет земельного законодательства
перед гражданским при регулировании
имущественных отношений по владению,
пользованию и распоряжению земельными
участками, а также по совершению сделок
с ними. Таким образом, суть разграничения
состоит в том, что гражданское законодательство
содержит общие нормы регулирования имущественных
земельных отношений, а земельное - специальные.
Поэтому если конкретное земельное правоотношение
урегулировано специальной нормой, содержащейся
в ЗК РФ или другом земельном правовом
акте, то общая норма гражданского законодательства
РФ не применяется.
Перечень принципов, содержащихся
в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим.
Ряд иных принципов закреплен как в иных
статьях ЗК РФ, так и в других федеральных
законах, составляющих систему земельного
законодательства РФ. В качестве примера
иных принципов можно привести:
принцип сохранения целевого
использования земельных участков;
принцип единства технологии ведения
государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;
принцип преимущественного
права субъекта РФ на покупку земельного
участка из земель сельскохозяйственного
назначения при его продаже.10
Глава 2. Понятие, значение и стадии реализации
принципа справедливости в уголовном
праве
§1. Понятие
и значение принципа справедливости
Правовые принципы, во-первых, сами приобретают
регулирующее значение, воздействуя на
правосознание людей, и, во-вторых, выступают
в качестве отправных начал для дальнейшего
развития законодательной и правоприменительной
деятельности.
Уголовное право, применяющее для регулирования
наиболее значимых общественных отношений
самые строгие ограничения и лишения прав
и свобод людей, в принципах нуждается
особенно.
В Уголовном кодексе Российской Федерации
в 1996 году (далее – УК РФ)11 провозглашены уголовно-правовые принципы законности,
равенства, вины, справедливости и гуманизма
(ст. 3-7 УК РФ).
«Законодательная регламентация принципов
уголовного права, – отмечают современные
ученые, – призвана обеспечить правильное
практическое применение уголовного закона,
соблюдение прав и интересов граждан,
стабильность уголовной политики Российского
государства».
Надо сказать, что до этого С. Г. Келина
и В. Н. Кудрявцев справедливо отмечали,
что «отсутствие в Основах и УК статей,
прямо формулирующих принципы гуманизма,
справедливости и т.д., не означает, что
действующее уголовное законодательство
не следует этим принципам»12. Но как
важно для законодателя и правоприменителя
в уголовном праве не догадываться, а знать
и помнить об этих принципах! Поэтому непосредственное
закрепление уголовно-правовых принципов
в самом уголовном законе — явление несомненно
прогрессивное.
Исследователи принципов уголовного
права выделяли и другие принципы: личной
ответственности, неотвратимости ответственности,
демократизма, экономии репрессии, целесообразности
и обоснованности и др. Необходимо сказать,
что их рассмотрение не входит в задачи
настоящего исследования.