Принципы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7-69
Глава 1. Принципы права: понятие и виды 7-25
§ 1. Принципы права: понятие и виды 7-16
§ 2. Видов принципов права с точки зрения 16-25
отраслевых юридических наук (международное и земельное право)
Глава 2. Понятие, значение и стадии реализации 25-69
принципа справедливости в уголовном праве
§1. Понятие и значение принципа справедливости 25-43
§2. Стадии реализации принципа справедливости 43-69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75-78
И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 190.14 Кб (Скачать файл)

Перейдем к исследованию содержания уголовно-правового принципа справедливости.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 6 УК РФ справедливость в уголовном праве требует учета четырех составляющих: 1) характера общественной опасности преступления; 2) степени общественной опасности преступления; 3) обстоятельств совершения преступления; 4) личности виновного.

Учет двух последних факторов – обстоятельств совершения преступления и личности виновного в смысле индивидуализации наказания относятся к компетенции суда.

При этом и законодатель, устанавливая уголовную ответственность, учитывает эти факторы. Например, такой критерий личности виновного, как возраст, влияет на уголовную ответственность посредством ряда уголовно-правовых норм, установленных в главе 14 УК РФ, регулирующей особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

Справедливость наказания не может быть достигнута без учета данных о личности виновного. Поэтому принцип справедливости и содержит указание на личность. И законодатель нередко использует признаки, характеризующие личность преступника, для выделения специальных или квалифицированных составов преступлений. Так, например, ст. 106 УК РФ устанавливает ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка. Часть 2 ст. 150 УК РФ устанавливает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления..., совершенное родителем, педагогом либо иным лицом...

Также и обстоятельства совершения преступления учитываются законодателем при конструировании составов преступлений. Например, при установлении ответственности за совершение убийства с особой жестокостью и общеопасным способом (п. «д» и п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Отдельно в законе установлены перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 61 и ст. 63 УК РФ). Установлено также, что при наличии исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления (а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления), наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного (ст. 64 УК РФ). Иногда законодатель предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, если они явились следствием стечения тяжелых обстоятельств (примечания к ст. 337 и 338 УК РФ). А действие ст. 151 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) не распространяется в силу установленного примечания к ней на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Общественная опасность преступления учитывается в первую очередь законодателем. Судом также учитывается величина общественной опасности конкретного совершенного преступления.

Общественная опасность означает, что деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям21.

Все преступления общественно опасны, поскольку наносят вред обществу, его членам, но различны по характеру и степени общественной опасности.

Каковы же критерии общественной опасности того или иного преступного деяния?

А. И. Коробеев отмечал, что критерий общественной опасности деяния необходимо искать не в уже установленной санкции за него и не в среднем размере назначаемого судом наказания, а в самом деянии22. Таким образом, только совокупностью всех критериев, которые характеризуют преступление, можно «вычислить» его общественную опасность.          Ю.А. Фролов приходит к выводу, что «общественная опасность — это основное и объективно необходимое свойство состава преступления, причем свойство не одной какой-либо из его сторон, а свойство состава преступления в целом»23. В. Д. Филимонов конкретизирует, что юридическое понятие общественной опасности преступления определяется совокупностью всех признаков состава преступления, а также совокупностью смягчающих и отягчающих обстоятельств3.

Итак, для справедливого законодательного установления видов и размеров уголовных наказаний имеет значение характер и степень общественной опасности преступлений, которые выражаются в признаках их составов.

Общественная опасность преступления – исторически изменчивая категория. Это прослеживается в изменениях криминализации и установлении наказаний за те или иные деяния на протяжении известной истории права. Установленное когда-то соотношение между преступлением и наказанием не остается неизменным. Аксиологические оценки характера и степени общественной опасности тех или иных преступлений могут изменяться даже при неизменности последних, а лишь в результате изменения общесоциальных ценностей. Современные условия не являются исключением.

«Когда, - приводит пример Е. Р. Азарян, - власть законодательно ценится более (ст. 278 УК РФ) и ее захват предполагает наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, чем жизнь человека, за насильственное лишение которой устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет (ст. 105 УК РФ)... не удивительно, что масса людей... самозабвенно и безудержно рвется к власти и материальному богатству и тем более готова пожертвовать на этой большой дороге жизнями, достоинством и свободой целых народов для приобретения и сохранения своей власти и богатства»1.

Итак, специфика общественной опасности преступлений заключается в ее характере и степени – качественном и количественном критериях. Это есть мера общественной опасности преступления. А мера общественной опасности преступления – «основной детерминант содержания санкции нормы уголовного права».

Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п. 1 постановления № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. указал, что «характер общественной опасности преступления зависит от установленных судом объекта посягательства, формы вины и отнесения Уголовным кодексом преступного деяния к соответствующей категории преступлений (ст. 15 УК РФ), а степень общественной опасности преступления определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого при совершении преступления в соучастии)»24.

Так, «характер общественной опасности... означает отличительное свойство, специфику, качество общественной опасности преступления (как каждого отдельного, так и целой группы преступлений). Характер общественной опасности составляет ее качество, степень же заключает в себе количество опасности преступления для общества»25.

Характер преступления определяется в первую очередь ценностью объекта посягательства.

С точки зрения характера преступления, например, любые убийства как преступления против жизни отличаются от любых причинений вреда здоровью человека как преступлений против здоровья, и от имущественных преступлений, и от любых других видов (по объекту посягательства) преступлений.

Под конкретной же степенью общественной опасности понимают количественную характеристику преступления, которая выражает его внешнюю определенность, а именно степень развития его свойств. Это и величина ущерба, и степень вины и др. «Познать и установить степень общественной опасности можно, лишь сравнивая преступление с другими такого же вида»26. Анализ степени общественной опасности как количественного показателя позволяет сравнить преступления одного вида, одного и того же характера.

Классическим примером простой технологии определения общественной опасности конкретного преступления может служить следующий: «Закон предписывает давать оценку общественной опасности совершенного деяния как с качественной стороны (характер общественной опасности), так и с количественной (ее степень). Так, разбойное нападение с целью завладения определенным имуществом по своему характеру опаснее кражи того же имущества, а степень общественной опасности кражи в размере 60 миллиардов рублей выше кражи 60 миллионов рублей»27.

Законодательная оценка общественной опасности уголовного деяния выражается в санкции. «Характер общественной опасности и ее типизированную степень законодатель определяет, конструируя нормы уголовного права об ответственности за конкретные виды (подвиды) преступлений. Оценка опасности с учетом этих качественных и количественных показателей отражена в санкциях статей уголовных кодексов, которые становятся обязательным предписанием при индивидуализации наказания на основе установления конкретной степени общественной опасности и данных, характеризующих личность преступника»28.

Итак, характер и степень общественной опасности преступления определяются признаками, характеризующими объективные и субъективные элементы преступления. И установить в полной мере, насколько опасно преступление, возможно на основе анализа лишь всех его признаков.

Имеется и мнение и о том, что общественная опасность – это объективное свойство преступления, не зависящее от его субъективной стороны. Большинство же криминалистов все-таки связывают определение характера и степени общественной опасности преступления со всеми объективными и субъективными признаками преступления: «Общественная опасность преступления... в действительности определяется всеми признаками преступления – и объективной, и субъективной сторонами, и субъектом. Однако определяется она этими признаками не в равной мере как по всем преступлениям в целом, так и по отдельным составам.

Ведущими и определяющими для общественной опасности всей совокупности преступлений являются объективные признаки деяния, а среди них – объект и последствия преступления»29.

Весьма существенное значение на определение общественной опасности конкретного преступления имеет форма вины. И за неосторожные преступления, посягающие на идентичный объект с умышленными преступлениями, наказания в УК РФ установлены часто значительно мягче.

Таким образом, значение при определении общественной опасности преступления имеют объект, объективная сторона преступления, субъективная сторона и субъект преступления.

В УК РФ установлена четырехчленная классификация тяжести преступлений. В соответствии со ст. 15 УК РФ преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

В литературе высказываются обоснованные мнения о несовершенстве положений ст. 15 УК РФ, устанавливающей критерии категоризации (классификации) тяжести преступлений. Предлагаются изменения ст. 15 УК, но на основе уже действующего подхода к классификации. В частности, о необходимости разграничения в установленной классификации умышленных и неосторожных преступлений30. Предлагаются и новые подходы к классификации, но при этом также на основе действующей в законе методики (соотношения к размерам установленных в санкциях наказаний).

Вопрос этот очень важный, так как отнесение преступлений к конкретной категории влечет многочисленные уголовно-правовые последствия для лица, его совершившего. Категория тяжести преступления учитывается при определении оснований ответственности и наказания и их индивидуализации: при рецидиве (ст. 18 УК РФ), при определении и учете смягчающих наказание обстоятельств (ст. 61 УК РФ), назначении наказания по совокупности (ст. 69 УК РФ), освобождении от уголовной ответственности (ст. 75-78 УК РФ), условно-досрочном освобождении (ст. 79 УК РФ) и др.

Кроме того, тема категоризации тяжести преступлений весьма объемна, в связи с чем, требует отдельного исследования.

Итак, оценка категории тяжести преступления выражается в размере санкции. При этом законодателю необходимо помнить, что «не санкция статьи должна "порождать" категорию преступления (характер и степень общественной опасности), а категория преступления — соответствующее наказание»31. Несмотря на то, что ст. 15 УК РФ связывает категорию преступления с санкцией – такая связь вторична, ибо сама санкция – это следствие общественной опасности преступления.

Однако формальным признаком характера и степени общественной опасности конкретного преступления, их оценки выступает все-таки санкция. Это обстоятельство приемлемо, поскольку ни законодатель, ни теория еще не научились измерять чем-то иным, кроме санкции, величину степени общественной опасности, с учетом которой и должна строиться законодательная классификация видов преступлений по их тяжести.

Хотя попытки количественно измерить уголовно-правовые явления в литературе существуют (В. Л. Чубарев, А. П. Козлов и др.), эти попытки носят пока условный характер, что признают и сами сторонники указанного подхода, но являются прогрессивными и весьма необходимыми для реализации принципа справедливости в уголовном праве. Условные показатели достаточно разумно работают в ранжированных системах, что является очень важным для процесса установления наказаний за преступления.

В данной работе для условного измерения общественной опасности преступлений используется сравнительный метод различных показателей санкций норм Особенной части УК РФ с учетом положений его Общей части, исходя из того, что «в настоящее время наиболее надежным инструментом оценки общественной опасности являются санкции, в которых скрыты и экспертность оценок, и специфичная балльность, и социальный контроль, и социальный опыт их применения»32.

Значение принципа справедливости в уголовном праве было уже представлено в ходе рассмотрения содержания принципа.

Отмечается, что «принцип справедливости является основополагающим принципом не только уголовного, но всего российского права»33. «Для права справедливость – это путеводная звезда, предел, достичь которого, должно стремиться право, памятуя при этом о том, что этот предел недостижим принципиально»34. Разумеется, процесс совершенства в человеческой жизнедеятельности безграничен. Однако деятельное стремление к справедливости в законе есть необходимый этап ее реализации.

Информация о работе Принципы права