Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:22, курсовая работа
Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3-7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 7-69
Глава 1. Принципы права: понятие и виды 7-25
§ 1. Принципы права: понятие и виды 7-16
§ 2. Видов принципов права с точки зрения 16-25
отраслевых юридических наук (международное и земельное право)
Глава 2. Понятие, значение и стадии реализации 25-69
принципа справедливости в уголовном праве
§1. Понятие и значение принципа справедливости 25-43
§2. Стадии реализации принципа справедливости 43-69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69-74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75-78
И НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исследования показывают, что современная отечественная законодательная практика (с 1922 г.) постепенно развивается путем дробления Диспозиций составов преступлений, а также выделения отдельных преступных деяний в самостоятельные преступления. Так, если УК РСФСР 1922 г. содержал 202 состава преступлений, имеющих санкции, то УК РСФСР 1926 г. — 326, а УК РСФСР 1960 г. — уже 44959. В УК РФ 1996 г. к 2005 г. их стало 594.
Если обратиться к конструированию норм в уголовном законодательстве дореволюционной России, над которым трудились выдающиеся ученые-юристы и наработка которых шла веками, то заслуживает внимания тот факт, что, например, в Особенной части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. насчитывалось свыше полутора тысяч статей. Конечно, такой чрезмерный подход привел к тому, что, как отмечал В. Д. Спасович, «со столь значительным количеством статей память человеческая не может справиться, и нет юриста, ни теоретика, ни практика, который знал бы Уложение во всех подробностях»60.
Н. С. Таганцевым были высказаны по этому поводу еще два более существенных замечания. Во-первых, отмечал он, масса видов и подразделений каждого преступного деяния устраняла возможность дать точную характеристику отдельных типов преступлений. Во-вторых, такое стремление к казуичности привело к неполноте кодекса, так как оказывались деяния, не подходящие под уголовные запреты61.
Вместе с тем сам принцип подхода дробления диспозиций с целью дифференциации ответственности в УК РФ с учетом соответствующих замечаний является одним из общих условий реализации принципа справедливости в уголовном законе. Ведь существенное различие характера и I степени общественной опасности некоторых видов деяний, предусмотренных одной (общей) уголовно-правовой нормой, а также необходимость дифференцированного регулирования уголовной ответственности за их совершение и невозможность достижения этой цели с помощью существующей общей нормы, является не чем иным, как одним из оснований выделения специальных норм.
В заключение главы надо также сказать, что принцип справедливости является краеугольным камнем современной англо-американской уголовно-правовой теории наказания.
Английское и американское законодательства не содержат понятия наказания и его целей, поэтому в теории уголовного права эти вопросы встают особенно остро и значимо. Будучи издавна предметом исследования английских, а затем и американских философов и юристов, основные вопросы назначения наказания обрели наиболее справедливые и практически адаптированные позиции в теории наказания, сформированной Andrew von Hirsch62.
Эта современная теория подчеркивает важность скрупулезной соразмерности между тяжестью преступления и тяжестью наказания для назначения справедливого наказания лицу, совершившему преступление, что, в свою очередь, является необходимым условием достижения объективно полезных целей уголовного наказания.
Краеугольным камнем теории наказания в уголовном праве, по мнению английских и американских ученых, поддерживающих данную теорию, и является принцип соразмерности: тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления. Этот принцип был одним из основных постулатов классической школы уголовного права.
Принцип соразмерности – почти неприкосновенное требование правосудия, которое не должно руководствоваться политическими, экономическими или социальными соображениями целесообразности конкретных наказаний, а только уголовной справедливостью, — считают зарубежные авторы данной теории.
Таким образом, принцип справедливости в уголовном законе должен быть сформулирован шире – быть прямо адресованным как правоприменителю, так и законодателю. Поэтому в УК РФ необходимо сформулировать принцип справедливости так, чтобы он обязывал законодателя реализовывать его при установлении санкций. Для этого следует внести в ч. 1 ст. 6 УК РФ изменение, дополнив ее после слова «характера» словом «устанавливаемые». В целом указанную норму изложить в следующей редакции:
«Наказание и иные меры уголовно-правового характера, устанавливаемые и применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».
Также необходимо внести в ч. 3 ст. 60 УК РФ изменение, дополнив ее после слова «преступления» словами «обстоятельства его совершения», и исключить слова «в том числе», так как обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания, которые необходимо учитывать при назначении наказания, относятся не только к личности виновного.
Для оценки справедливости санкций уголовно-правовых норм необходимо их соизмерение с учетом всех объективных и субъективных признаков, характеризующих элементы составов преступлений, за совершение которых установлены эти санкции.
3. Заключение
Развитие российского общества на современном этапе сопровождается серьёзными переменами в политической, социально-экономической и правовой жизни его членов. Приоритетную роль в происходящих изменениях призван играть новый подход к взаимоотношению личности и государства.
Ещё совсем недавно государство господствовало над своими гражданами и ставило свои интересы несоизмеримо выше. Человек был лишь средством достижения определённых целей, его ценность была в значительной степени принижена. Однако анализ принятого в последнее время законодательства позволяет прийти к заключению о том, что подобное положение коренным образом изменяется. Права и свободы человека и гражданина сегодня первичны по отношению к статусу государства. Оно вынуждено учитывать сложившиеся реалии, а также проявлять большую осторожность и осмотрительность при каждом случае применения к своим гражданам принудительных мер различного характера, в том числе и мер юридической ответственности.
Если в недалёком прошлом государство позволяло себе пренебрегать правами и свободами и могло открыто их нарушать, то сложившаяся в последнее время политическая и правовая практика крайне отрицательно относится к подобным проявлениям.
Создание российской правовой системы должно быть ориентировано на формирование и поддержание системы гарантий прав и свобод граждан, стимулирование их правомерного поведения и разработку эффективных механизмов защиты общества от противоправных посягательств.
Современное российское общество в настоящее время испытывает определённые трудности, основу которых составляют социальная напряжённость, правовой нигилизм, экономическая нестабильность, коррупция органов государственной власти, нестабильность политических процессов и другие проблемы. Кроме того, сложной остаётся криминогенная обстановка. Довольно высок уровень тяжких и особо тяжких преступлений, среди которых - терроризм, захваты заложников, заказные убийства. Подобная ситуация способна побудить государство к применению принудительных мер и принятию жёстких и непопулярных мер для достижения порядка в обществе. Однако такие меры не должны носить характер произвола, а обязаны основываться на нормах, закреплённых в правовых актах.
Для достижения поставленной цели необходимо применять наиболее целесообразные и действенные методы регулирования, в том числе и основанные на государственном принуждении. Юридической ответственности отводится одна из главных ролей в разрешении возникающих негативных проявлений.
Для того, чтобы стать эффективным механизмом такого разрешения, правовая ответственность должна основываться на определённых объективных началах, определяющих её содержание и закреплённых в праве. Чем полнее развиты принципы в законодательстве, тем больше поведение субъектов правоотношений будет соответствовать правовым установлениям. Уяснение таких принципов даёт представление о собственных правах и свободах, ограничивает основания вмешательства государственных органов в жизнь человека. В условиях неизбежного возрастания массива действующих нормативно-правовых актов различного уровня и существующей презумпции знания закона уяснение гражданами общих принципов права, отдельных его институтов позволяет избежать нарушений законодательства.
К сожалению, роли принципов юридической ответственности не уделяется должного внимания в современной государственно-правовой теории, а между тем их уяснение очень важно для понимания сущности этого явления. Совокупность данных принципов позволяет дать обобщённую характеристику феномена ответственности. Исследование её принципов позволяет решить конкретные вопросы, возникающие в сфере регулирования прав и свобод граждан, целесообразности и эффективности применения к ним мер государственного принуждения.
Система принципов юридической ответственности не является неизменной категорией. При изменении порядка регулирования общественных отношений, появлении приоритетных начал либо специфических ограничений, необходимо вносить соответствующие новеллы в их содержание. Идея придерживаться раз и навсегда принятых принципов обречена на провал, так как они не будут отражать особенностей изменяющихся общественных отношений и будут служить задержкой поступательного развития общества и права. Впервые принципы уголовной ответственности нашли своё закрепление в 1996 году в качестве самостоятельных статей нового Уголовного кодекса РФ. Другие отрасли права не содержит в себе подобных норм, основываясь лишь на общих принципах права и процесса (гражданского, уголовного).
Создание правового государства, как важнейшая и актуальная практическая задача современной России, возможно лишь при условии, что правовые механизмы будут способны отвечать предъявляемым требованиям, защищать права и свободы граждан, противостоять их нарушениям и способствовать справедливому и своевременному привлечению нарушителей к различным мерам юридической ответственности.
Важную роль в решении этих задач призваны играть органы внутренних дел.
В правоприменительной деятельности органов внутренних дел прослеживается взаимодействие двух процессов: во-первых, утверждение нового подхода к правовому статусу человека и гражданина (признание и приоритет интересов личности, преобладание их над интересами государства, усиление гарантий прав и свобод); во-вторых, повышенная требовательность к деятельности их сотрудников по применению к правонарушителям мер юридической ответственности.
Подобная деятельность должна быть детально регламентирована, опираться на научно разработанные основы, поддерживаемые в обществе, и способствовать формированию у граждан навыков и установок правомерного поведения.
Таким образом, актуальность проблемы принципов юридической ответственности и их реализации в деятельности органов внутренних дел обусловлена, с одной стороны, необходимостью построения правового государства и формирования гражданского общества, укреплением правопорядка, законности и дисциплины, а с другой стороны тем, что стремительное развитие общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества будет постоянно ставить новые вопросы совершенствования деятельности по применению мер юридической ответственности, в том числе и органами внутренних дел, в основе которой должны будут находиться взаимосвязанные и отвечающие реалиям своего времени правовые основы (принципы)64.
ИСТОЧНИКОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ