Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:19, курсовая работа
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Принципы федерации в Российской Федерации" в современной российской науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическое значение изучения проблемы "Принципы федерации в Российской Федерации" заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ. 5
ГЛАВА II. ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВА 13
§1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ. 13
§2. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ 17
ГЛАВА III. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
§1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА 19
§2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 30
Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разную правовую природу.
Глава II. Федеративная форма государств
§1. Понятие, признаки, задачи и принципы образования федерации
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.
Федерация является распространенной формой государственного устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные по территории и численности населения сообщества (См. Приложение № 1). В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские острова).
На наш взгляд, прежде чем подробно рассматривать вопрос о федерациях и федеративных формах государств, необходимо разобраться с терминологией.
Термины «федерализм», «
Федерализм — это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер; политическое движение за федеративное устройство. По мнению Хаффмана, федерализм - это такая форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем коллективного единства и делает это таким путем, при котором региональные правительства играют вполне конкретную роль19.
Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio — объединение, союз) — государство, состоящее из объединившихся в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств.
Федерализация — конституционная реформа, направленная на переход от унитарного государственного устройства к федеративному. В последнее время наиболее ярким примером федерализации была Бельгия. Фактически федерализация была и в Российской Федерации (данный вопрос более подробно будет рассмотрен в Главе III настоящей работы).
Сегодня все больше проявляется
тенденция к разделению понятий
федерализм и федерация. Это обуславливается
тем, что необходимо различать федерацию
как реально существующую форму
политико-территориальной
Суть федерации состоит в разделении и соотношении власти, которая сосредоточена в руках федеральных органов и органов ее субъектов. То, как в государстве разделены и соотносятся компетенции, имеет огромное значение, как теоретическое, так и практическое. Из этого следует, что понятие «федерализм» шире понятия «федерация». Федерализация в свою очередь — это поворотный пункт, при котором государство окончательно оформляется в качестве федерации.
По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. В связи с этим, автор попытался выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория
федерации состоит из
3. Субъекты федерации
обладают правом принятия
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Мы полагаем, что при рассмотрении данного вопроса следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:
- добровольное объединение
государств или
- равноправие субъектов
федераций независимо от
- плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;
- широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
- соблюдение законности
и конституционных прав, означает
строгое и неуклонное
Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как представляется, это даже не столько статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.
§2. Виды федераций
В предыдущем параграфе нами было выявснено, что федерации строятся на разных принципах. В связи с этим существуют национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации.
Национальные федерации
строятся по этническому принципу,
население субъектов
В основе территориальных федераций находится разделение территории на субъекты. Население государства в этом случае этнически однородно, появление таких федераций обусловлено с децентрализацией управления, контроля общества. Сегодня примером таких федераций могут являться США, ФРГ.
Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
В национально-территориальных федерациях одни субъекты построены по территориальному, другие по национальному принципу. Примером такой федерации является Россия. Применительно к российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается. Но об этом в следующей главе данной работы.
Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
Территориальная:
Национальная:
На протяжении истории такие государственные образования как “Россия”, “Российская империя”, “Советский Союз” охватывали примерно одну и ту же территорию. В настоящее время происходит формирование Российского государства в новых территориальных границах, в иных геополитических, экономических и прочих условиях.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:
1 ЭТАП
По мнению ряда авторов, федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис мировой социалистической революции, которую «проповедовали» большевики. В.И. Ленин прямо называл советскую федерацию переходной формой к полному единству трудящихся разных наций. Оснований для цивилизованного федерализма в стране, до 1917 года бывшей унитарным государством, не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские, и поэтому РСФСР могла сложиться только как федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами. Но это, разумеется, с самого начала была не федерация в общепризнанном смысле этого слова.
Российская Федерация
была провозглашена на III Всероссийском
съезде Советов в январе 1918 года.
Этим устанавливалось новое
Информация о работе Принципы федерации в Российской Федерации