Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 00:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее исследование конституционных основ организации государственной власти в Российской Федерации, изучение и анализ основополагающих принципов её осуществления.
Для того, чтобы поставленная цель была раскрыта необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить возникновение института разделения властей и рассмотреть возникновение, проследить развитие теории разделения властей
2. Проанализировать содержание принципа разделения властей;
3. Раскрыть сущность разделения властей в Российской Федерации
Введение……………………..…………
Глава 1. Возникновение сущность принципа разделения властей………………………………..…
Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России……………………………..………..
Сущность принципа разделения властей………………...
Общие положения принципа разделения властей в соответствии с Конституции Российской Федерации 1993 года……………....
Глава 2. Разделение властей в системе органов государственной власти Российской Федерации……………………..
Законодательная власть………………………
Исполнительная власть………………………….
Судебная власть…………………………..
Заключение..................................................
Библиографический список………………………
С целью обеспечения четкой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно:
В интересах более тщательной подготовки вопросов на рассмотрение депутатов каждой из палат Российского парламента, для принятия обоснованных решений и осуществления контроля за их реализацией Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии.
В ст. 102 Конституции РФ говорится, что к ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ (следует иметь ввиду, что такие изменения могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации (ст. 67, п. 3 Конституции);
б) утверждение указа Президента о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории;
д) назначение выборов президента;
е) отрешение Президента России от должности;
ж) назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
По всем перечисленным вопросам Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов палаты принимает постановления.
К числу полномочий Государственной Думы Конституция (ст. 103) относит:
а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по делам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.
По всем этим вопросам Государственная Дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.
Государственная Дума может быть распущена Президентом России в случаях, предусмотренных ст. 11 и 117 Конституции РФ. То есть если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ или повторно в течении трех месяцев выразит недоверие Правительству.
Важно отметить, что Совет Федерации не может быть распущен ни по каким причинам и ни каким государственным органом.
Несмотря на довольно обширные полномочия каждой из палат Российского парламента, важнейшие свои полномочия он осуществляет посредством принятия законодательных актов. Процесс принятия законов складывается из ряда этапов.
Первым из них является этап реализации права законодательной инициативы.
В соответствии со ст. 104 Конституции это право принадлежит Президенту России, Совету Федерации, членам Совета Федерации (лично или группе), депутатам Государственной Думы (также лично или группе), Правительству России, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному, Верховному и Высшему арбитражному судам России по вопросам их ведения.
Законопроекты вносятся в нижнюю палату парламента Государственную Думу.
Следующим этапом законодательного процесса является рассмотрение законопроекта.
Третий этап законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный же конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.
Следующий, четвертый этап - рассмотрение принятого закона Советом Федерации. Он считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон считается принятым также в случае, если в течении 14 дней Совет Федерации не приступил к его рассмотрению. Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, кредитного, валютного и таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию из числа своих членов для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае ее несогласия с решением Совета Федерации закон считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Завершающим этапом законодательного процесса является подписание Президентом России закона и его обнародование. Принятый федеральный закон должен быть направлен Президенту в течении 5 дней. В течении 14 дней он подписывает его и обнародует. Принятый обеими палатами парламента РФ федеральный конституционный закон подлежит безусловному подписанию Президентом в течении 14 дней и обнародованию.
Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания РФ является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России. Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата Российского парламента - Совет Федерации. Совет Федерации по предложению Правительства РФ решает вопрос о возможности использования ВС России за пределами ее территории. Таким образом, Федеральное Собрание - парламент РФ - играет важную роль в правовом обеспечении деятельности государства и его ВС по защите отечества.
Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность. Органом, наделенным исполнительной властью в РФ, является Правительство.
Оно являются высшим исполнительным и распорядительным органам государства и возглавляет всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др»11.
Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации установлена Указом Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.96 N 1176.
В соответствии с этим Указом в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации12.
Структура центральных органов федеральной исполнительной власти в последнее время систематически подвергалась реорганизации и перестройке. Последние изменения были произведены Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" 13.
В результате многие ранее действовавшие органы государственной власти были упразднены, объединены, переименованы, либо была передана часть функций от одного органа другому. Это было осуществлено, «в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации"».
В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от от 21.05.2012 в структуру федеральных органов исполнительной власти РФ входят:
Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации14.
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.
Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.
Законодательная и исполнительная власти находятся у истоков судебной власти: они ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий15.
В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом справедливости.
Статья 118 Конституции РФ гласит: " Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается". Именно эти законодательные акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной ветви власти, которая могла бы стать мощным механизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Федерации"16 гласит: "В Российской федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".
К федеральным судам отнесены:
К судам субъектов Российской Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 КРФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 КРФ).