Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:37, контрольная работа
Радикальная реформа экономического и политического строя России привела к существенным изменениям в законодательстве. Оно находится в постоянном развитии, изменилось его содержание, значительно возросло количество, а вместе с ним и противоречивость нормативных правовых актов. Наряду с объективными причинами, вызванными переходным состоянием законодательства, влияющими на качество нормативных правовых актов, следует назвать и субъективные: неупорядоченность правотворческого процесса, его хаотичность, отсутствие в нем системности.
Введение
1. Кодификация. Виды кодификационных актов
2. Анализ состояния кодификации законодательства РФ
3. Решение проблем кодификации путем систематизации законодательства по определенной схеме
Заключение
Литература
Творческая роль кодификации выражается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.
Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.
Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт [13].
Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.
Кодификация затрагивает наиболее существенные стороны (аспекты) государственной и общественной жизни, как правило, связана с важными социальными процессами [15]. Можно сказать, что социальная цель кодификации - это, в конечном счете, всегда отражение наиболее значимых для общества социальных интересов, закрепление решения каких-то важных, узловых проблем государственной и общественной жизни. Отсюда и задача кодификации: по возможности более адекватно отразить социальные интересы, юридически оформить (закрепить) наиболее принципиальные, устойчивые общественные отношения и создать определенный правовой фундамент для дальнейших социальных преобразований.
Кодификация способствует также формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.
Более подвижные области общественных отношений регулируются нормативными актами, создаваемыми в процессе текущего правотворчества.
Кодификационным считается нормативный правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие своего значения нормативные предписания по определенной теме. Будучи включенными в кодификационный акт, такие предписания могут приобретать новые для себя "оттенки", поскольку начинают подчиняться логике внутреннего строения этого акта (его структуре, стилю, содержанию и характеру других его предписаний и т.д.). Без такого объединения действующих нормативных предписаний в новом сводном акте не была бы обеспечена необходимая преемственность в правовом регулировании тех или иных общественных отношений.
Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. Например, принятый Государственной Думой Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) имеет три раздела. Разделы 1 и III делятся на подразделы, а те в свою очередь - на главы. Главы состоят из параграфов, объединяющих ряд статей, либо непосредственно из статей. Так, раздел I "Общие положения" имеет пять подразделов и 12 глав. Глава 4 "Юридические лица" включает пять параграфов: §1 "Основные положения", §2 "Хозяйственные товарищества и общества", §3 "Производственные кооперативы", §4 "Государственные и муниципальные унитарные предприятия" и §5 "Некоммерческие организации". Всего в первой части ГК 453 статьи.
Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.
Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала-
Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это - основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.
Правовая система Российской Федерации выработала модель кодификационного акта типа основ законодательства. Характерным для нее является деление на крупные структурно-обособленные части (подразделения). В основах содержат определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования, формулируются законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. непосредственно не предусматривает издание такого рода актов. Вместе с тем основы законодательства, являясь особой специфической формой "основополагающего кодификационного закона с присущей именно им формой внутренней организации нормативного материала могли бы достаточно эффективно использоваться в законотворческой практике как разновидность федерального закона в некоторых сферах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Кодекс - традиционно
устоявшаяся форма
Кодекс дает возможность
обобщать и систематизировать
Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.
Устав - это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.). Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами [3].
Под положением обычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).
Правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.
В форму положений, уставов и правил преимущественно облекаются нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации. Таково, например, "Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", которым регулируются порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел России.
В юридической литературе различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.
При всеобщей кодификации в течение
времени создаются сводные
Отраслевая кодификация
Специальная кодификация группирует нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов.
Кодификация традиционно связывается
с систематизацией и
Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.
Более подвижные области общественных отношений регулируются нормативными актами, создаваемыми в процессе текущего правотворчества.
Кодификационный акт - это нормативно-правовой акт сводного характера. Он объединяет в единую юридическую конструкцию действующие и не утратившие свое значение нормативные предписания по определенной теме.
Кодификационный акт, как правило, значителен по объему. Он представляет собой крупный сводный акт, отличающийся сложной структурой. Обычно он имеет большое число статей и разбивается на части, разделы, главы.
Кодификационный акт, объединяя в
стройную систему относительно однородные
нормативные предписания, как правило,
существенно обновляет
Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это единый, цельный, внутренне связанный юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся, как правило, большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.
Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов, форму.
Советская правовая система "выработала" модель кодификационного акта типа Основ законодательства. Характерным для нее является деление Основ на крупные структурно-обособленные части (подразделения). С большей или меньшей степенью определенности в Основах можно выделить общую часть, где содержатся основные определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов Федерации принципы правового регулирования. Именно здесь сконцентрированы фундаментальные законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.
Основы законодательства - юридически цельные, внутренне согласованные правовые акты, характеризующиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные с максимальной полнотой урегулировать определенный круг отношений.
Основы возглавляют
Проведение кодификации в
Кодексы - традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодексы бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми).
Отраслевые кодексы
представляют собой крупные сводные
акты, позволяющие детально, непосредственно
и полно регулировать определенную
сферу однохарактерных