Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 15:57, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение - возникновения понятия правопонимание и его основных концепции.
Исходя, из указанной цели можно выделить следующие задачи, поставленные в курсовой работе:
• Рассказать о возникновении правопонимания;
• Раскрыть само понятие – «Правопонимания»;
• Дать характеристику данной категории;
• Определить содержание типов правопонимания;
• Обратить внимание на основные проблемы правопонимания.
Введение Стр
Глава 1. Правопонимание как научная категория 4
1.1 Понятие правопонимания и история возникновения 4
1.2 Типы правопонимания 6
Глава 2. Основные концепции правопонимания 15
2.1 Социологическая концепция права 15
2.2 Нормативистская концепция права 16
2.3 Естественно-правовая концепция права 19
Глава 3. Проблемы правопонимания 22
3.1 Современные проблемы правопонимания 22
Заключение 25
Список использованных источников информации 27
Критикуемый подход к правопониманию не различает права и закона — одной из форм его выражения. А значит, любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, пусть он даже содержит правонарушающие предписания, ложные правовые нормы. В означенном случае правом следует также признать те законы, которые противоречат международно-правовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждение и др. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемого государством. Наконец, «узконормативный» подход объективно не в состоянии отразить деятельностный подход к праву, а следовательно, и раскрыть те движущие силы, которые как раз-то придают праву качество социального регулятора, мощной преобразующей силы в обществе. Для осмысления природы права именно в этом значении необходимо выйти за пределы традиционных представлений о праве как юридически должном, оценить его в контексте реальной системы общественных отношений и тем самым утвердить в праве деятельное начало, отображающее в себе и процессы правообразования и правоосуществления. Этим требованиям в большей степени соответствует так называемый социологический подход.
2.3 Естественно-правовая
Естественно
- правовая концепция—философско-
В XVII—XVIII в. в. теория естественного права получает развитие в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы (Голландия), Т. Гоббса, Д. Локка (Англия), Вольтера, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Руссо (Франция), А. Н. Радищева (Россия) и др. В эпоху буржуазно-демократических революций она обогащается гуманистической концепцией прав человека. Признание прав человека (на жизнь, свободу. неприкосновенность, частную собственность и др.) естественными и неотчуждаемыми явилось основополагающим в понимании природы естественного права.
Сущность теории естественного права в ее современном понимании заключается в том, что идеи (естественного равенства и свободы, справедливости, признание неотчуждаемого характера прав человека) выступают первоначальным, главным компонентом права. В этом смысле нормы или действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Пониманию природы (сущности) права способствует различение права позитивного и права естественного.
В отличие
от позитивного права —
Естественное
право проистекает из природы
человека, человеческого разума, всеобщих
нравственных принципов. Оно
Соответственно
своим содержанием
С формально-юридической
точки зрения естественное
а) право не сводимо к закону. Закон лишь одна из форм его выражения;
б) не всякий закон является выражением права. Господствовать в общественной жизни должен лишь тот закон, который основан на праве, т.е. обладает качеством правового закона;
в) право первично по отношению к государству;
г) государство должно выражать в законе право и т.д.
Отмеченные
преимущества правопонимания, как
верно замечено, должны быть дополнены
ответами на следующие вопросы.
Представляется,
что естественное право,
Глава 3. Проблемы правопонимания
3.1 Современные проблемы правопонимания
Вследствие
многолетнего самоограничения
В современной социологии мир "социального" давно уже трактуется как интерсубъективный мир. Это очень важное исходное положение для любой правовой теории и иная гносеологическая и онтологическая позиция по сравнению с "классической" гносеологией эпохи модерна, противопоставлявшей субъекта и объект. Феноменологическая теория интенциональности сознания эту преграду между субъектом и объектом разрушила. И это влечет за собой совершенно конкретные теоретические выводы. Социальное предстает ни чем иным, как сферой взаимодействия субъектов, опосредованного текстами. Следовательно, это осмысленное взаимодействие, и этот смысл задается самими субъектами, создающими тексты культуры и интерпретирующими их. А это означает, что социальное, интерсубъективное и коммуникативное - понятия однопорядковые. Поэтому и право, если признавать его социальную природу, неизбежно предстает как форма коммуникации, но имеющая свою специфику по сравнению с другими вариантами коммуникативного действия.
Эта специфика выражается в средствах и формах коммуникации, т.е. в правовых текстах и опосредующих их нормативных правах и обязанностях участников социального взаимодействия, т.е. правовой коммуникации. Отсюда вытекает и основная проблематика коммуникативной теории права: человек и его права20.
Правовые тексты являются результатом объективации всей системы социальных взаимодействий, и именно поэтому человек всегда живет и действует не сам по себе, а в рамках определенной правовой культуры, которая есть часть культуры общества. Поэтому интерпретация как прав и свобод человека, так и его обязанностей, самым непосредственным образом "завязана" на тексты соответствующей культуры.
Любая правовая теория, а не только коммуникативная, должна, полагает автор, решать три основные проблемы:
1) проблему субъекта и его сознания, интерпретирующего "жизненный мир" как мир текстуальный (проблема того, как происходит интерпретация);
2) проблему правовых текстов или источников права и правовых норм (проблема того, что интерпретируется);
3) проблему правового
взаимодействия (взаимообусловленного
поведения) в форме
Отсюда три плана правовой реальности:
- ментальный (психический),
- текстуальный (культурологический) и
- деятельный (праксиологический).
Их взаимозависимость и позволяет характеризовать право как психосоциокультурную целостность, создаваемую непрерывностью правовой коммуникации. В контексте правовой структуры право возникает как функционирующий комплекс нормативных правоотношений. Любой другой подход, игнорирует коммуникативную сущность права. Так, в правовом этатизме под правом понимается закон, текст, означающее, т.е., фактически, лишь "оферта" права, предложение к коммуникации, хотя и в виде приказа. Право же, в концепции, рождается при встрече означаемого с субъектом и переводе означаемого в социальное действие, оправданное и ожидаемое другими социальными субъектами, то есть при возникновении правовой коммуникации. Такая трактовка права, конечно, с одной стороны, отличается прагматизмом и реализмом, но, с другой стороны, нацеливает субъекта на самостоятельные действия ради воплощения собственных коммуникативных идеалов, в том числе, правовых, являясь, таким образом, концепцией и идеалистической. Такой вариант характеризуется как правовая интерпретация известной русской философской идеи "идеал-реализма".
Заключение
В своей курсовой работе я попыталась наиболее четко раскрыть и разобраться в понятии «Правопонимания», в его основных типах, концепциях и проблемах. В нашем современном и быстро развивающемся мире всегда будет стоять вопрос, что такое право и как его понимать. Думаю, эта тема ещё не раз будет написана разными авторами, учеными, юристами и т.д.
Наверное
на ряду с уже существующими
концепциями и типами
Разумеется
что правопонимание в
Но я постаралась со своей точки зрения наиболее полно написать, как я понимаю правопонимание, описала наиболее важные и получившие большее количество сторонников концепции правопонимания, рассмотрела её проблемы.
Заглянув в содержание и сущность каждой концепции и типа я поняла что, конечно же каждая из них в отдельности уникальна и несет свою веру и взгляд на то как понимать право. Но как и у всего на свете в концепциях конечно есть и свои минусы, нельзя использовать и придерживаться какой то одной концепции или типа. Все они берут за свою основу различные аспекты права, и делают акцент на наиболее важной для них грани права, к примеру нормативистская концепция заостряет внимание права в области государственных велений и предписаний, естественно-правовая полагается на общечеловеческие ценности, таких как разум и справедливость. А социологическая концентрируется не на формально установленных в законах нормах, а на тех которые используются в реальной жизни.
Из истории
развития правопонимания
Конечно же
право само по себе является
очень динамичным и