Прокуратура и адвокатура РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы будет являться рассмотрение механизмов функционирования адвокатуры и прокуратуры на современном этапе, а именно после принятия закона.

Содержание

Введение………………………………………………….2
Глава I. Понятие адвокатуры и прокуратуры………….3
1.Понятие прокуратуры………………………………...3
2. Понятие адвокатуры…………………………………4
Глава II. Конституционные основы организации
деятельности……………………………………7
1. Прокуратура………………………………………....7
2. Адвокатура…………………………………………10
Глава III. Органы……………………………………….14
1. Органы прокуратуры……………………………..14
2. Органы адвокатуры……………………………….18
Заключение.......................................................................24
Список используемой литературы…………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

!!Курсовая по КП РФ. 2 семестр..doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

 

Пензенский государственный  университет

 

 

 

Факультет инновационных технологий обучения

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа  

по конституционному праву РФ на тему

Прокуратура и  адвокатура РФ

 

 

 

                                                                             Проверила: Кислова Марина       

                                                                                      Александровна

Выполнила: студентка гр.10цюу1

                                                                                    Демина Елена

 

 

 

Пенза 2011

Содержание

 

Введение………………………………………………….2

Глава I. Понятие адвокатуры и прокуратуры………….3

1.Понятие прокуратуры………………………………...3

2. Понятие адвокатуры…………………………………4

Глава II. Конституционные основы организации                                                                                     

                деятельности……………………………………7

                 1. Прокуратура………………………………………....7

               2. Адвокатура…………………………………………10

Глава III. Органы……………………………………….14

                  1. Органы прокуратуры……………………………..14

                  2. Органы адвокатуры……………………………….18

Заключение.......................................................................24

Список используемой литературы…………………...25

 

 

 

 

 

 

 

Введение.           

На протяжении десятилетий  адвокатура в России, в отличие от прокуратуры, была институтом неприметным. Только с развитием демократических и рыночных реформ фигура адвоката стала играть все более заметную роль. Современный гражданский и арбитражный процессы немыслимы без участия защиты, - это аксиома. В соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» правовой контроль за деятельностью нотариата и адвокатуры отводится министерству юстиции. Министерству юстиции отводятся функции выдачи удостоверений адвокатам, ведения реестра адвокатов, а также образование общественной палаты адвокатов. Этот закон значительно изменил положение российской адвокатуры. Закон предусматривает «переходный период» реорганизации адвокатских образований, первая стадия которого – формирование региональных реестров адвокатов - должна быть завершена до 1 октября. Следующий этап предусматривает создание новых органов адвокатского самоуправления - адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов.

 Целью данной работы будет являться рассмотрение механизмов функционирования адвокатуры и прокуратуры на современном этапе, а именно после принятия закона. Но это не означает, что мы вообще откажемся от сравнительного и сравнительно-исторического анализа данных составляющих конституционного права. Заметим, что анализ адвокатуры и прокуратуры будет проведен на основе российского законодательство, а значит мы берем во внимание только российское конституционное право.

 Важно подчеркнуть, что современные функции прокуратуры в России в значительной степени напоминают те, что были у нее во времена Петра I, когда "око государево" обеспечивало выполнение высочайших указов правительственными органами, их чиновниками и судами. Они имеют мало общего с функцией прокуратуры в странах с развитой демократией. В данной работе мы также остановимся на несовершенстве организации не только прокуратуры, но и адвокатуры в РФ.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие  адвокатуры и прокуратуры.

1. Понятие прокуратуры.

Прокуратура в в большинстве  стран - это система государственных  органов, осуществляющих надзор за расследованием уголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе. Прокуроры состоят и действуют, как правило, при судах, образуя иерархическую систему, аналогичную судебной, они составляют вместе с судьями единый профессиональный корпус магистратов, подчиненный в административном плане министру юстиции (в некоторых странах его называют генеральным прокурором-атторнеем).

 В Российской Федерации, как в СССР, и в других государствах СНГ, прокуратура — особая государственная структура, призванная осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Этот надзор не распространяется лишь на высшие федеральные органы законодательной и исполнительной власти и на суды. При этом прокуратура реализует и функции, свойственные зарубежным прокурорским органам: осуществляет надзор за расследованием уголовных дел и сама ведет следствие, поддерживает от имени государства обвинение в суде, участвует в гражданском процессе для защиты интересов государства и прав граждан, осуществляет надзор за местами лишения свободы.

Конституция РФ 1993 г. в  отличие от ранее действовавшей Конституции РСФСР не определяет круг задач и компетенцию Прокуратуры РФ. В Конституции прокуратуре отведена не глава, как раньше, а единственная статья 129 (в главе о судебной власти), которая, определив Прокуратуру РФ как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РФ, устанавливает лишь порядок назначения прокуроров на должность (части 2 и 3) и отмечает, что полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом (статья 129, часть 14). Такой федеральный закон был принят в ноябре 1995 г. в форме внесения изменений и дополнений в ранее действовавший Закон “О Прокуратуре Российской Федерации”. Он определяет основные параметры организации Прокуратуры как системы соподчиненных органов, ее функции, статус работников Прокуратуры (прокуроров и следователей), порядок назначения на должность, подчиненность и освобождение от должности, предмет и порядок осуществления прокурорского надзора, участие прокурора в рассмотрении дел судами. В системе не только прокурорских органов, но и в системе высших федеральных органов как ее высшее звено особое место занимает Генеральный прокурор РФ.

Хотя в Конституции  сказано, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, прокуроры по-прежнему поддерживают государственное обвинение в судах менее чем по половине рассматриваемых уголовных дел. Нагрузка на следователей превышает разумные нормы, а качество предварительного следствия и прокурорского надзора за ним не выдерживает критики. У прокуратуры не нашлось достойного ответа на качественные и количественные изменения в преступности, происшедшие в 90-е годы.

Предмет надзора прокуратуры  РФ - это:

- соблюдение Конституции  РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- соответствие законам  правовых актов, издаваемых органами  и должностными лицами.

Прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших  преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности генерального прокурора возложены на министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований.

Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить  с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную  систему, возглавляемую органом  типа следственного комитета.

2 . Понятие адвокатуры.

Адвокатура — это общественная самоуправляющая организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

В Законе об адвокатуре Российской Федерации от 20 ноября 1980 г. исчерпывающе сформулированы задачи адвокатуры, из которых основная — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Адвокатура содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству других лиц. Выполняя свои задачи, адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи: дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству; составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера; осуществляют представительство в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях; участвуют в предварительном следствии и суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков и т.д.

Организационной формой адвокатуры является коллегия адвокатов - добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Предложение об образовании коллегии направляется по заявлению группы учредителей в Министерство юстиции Российской Федерации, которое при положительном решении передает его в исполнительный орган субъекта Федерации.

В республиках в составе  России образуются республиканские  коллегии адвокатов, в краях и  областях -краевые и областные  коллегии, а с случаях, предусмотренных  Положением об адвокатуре, — городские  коллегии адвокатов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

С согласия Министерства юстиции Российской Федерации, когда  это необходимо для оказания юридической  помощи гражданам и организациям, могут быть созданы межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. Коллегии являются юридическими лицами, имеют печать и штамп. Общее собрание коллегии созывается не реже одного раза в год; в коллегии, насчитывающей более 300 адвокатов, вместо общего собрания может проводиться конференция.

Общее собрание (конференция) является правомочным при участии  в нем не менее двух третей состава членов коллегии. Все вопросы общим собранием (конференцией) решаются большинством голосов адвокатов, участвующих в голосовании. Общее собрание (конференция) созывается по инициативе президиума коллегии адвокатов, по предложению Министерства юстиции республики в составе России, краевого, областного управления юстиции, а также по требованию не менее одной трети состава коллегии.

Полномочия общего собрания (конференции), президиума и ревизионной  комиссии, права и обязанности  председателя президиума коллегии адвокатов определяются Положением об адвокатуре. Так, согласно Положению об адвокатуре Российской Федерации общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов избирает президиум коллегии и ревизионную комиссию; устанавливает численный состав, штат, смету коллегии; заслушивает и утверждает отчеты о деятельности президиума и ревизионной комиссии; утверждает по согласованию с профсоюзными органами правила внутреннего распорядка коллегии адвокатов; определяет порядок оплаты труда адвокатов; рассматривает жалобы на постановления президиума; может досрочно отозвать членов президиума и ревизионной комиссии, не оправдавших оказанного им доверия; решает другие вопросы, связанные с деятельностью коллегии.

Ревизионная комиссия коллегии адвокатов проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии адвокатов и юридических консультаций. Она избирается общим собранием (конференцией) коллегии тайным голосованием сроком на три года в количестве членов, определенном общим собранием. Комиссия из своего состава открытым голосованием избирает председателя и заместителя председателя.

Юридические консультации организуются в районах и городах  президиумом коллегии адвокатов  по согласованию с краевой, областной  и соответствующей местной администрацией. Во главе юридической консультации и находится назначаемый президиумом заведующий, который: организует работу консультации; заключает соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры с организациями на юридическое обслуживание; распределяет работу между адвокатами с учетом их квалификации, персональных обращений граждан; осуществляет контроль за соблюдением порядка оплаты труда адвокатов, за качеством их работы; обеспечивает соблюдение адвокатами правил внутреннего распорядка; рассматривает жалобы на действия адвокатов и ставит перед президиумом вопрос о привлечении последних к дисциплинарной ответственности или об отчислении из коллегии; проводит мероприятия по повышению квалификации адвокатов и стажеров; организует участие адвокатов в работе по профилактике правонарушений и пропаганде правовых знаний; распоряжается средствами юридической консультации в соответствии со сметой; принимает на работу и увольняет с нее работников технического персонала консультации; ведет статистическую и финансовую отчетность. Юридическая консультация как официальный орган коллегии адвокатов имеет право на запрос различных справок, характеристик, бумаг по делам, которые ведут адвокаты консультаций. Различные должностные лица и организации по требованию консультации обязаны представить необходимые материалы. Коллегии адвокатов обеспечиваются собственными финансовыми средствами, которые образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. Размер отчислений в фонд коллегии устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, но не может превышать 30% сумм, поступающих в юридические консультации. Расходование средств коллегии производится в соответствии с утвержденной сметой. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются коллегиями в соответствии с действующим законодательством. Штаты, должностные оклады, фонды зарплаты и сметы расходов коллегий адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах.* Коллегии адвокатов не облагаются государственными и местными налогами и сборами.

Глава II. Конституционные  основы организации деятельности.

1. Прокуратура.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ “О прокуратуре  Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры  заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Информация о работе Прокуратура и адвокатура РФ