Международный институт
экономики и права
Курсовая работа на тему:
«Псалтырь как источник иудейского
права»
Студента I курса, юридического
факультета
Глухова Антона Николаевича
Защищена
Оценка
« » 201_ г.
« »
«_ » 201_ г.
Москва, 2013 г.
Оглавление
Вступление
Глава 1 Социально-экономические
условия возникновения Псалтыря
1.1 Характеристика времени возникновения
Псалтыря
- Соломон как монарх иудейского
царства
Глава 2 Псалтырь как составная
часть ветхого завета
2.1 Псалтырь, как религиозно
– правовое отражение действительности
- Религиозно-правовые нормы,
как составная часть Псалтыря
Глава 3 Государственно-правовые
воззрения Соломона
3.1 Форма территориального устройства
иудейского государства
3.2 Судебная власть при царе
Соломоне
Заключение
Список используемых источников
и литературы
Приложение
Вступление
Актуальность данной темы заключается в
том, что первым еврейским кодексом может
считаться Тора (Пятикнижие), содержащая
законодательную часть Библии. С этим
согласны как ученые-традиционалисты,
так и исследователи, стоящие на историко-критических
позициях, причем последние выделяют в
Пятикнижии несколько отдельных сводов.
Среди них часть Книги Исхода, обозначенная
как Книга завета, Жреческий кодекс, содержащийся
в книгах Исход, Левит и Числа, Кодекс святости
в Книге Левит и Девтерономический кодекс
во Второзаконии.
Ранний, не дошедший до нас свод
жреческих установлений Сефер Галахот
(Книга постановлений) относится к концу
эпохи Второго храма (516 до н.э. – 70 н.э.).
Саддукейский уголовный кодекс был введен
в действие во время правления царицы
Александры. Рабби Акива и рабби Меир в
начале 2 в. н.э. предприняли попытки общей
кодификации еврейского закона, которые
завершились составлением Мишны Иудой
Ха-Наси ок. 200. Формальная кодификация
раввинского законодательства началась
в 8 в. с появлением Галахот Песукот, написанных
Иехудаем Гаоном в Вавилонии. Этот кодекс
стал основой для гораздо более обширного
свода Галахот Гедолот (Большие постановления).
Его составление некоторые ученые приписывают
Шимону Кайаре, а другие – Иехудаю Гаону.
До нас дошли два варианта этого кодекса,
одна сохранялась испанскими школами,
а другая – германскими. Более краткие
компиляции определенных законов составлялись
некоторыми гаонами (авторитетными толкователями
еврейского права) и учеными последующей
эпохи.
В этот период первым кодексом,
включавшим все еврейские законы, основанные
на Талмуде и респонсах (комментариях
по проблемам еврейского права) гаонов,
стали Галахот Исаака Алфаси (11 в.). В 12
в. Маймонид, испытавший большое влияние
Алфаси, составил Мишне Тора, свод в 14 томах,
охватывавший все аспекты и области еврейского
законодательства своего времени. После
Маймонида несколько сводов было составлено
во Франции. Самый значительный из них
– Сефер Мицвот Гадол (Большая книга заповедей),
основанный на 613 заповедях Торы. Его составил
Моисей бен Яков из Куси. Наиболее важным
кодексом, признанным в качестве эталона
еврейского законодательства после Мишне
Тора Маймонида, стал свод Арбаа Турим
(Четыре ряда), составленный Яковом бен
Ашером. Этот кодекс включает четыре раздела:
Йоре Деа (Наставляющий в знании) – обрядовые
законы и запреты, касающиеся принятия
пищи; Орах Хайим (Образ жизни) – законы
о синагоге и праздниках; Эвен Эзер (Камень
помощи) – законы семейной жизни; Хошен
Мишпат (Нагрудник суда) – гражданское
и уголовное законодательство. Арбаа Турим
лег в основу свода Шулхан Арух (Накрытый
стол) Иосифа Каро (1488–1575). Этот свод стал
авторитетным кодексом еврейского права,
признанным во всех еврейских общинах,
хотя многие его положения основывались
на практике сефардских школ. Моисей Иссерлес
снабдил Шулхан Арух комментарием Маппа
(Скатерть), отражавшем некоторые отличия
в практике германских школ. Свод Каро
с исправлениями Иссерлеса остается стандартным
кодексом традиционного иудаизма.
Среди источников
иудейского права особую значимость
имеет такой, необычный для других
правовых систем источник, как
«наследие». Наследие – это то,
что переходит от одного поколения
евреев к другому. В качестве
примера можно привести стремление
многих поколений евреев вернуться
на свою историческую родину.
Это что-то вроде естественного
права иудеев, которое по времени
предшествовало возникновению еврейского
государства.
Одним из древнейших источников
иудейского права является доктрина –
писания еврейских богословов, философов
относительно понимания и толкования
библейских положений и текстов. В настоящее
время роль доктрины как источника иудейского
права значительно уменьшилась.
Объектом в отличие от других законодательных
документов древности, Закон Моисеев можно
разделить на общую и особенную части,
или конституционную и раскрывающую ее
части. В общей части сосредоточены принципиальные
нормы общего значения, определяющие основания
ответственности и устанавливающие различные
институты (совокупность правовых норм,
регулирующих определенный вид однородных
общественных отношений и составляющих
обособленную часть права). В особенной
части регулируются отдельные, конкретные
общественные отношения, определяется
ответственность за нарушения этого установленного
порядка регулирования. Общая и особенная
части - это две тесно связанные, взаимообусловленные
и взаимодействующие подсистемы. Как нормы
особенной части могут быть поняты лишь
на базе общей части, так и общая часть
раскрывается лишь с помощью норм особенной
части.
Предметом в нашем случае будет государственно-правовая
база, лежащая в основе регулирования
отношений. Конституцией древнееврейского
народа — основным законом, определяющим
основы государственного в общественного
строя, правовое положение личности, —
является Десятисловия, или Десять заповедей,
объявленные Господом всему народу.
По юридической природе, под
которой понимается системная принадлежность,
юридическая сила и юридическое значение
нормативного акта, Десятисловия является
типичной декларацией, источником основных
принципов регулирования общественных
отношений, а в нашем случае — и отношений
Израильского народа с Богом. Несмотря
на то, что оно не содержит в себе санкций,
то есть конкретных указаний на неблагоприятные
последствия, которые могут и должны наступать
для нарушителей предписаний (кроме, возможно,
3-й заповеди), оно было дано Самим Богом,
н его положения имели юридический, то
есть обязательный, характер для дальнейшего
развития права, закрепляли права и обязанности
представителей израильского народа,
его экономическую систему в основы государственной
власти, то есть оно являлось главным источником
права Израильского народа.
В правовой науке сложилась
определенная последовательность отраслей
права в соответствии с их значимостью.
Сложность при рассмотрении Закона Моисеева
заключается в переплетении норм, относящихся
к различным отраслям права, особенно
норм уголовного права, с нормами, определяющими
общественные отношения, находящиеся
под защитой закона.
Цель и задачи данной
курсовой работы является изучение
Псалтыря как источника иудейского
права, определение того, как религия
переплетается совместно с дисциплинами
и нормами права.
Целью курсовой работы является
выяснение работы закона (Псалтыря).
Задачи:
- Рассмотреть время возникновения Пластыря
- Дать характеристику псалтыря
как основного закона древности
- Изучить государственно-правовые
воззрения Соломона
Глава 1 Социально-экономические
условия возникновения Псалтыря
- Характеристика времени возникновения
Псалтыря
Псалтирь - это центральная часть
Писаний - и по расположению, и по значению.
По замыслу Духа, уже само расположение
книги в самом центре Библии должно наводить
на мысли о ее значении. Это сердце Писаний.
Когда-то Библия была набором свитков,
хранимых отдельно друг от друга, но и
тогда роль псалмов понимали хорошо. Главным
идейным вдохновителем этой книги был
Давид. Спонтанный и коллективный характер
создания основного корпуса текстов чем-то
напоминает спонтанность и непредсказуемость
Деяний Апостолов (был создан большей
частью при жизни одного поколения).
Псалмы - что-то вроде революции
в рамках закона, революции во взгляде
на закон, выдвижение новой точки зрения
на его положения. Уже 1-й псалом дает представление
об этом новом подходе. 2-й стих - «размышляет
день и ночь» - ключевая фраза ко всей книге
в целом. Размышляет день и ночь - не по
принуждению (автор - царь, которому вовсе
не полагалось размышлять день и ночь
над заповедями закона, все, что требовалось
от царя - иметь у себя копию свитка с законом
и читать его). Речь идет о добровольной
инициативе человека, которая приносит
ему большое удовольствие, радость и вдохновение
(Псалом 1:3).
Давид предложил новый взгляд
на закон - не как на то, что сковывает и
ограничивает, устанавливая рамки поведения,
а как на материал для творческого изучения
и творческого применения.
По мысли Давида, закон, по определению,
невозможно использовать механически,
не раздумывая - такова сущность любого
из его положений, каждый раз она нуждается
в истолковании применительно к данной
ситуации. Каждый раз ее нужно пропускать
через свой разум и сердце, трудясь над
ней, как над трудной, но захватывающей
задачей.
В обдумывании нуждаются не
практические аспекты их применения (как
лучше всего это сделать), в первую очередь
любую из заповедей следует воспринимать
как личное откровение для читающего ее
о сердце Бога, о Его характере и Его ожиданиях.
Именно эти откровения и подсказывают
правильный подход к практической части.
Использование положений закона
как инструмента для познания личности
Бога настолько вдохновляло Давида, что
вызывало на создание текстов, в которых
он всеми силами стремился обосновывать
со всех сторон правильность своего подхода
к Писаниям.
Учитывая, в каких условиях он
создавал книгу псалмов, это действительно
какое-то «благовестие в Ветхом завете».
Глядя на столетия, прошедшие
с момента, когда Господь дал закон на
горе Синай первому поколению, можно утверждать,
что Давид для своего поколения был в какой-то
степени тем, чем Иисус - для своего.
Заповеди воспринимались как
бремя, навязанное Богом, как то, что вносит
в жизнь массу трудностей, сложностей
и проблем. Жизнь по заповедям давила,
а не освобождала. Люди завидовали язычникам
и подражали их стилю жизни, их ценностям,
перенимали их праздники, их богов. Угрозы
и наказания ничего не могли поделать.
Содержание псалмов тесно связано с жизнью
праведного царя Давида. Давид, родившись
за тысячу лет до Рождества Христова в
Вифлееме, был младшим сыном бедного и
многодетного пастуха Иессея. Еще в раннем
юношестве, будучи пастухом, Давид начал
сочинять вдохновенные молитвы Творцу.
Когда посланный Богом пророк Самуил вошел
в дом Иессея, чтобы помазать царя для
Израиля, то пророк думал помазать одного
из старших сыновей. Но Господь открыл
пророку, что младший сын, еще совсем отрок
Давид, Им избран для этого высокого служения.
Тогда, повинуясь Богу, Самуил возливает
на главу младшего сына священный елей,
совершая этим помазание на царство. С
этого времени Давид становится помазанником
Божиим — мессией (еврейское слово “мессия”,
по-гречески “Христос,” значит помазанник).
Но не сразу Давид приступает к фактическому
царствованию. Ему предстоит еще долгий
путь испытаний и несправедливых гонений
со стороны правящего тогда царя Саула,
возненавидевшего Давида. Причиной этой
ненависти была зависть, так как отрок
Давид малым камнем сразил непобедимого
до этого филистимского великана Голиафа
и этим дал победу еврейскому войску. После
этого случая народ говорил: “Саул победил
тысячи, а Давид — десятки тысяч”. Только
сильная вера в Бога-заступника помогла
Давиду перенести все те многочисленные
преследования и опасности, которым он
подвергался со стороны Саула и его слуг
в течение почти пятнадцати лет. Скитаясь
месяцами в дикой и непроходимой пустыне,
царь Давид изливал свою скорбь Богу во
вдохновенных псалмах псалмы Победа над
Голиафом отображена Давидом в 43-м псалме.
Воцарившись в Иерусалиме после
смерти Саула, царь Давид стал самым выдающимся
царем, когда-либо правившим Израилем.
Он сочетал в себе многие ценные качества
хорошего царя: любовь к народу, справедливость,
мудрость, мужество и, главное, — крепкую
веру в Бога. Прежде, чем решать какой-либо
государственный вопрос, царь Давид всем
сердцем взывал к Богу, прося вразумления.
Господь во всем помогал Давиду и благословлял
его 40-летнее царствование многими успехами.
Управляя царством, Давид заботился о
том, чтобы богослужение в скинии проходило
благолепно, и для него составлял псалмы,
которые часто исполнялись хором в сопровождении
музыкальных инструментов. Нередко сам
Давид возглавлял религиозные праздники,
принося Богу жертвы за еврейский народ
и воспевая псалмы
Но не избежал Давид и тяжких
испытаний. Однажды он соблазнился красотой
замужней женщины, Вирсавии. Свой грех
царь Давид оплакал в известном 50-м, покаянном
псалме. Самой тяжелой скорбью для Давида
было военное восстание, возглавляемое
против него его родным сыном Авессаломом,
мечтавшим преждевременно стать царем.
В этом случае Давид испытал всю горечь
черной неблагодарности и измены многих
своих подданных. Но, как и раньше при Сауле,
вера и упование на Бога помогли Давиду.
Авессалом бесславно погиб, хотя Давид
всячески старался его спасти. Прочих
мятежников он помиловал. Своей поэтической
красотой и глубиной религиозного чувства,
псалмы Давида вдохновляли на подражание
многих последующих составителей псалмов.
Поэтому, хотя далеко не все псалмы написаны
Давидом, но все же справедливо наименование,
которое часто дается книге псалмов: “Псалтырь
царя Давида.”
1.2 Соломон как монарх
иудейского царства
Преемником Давида стал его
младший сын Соломон (ок. 965—935 гг. до н.
э.). Традиция прославляет его за мудрость,
изображает проницательным и справедливым
судьей и объявляет автором ряда литературных
произведений, вошедших в Библию. В действительности
Соломон был властолюбивым и тщеславным
монархом, унаследовавшим деспотические
замашки своего отца, и не стеснялся устранять
людей, стоявших на его пути.
В правление Соломона много
внимания уделялось строительной деятельности.
Восстанавливались запустевшие ханаанейские
города и основывались новые, строились
дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг
в Иерусалиме роскошно украшенный храм.
Для строительства всех этих зданий тирс-кий
царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров
и художников, а также строительные материалы.
За это Соломон снабжал Ахирама зерном
и оливковым маслом и уступил ему двадцать
городов.