Реорганизация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать правовую природу, сущность реорганизации и ликвидации юридических лиц;
2. Исследовать основания и порядок проведения реорганизации и ликвидации юридических лиц;
4. Проанализировать гарантии прав кредиторов и государства при реорганизации и ликвидации юридических лиц;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Реорганизация юридического лица…………………………………………...6
1.1. Понятие и значение юридического лица……………………………………6
1.2. Формы реорганизации юридического лица……………………………….12
1.3. Имущественные последствия реорганизации……………………………..18
2. Ликвидация юридического лица……………………………………………..22
2.1. Понятие и сущность ликвидации…………………………………………..22
2.2. Порядок и виды ликвидации……………………………………………….24
2.3. Имущественные последствия ликвидации………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Реорг. юрид.л..docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

115  ГК  РФ  в  случаях,  предусмотренных  законом   о   государственных   и

муниципальных унитарных предприятиях, по решению правительства  РФ  на  базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть  образованно унитарное  предприятие,  основанное   на   праве   оперативного   управления (федеральное  казенное  предприятие).  Учредительным  документом   казенного предприятия является его устав, утверждаемый  правительством  РФ.  Фирменное наименование предприятия,  основанного  на  праве  оперативного  управления, должно содержать указание на то, что предприятие  является  казенным.  Права казенного предприятия  на  закрепленное  за  ним  имущество  определяются  в соответствии со ст.  296  и  ст.  297  ГК  РФ.  Российская  Федерация  несет субсидиарную ответственность по  обязательствам  казенного  предприятия  при недостаточности   его   имущества.   Казенное   предприятие    может    быть

реорганизовано  или   ликвидировано   по   решению   правительства   РФ.   В

соответствии со статьями 274-300 ГК РФ,  государственное  или  муниципальное унитарное   предприятие,   которому   имущество   принадлежит    на    праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим  имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

      Собственник  имущества,  находящегося  в  хозяйственном   ведении,   в

соответствии с законом  решает  вопросы  создания  предприятия,  определения предмета  и  целей  его  деятельности,  его  реорганизации   и   ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия,  осуществляет  контроль  за использованием  по  назначению  и  сохранностью  принадлежащего  предприятию имущества.  Собственник  имеет  право  на   получение   части   прибыли   от использования имущества, находящегося в хозяйственном  ведении  предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему  на  праве  хозяйственного ведения недвижимое имущество,  сдавать  его  в  аренду,  отдавать  в  залог, вносить в качестве вклада  в  уставный  (складочный)  капитал  хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться  этим  имуществом  без согласия собственника.

      Остальным  имуществом,  принадлежащим  предприятию,  оно  распоряжается самостоятельно, за исключением  случаев,  установленных  законом  или  иными правовыми актами.

      Казенное  предприятия, а также учреждение  в отношении закрепленного  за ним  имущество   осуществляют   в   пределах,   установленных   законом,   в соответствии  с  целями  своей  деятельности,   заданиями   собственника   и

назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

      Собственник  имущества,  закрепленного  за  казенным  предприятием  или учреждением, вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо  используемое  не  по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

      Казенное  предприятие вправе отчуждать  или иным способом  распоряжаться закрепленным  за  ним  имуществом  лишь  с   согласия   собственника   этого имущества.

      Казенное  предприятие   самостоятельно   реализует   производимую   им

продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

      Порядок  распределения  доходов  казенного  предприятия   определяется

собственником его имущества.

      Учреждение  не  вправе  отчуждать  или  иным  способом   распоряжаться

закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет  средств, выделенных ему по смете.

      Если  в   соответствии   с   учредительными   документами   учреждению

представлено право осуществлять приносящую доходы деятельность,  то  доходы, полученные от такой деятельности,  и  приобретенное  за  счет  этих  доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и  учитываются на отдельном балансе.

      Право  хозяйственного  ведения  или  право   оперативного   управления

имуществом,  в  отношении   которого   собственником   принято   решение   о закреплении за унитарным предприятием или  учреждением,  возникает  у  этого предприятия или учреждения  с  момента  передачи  имущества,  если  иное  не установлено законом и иным при правовыми актами или решением собственника.

      Плоды, продукция и доходы от использования имущества,  находящегося  в хозяйственном  ведении  или  оперативном  управлении,  а  также   имущество, приобретено унитарным предприятием или  учреждением  по  договору  или  иным основаниям, поступают в хозяйственное  ведение  или  оперативное  управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими  законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

      Право  хозяйственного  ведения   и   право   оперативного   управления имуществом прекращаются по основаниями и в порядке, предусмотренном  ГК  РФ, другими  законами  и  иными   правовыми   актами   для   прекращения   права собственности,  а  также  в  случаях  правомерного   изъятия   имущества   у предприятия или учреждения по решению собственника.

          При переходе права собственности на государственное или  муниципальное предприятие   как   имущественный   комплекс    к    другому    собственнику государственного или муниципального имущества  такое  предприятие  сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему  имущество.  При  переходе права собственности на учреждение к другому лицу  это  учреждение  сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

          В следующей главе рассмотрим  понятие и сущность ликвидации.

 

 

 

 

 

2. Ликвидация юридического  лица

2.1. Понятие и  сущность ликвидации

Ликвидация - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства другому лицу. Ликвидация имеет следующие виды:

- добровольная (по решению учредителей);

- принудительная (по решению суда).

По решению учредителей юридического лица оно может быть ликвидировано в любом случае (исключением являются фонды, которые могут быть ликвидированы только по заявлению заинтересованных лиц), в том числе:

- при истечении срока, на который оно было создано;

- при достижении цели, ради которой оно было создано.

По решению суда юридическое лицо ликвидируется если:

- при создании юридического  лица были допущены грубые  нарушения закона, имеющие неустранимый  характер;

- осуществляется деятельность  без надлежащего разрешения (лицензии);

- осуществляется деятельность, запрещенная законом;

- осуществляется деятельность  с нарушением законов и иных  правовых актов;

- деятельность общественного, религиозного объединения, фонда противоречит уставным целям.

Ликвидация юридического лица также возможна вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Исключением являются казенные предприятия.

Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

В следующей главе рассмотрим порядок и виды ликвидации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Порядок и  виды ликвидации

Этапы ликвидации юридического лица.

1. После принятия решения о ликвидации учредители обязаны письменно сообщить в соответствующий государственный орган (в настоящее время - в налоговую инспекцию) о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.

2. Учредители (либо орган  юридического лица) назначают ликвидационную  комиссию, устанавливают сроки и  порядок ликвидации. С этого момента  управление юридическим лицом  переходит к ликвидационной комиссии.

3. В соответствующие издания  помещается публикация о ликвидации  юридического лица, сроках и порядке  предъявления требований кредиторов. Срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации.

4. Ликвидационная комиссия  письменно уведомляет кредиторов  о ликвидации.

5. По истечении установленного  срока для предъявления требований  составляется промежуточный ликвидационный  баланс - состав имущества юридического  лица, перечень предъявленных требований  кредиторов, результат их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается  учредителями юридического лица (по согласованию с государственным  органом - при принудительной ликвидации).

6. При недостатке денежных  средств для удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица продается с публичных торгов.

7. Денежные суммы кредиторам  выплачиваются в соответствии  с установленной законом очередностью  со дня утверждения промежуточного  ликвидационного баланса. При недостаточности  средств у казенного предприятия  или учреждения кредиторы вправе  обратиться в суд с иском  об удовлетворении их требований  за счет собственника имущества.

8. По завершении выплат  ликвидационная комиссия составляет  ликвидационный баланс, утверждаемый  учредителями юридического лица (по согласованию с государственным  органом - при принудительной ликвидации).

9. Требования кредитора, заявленные  после истечения установленного  срока, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения  требований, заявленных в срок. Оставшееся  имущество юридического лица  после удовлетворения всех требований 59 передается его учредителям, имеющим  на это вещные или обязательственные  права.

10. Ликвидация завершена  после внесения записи в Единый  государственный реестр юридических  лиц.

Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный архив.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" рекомендовал судам при рассмотрении исков о ликвидации юридических лиц исходить из следующего.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором.

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.

Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом.

При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования - ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица. Ликвидационная комиссия действует в течение ограниченного срока времени - с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Правомочия ликвидационной комиссии имеют целевой характер. Она управляет делами юридического лица (так же, как его органы в обычных условиях), выступает в суде от имени юридического лица (как и его органы в обычных условиях), приобретает гражданские права и принимает не все гражданские обязанности для юридического лица, а только те, которые непосредственно связаны с процессом ликвидации юридического лица. Финансовые документы подписывает либо председатель ликвидационной комиссии, если он поименован в решении о назначении комиссии, либо все члены ликвидационной комиссии.

Информация о работе Реорганизация юридических лиц