Роль государства в механизме социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

Содержание

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство и социальное партнерство.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

Следовательно, широкое привлечение всего персонала  к обсуждению и принятию решений  по внутрифирменной системе оплаты труда, построению ее механизма необходимо рассматривать в качестве одного из первых практических шагов по созданию системы социального партнерства.

В качестве начальных мер здесь целесообразно  разработать и применить внутрифирменные  стандарты и нормативы, учитывающие  характерные для конкретных структур особенности производственно-трудовых процессов и социально-трудовых отношений работодателей и остального персонала.

Признание сообществом  значимости социального партнерства  как важнейшего и необходимого условия  реализации строительства государства  с социально ориентированной  экономикой должно предполагать дальнейшие практические шаги в этом направлении.

Наблюдаемое в последнее время государственное  регулирование свелось к встречам Президента и Правительства страны с руководителями крупнейшего бизнеса, которые ограничивались просьбами  к бизнесменам о необходимости  начать делиться, на что те всегда давали согласие.

Для практического  достижения и решения социальных целей и задач необходимо пересмотреть сложившееся представление о  предприятии. Очевидно, что оно должно рассматриваться как социально-экономическая  система, образуемая несколькими взаимозависимыми подсистемами: технической, технологической, организационной, экономической, социальной и экологической. Причем в социально  ориентированной рыночной экономике  приоритет должен быть отдан трем последним подсистемам.

Следовательно, единство корпоративных и государственных  интересов требует от одних усилий в практической части, а от других - необходимого регулирования.

Предварительным условием развертывания крупномасштабной работы по управлению социальными процессами, ведущими к цивилизованному социальному  партнерству, должно стать определение  социального уровня хозяйствующего объекта.

Весомость и  значимость создания системы социального  партнерства поднимает гл. 9 ТК "Ответственность  сторон социального партнерства". В ст. 54 этой главы впервые устанавливается  ответственность обеих сторон социального  партнерства, а именно работников (их представителей) и работодателей (их представителей).

Нарушение обеими сторонами правовых норм социального  партнерства подвергается штрафам  в размере и порядке, установленным  законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные  нарушения и соответствующие  им штрафы.

 

2. Понятия уровней, форм и органов  социального партнерства

2.1 Уровни социального  партнерства

 

ТК не содержит определения понятия уровней  социального партнерства, но они  упоминаются в ст. 26 ТК: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный (в муниципальном образовании), уровень  организации. Здесь нарушена логика, так как в одном перечне  приводятся уровни, разделяемые по двум (независимым друг от друга) классификационным  признакам (основаниям деления).

Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ2 функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.

Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются  на всех территориальных уровнях. Кроме  того, заключаются межотраслевые  соглашения. На каждом территориальном  уровне устанавливаются основы регулирования  отношений в сфере труда. Поэтому  ст. 26 ТК нуждается в уточнении.

В законах  субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.

Система социального  партнерства включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные  уровни, а также уровень организации.

На федеральном, региональном и территориальных  уровнях могут заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а в организациях - коллективные договоры.

2.2 Понятие форм социального  партнерства

 

Упоминание  о формах социального партнерства  содержится в ст. 27 ТК: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, обеспечения  гарантий трудовых прав работников и  совершенствования трудового законодательства; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

В перечне  форм ст. 27 ТК названо участие представителей работников и работодателей в  досудебном разрешении трудовых споров. Поскольку коллективные трудовые споры  в судах не рассматриваются, здесь  речь может идти только об индивидуальных трудовых спорах. Процедура формирования представительства сторон социального  партнерства в досудебных органах  разрешения индивидуальных трудовых споров (как и процедура их регулирования) закреплена в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования коллективных трудовых споров (исключая этап забастовки) также основан на началах социального партнерства - см. главу 61 ТК, и ее следует учесть в ст. 27 ТК. В связи с этим неточность, допущенную законодателем в формулировке ст. 27 ТК, необходимо исправить, изложив название формы в следующей редакции: участие представителей работников и работодателей в досудебном или внесудебном разрешении трудовых споров. При таком подходе досудебное разрешение будет характерно для индивидуальных, а внесудебное - для коллективных трудовых споров.

В законах  субъектов РФ о социальном партнерстве  также рассмотрены формы социального  партнерства.

Понятие коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и  их заключению (ст. 27 ТК)

Формы социального  партнерства - это конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства  в целях согласованного регулирования  трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений, предупреждения и разрешения трудовых споров

Социальное  партнерство реализуется в следующих  формах:

1) коллективных  переговоров субъектов социального  партнерства по разработке и  заключению коллективных договоров  и соглашений;

2) взаимных  консультаций субъектов социального  партнерства по вопросам регулирования  трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений,  обеспечения гарантий трудовых  прав работников и совершенствования  трудового законодательства;

3) участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

4) участия  представителей работников и  работодателей в досудебном или  внесудебном (выделено автором)  разрешении трудовых споров;

5) иных формах, определенных настоящим кодексом, законом субъекта РФ, коллективным  договором, соглашением или локальным  нормативным актом организации.

 

 

2.3 Понятие органов социального партнерства

 

Они названы  в ст. 35 ТК - единственной в главе 5 ТК. Такая структура главы представляется неудачной. Во-первых, органы социального  партнерства тесно связаны с  формами социального партнерства  и от них неотделимы. Например, органом  для ведения коллективных переговоров  является паритетная комиссия сторон, органом досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров в организациях является паритетная комиссия по трудовым спорам (КТС) и т.п. Во-вторых, в ст. 35 упоминаются комиссии по регулированию  социально-трудовых отношений. Другие органы (а их немало) в ней не названы, например примирительная комиссия, трудовой арбитраж, координационные комитеты содействия занятости населения, комитеты (комиссии) по охране труда3. Комментарии к ТК4, С.Ю. Чуча5 также называют указанные выше органы.

Поэтому предлагаем понятие "органы" определять в  соответствующих главах ТК применительно  к каждой из форм социального партнерства, как это сделано, например, в главе 60 ТК (ст. 382 "Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров"). При  таком подходе ст. 35 делится на 2 части, одна из которых включается в ст. 37 ТК, а другая - в ст. 47 ТК, поэтому предлагаем объединить главы  ТК 3 - 5 в одну главу 3 "Общие понятия".

2.4 Основные направления  совершенствования системы социального  партнерства

 

Общая стратегия  развития социального партнерства  в социально-трудовой сфере в  регионах состоит в том, чтобы важнейшие вопросы социальной политики находили свое решение на основе договоренностей между социальными партнерами в рамках действующего законодательства и чтобы накопленный в процессе взаимодействия опыт был использован для дальнейшего развития системы социального партнерства, в том числе совершенствования ее организационно-правового, научно-методического, информационного, кадрового и финансового обеспечения.

1. Совершенствование  организационно-правового обеспечения  социального партнерства

Эффективная реализация целей и задач социального  партнерства возможна лишь при условии  создания на уровне городов, районов  и организаций области жизнестойкого  саморазвивающегося механизма взаимодействия профсоюзов и работодателей (предпринимателей) при участии органов местного самоуправления.

На первом этапе органы местного самоуправления с помощью областных объединений  работодателей и профсоюзов, используя  имеющийся опыт партнерских отношений, способствуют формированию на своих  территориях полномочных представительных органов работодателей и наемных  работников.

Следующим этапом является создание трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на основе паритетности и  равноправия сторон и переход  к разработке, принятию и осуществлению  территориальных трехсторонних  соглашений.

Исходя из важности проведения согласованной  социально-экономической политики в городе, районе, организации представляется необходимым создание в составе  органов местного самоуправления подразделений  по труду, координирующих (наряду с  осуществлением других функций) работу по развитию социального партнерства. Решение этих вопросов возможно за счет перераспределения обязанностей среди специалистов действующих  аппаратов.

2. Совершенствование  научно-методического и информационного обеспечения

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений  требует реализации решений и  рекомендаций Международной организации  труда, опыта работы профсоюзов зарубежных стран, общественных организаций, проведения научного анализа эффективности системы социального партнерства на всех ее уровнях, прогнозирования социально-экономической ситуации в регионе.

Для решения  этих проблем используются возможности  научных учреждений.

Дальнейшее  развитие системы предполагает обобщение  и использование опыта партнерской  деятельности, формирование банка информации по социально-трудовым отношениям, включающего  нормативно-правовые акты, анализ состояния  и перспективы развития партнерства  на соответствующем уровне, лучший опыт работы, списки групп экспертов, посредников, трудовых арбитров и т.д.

Для организации  информационного обеспечения субъектов  трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также  при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.

3. Подготовка  кадров для системы социального  партнерства

Кадровое  обеспечение работы по социальному  партнерству предполагает разработку и осуществление согласованной  со сторонами программы различных  форм обучения, повышения квалификации работников органов исполнительной власти (местного самоуправления), объединений  работодателей, профсоюзов, занимающихся вопросами социального партнерства.

4. Финансовое  обеспечение

Становление и функционирование системы социального  партнерства связано с определенными  финансовыми затратами. Источники  финансирования определяются комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений на основе договоренностей  с учетом экономических возможностей сторон. Ими могут быть средства сторон социального партнерства, которые  расходуются на основе согласованных  и утвержденных планов, смет, предусматривающих  проведение организационно-технических  мер по научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров, семинаров - совещаний, проведение досудебных процедур урегулирования коллективных трудовых споров, информационно-методическому обеспечению и др.

Финансовые  затраты для обеспечения деятельности трехсторонних комиссий по регулированию  социально-трудовых отношений определяются в соответствии со сметами расходов, которые рассматриваются и утверждаются соответствующими трехсторонними комиссиями.

Финансирование  осуществляется на основании соглашения сторон социального партнерства  по этому вопросу.

 

 

3. Роль государства в механизме  социального партнерства

3.1 Государство и социальное  партнерство

 

Роль государства  в функционировании механизма социального  партнерства определяется общим  характером взаимоотношений государства  и гражданского общества в демократически организованном социуме. Государство  как политическая организация публичной  власти выполняет по отношению к  гражданскому обществу две функции: а) осуществляет управление гражданским  обществом, в том числе правовое регулирование общественных отношений; б) сотрудничает с институтами гражданского общества в рамках социального партнерства.

Информация о работе Роль государства в механизме социального партнерства