Роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая тгп.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

Недавнее  конституционное закрепление трудовых коллективов в качестве составного элемента политической системы свидетельствовало  о ее дальнейшей демократизации. Такое  понимание политической системы, которое  охватывает своими рамками не только собственно политические институты - государство, политические партии, общественные организации, но также и трудовые объединения  граждан, было характерно для прошлого этапа развития российского общества, так как в системе демократии, в ее развитии видное место принадлежало трудовым коллективам, позволяющим  вовлечь в управление общими делами каждого работника. Прежде всего  именно здесь практически решались (или, наоборот, не решались) задачи, выдвигаемые правящей коммунистической партией, переводились на язык практики планы экономического и социального развития, задачи повышения эффективности, интенсификации производства, происходила идейная и нравственная закалка человека. Демократия не ограничивается лишь рамками политических отношений: она охватывает и такую важнейшую сферу общественной жизни, как производительный труд. Поэтому интересы классов, социальных слоев и профессиональных групп населения проявляются и разрешаются не только через собственно политические учреждения, но и через другие социальные институты, к числу которых относится и трудовой коллектив. Действительно, трудовой коллектив выступает как первичная ячейка не только хозяйственного, но и политического организма. Это положение, естественно, влекло за собой признание трудового коллектива субъектом политической системы общества.

Трудовой коллектив выступал в  политической системе в качестве своеобразного субъекта, так как  в нем можно было увидеть всю  политическую систему в миниатюре. Решающее значение, которое придавалось  трудовому коллективу, было обусловлено  именно его своеобразием как первичной  ячейки социально-политического организма. В условиях изменяющегося российского  общества роль трудовых коллективов  в производственной, общественной и  государственной жизни снижается, уменьшаются возможности для  активного участия их работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, осуществлении общественного  самоуправления. Функционирование личности в трудовом коллективе проявляется  в различных аспектах: как члена  трудового коллектива, как члена  партий, как члена различных общественных организаций. Да и сам принцип  построения общественных организаций  был основан преимущественно  на производственно-территориальном  признаке. Личность как член общественных организаций через трудовой коллектив, возглавляемый администрацией предприятия, учреждения, выступающий как сумма  действий личностей, до сих пор все-таки участвует в обсуждении и решении  государственных и общественных дел.

Трудовой коллектив, выступая основной политической ячейкой общества, объединяет самых разных людей. Именно в нем  на началах сотрудничества и взаимопомощи формируются и закрепляются общественные отношения, создаются материальные и духовные богатства, обеспечивается единство и взаимообусловленность личных и общественных интересов. Здесь, в трудовом коллективе, осуществляется привлечение и активное участие личности в управлении государственными и общественными делами, человек формируется как личность. Рост политической сознательности трудящихся, их культурного и профессионального уровня, совершенствование управления и хозяйствования в свою очередь создают предпосылки для расширения прав трудовых коллективов и усиления их ответственности перед обществом.

Таким образом, взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, составляющих политическую систему общества, осуществляются посредством  личности, ее творческой, преобразующей  деятельности, что отвечает задачам  широкого, неуклонного, постоянного  и в высшей степени эффективного участия каждого гражданина в  управлении государственными и общественными  делами.

Стабильность демократического функционирования политической системы Российского  общества может гарантироваться  только в том случае, если будет  основана на политической культуре компромисса  и консенсуса. Причем последнее вполне совместимо с конфликтом, противоборством  и не требует "поступаться принципами", отказываться от определенной позиции. Главное найти общие подходы  к решению вопросов, в том числе  затрагивающих конфликтную ситуацию.

В этом большая роль отводится личности, носителю политического и правового  сознания, культуры, воли, свободы и  ответственности, ее умению формировать  индивидуальные и групповые интересы, реализовать их через государство  и за пределами его деятельности, создавать различные ассоциации по интересам, политические партии, профсоюзы, объединения потребителей и производителей, чья деятельность направлена на более  эффективное правовое обеспечение  потребностей гражданского общества.

 

2.3 Главные направления совершенствования политической системы Российской Федерации

 

Современная эпоха характеризуется  определенной тенденцией к увеличению числа демократических режимов. Некоторые режимы являются переходными  от авторитарных к демократическим. Для большинства стран СНГ  характерны переходные режимы с элементами формальной и (или) «управляемой демократии».

Радикальные реформы в России 1990-х  гг. вызвали распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы. На современном этапе осуществляется переход к плюралистической демократии, сопровождаемый сложными политическими, культурными и нравственными процессами.

Для политической системы российского  общества на современном этапе характерно переходное состояние от тоталитаризма  к демократии.

Механизм трансформации российской политической системы включает в себя следующие моменты:

– концентрация политической власти в «одних руках» сменяется принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

– однопартийная политическая система (в лице КПСС) сменяется многопартийной (например, в результате выборов 2003 г. (как по общефедеральному, так и одномандатным округам) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации из ее 450 мест наибольшее количество получили представители «Единой России» (304), далее – КПРФ (53), ЛДПР (38), «Родина» (37), «Яблоко» (4), СПС (3), Аграрная партия (3) и т. д.);

– политический и идеологический монополизм сменяется политическим плюрализмом, подданный государства становится самостоятельным независимым гражданином (в конце 90-х гг. XX в. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 80 политических партий).8

Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии  центрального аппарата на власть, преодолению  отчуждения социальных общностей, личностей  от политической власти, всех элементов  политической системы Российской Федерации.

Изменяется соотношение государства  и личности. Так, государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека. Главным элементом политической системы демократического государства является человек как политический субъект.

На протяжении своего исторического  развития Россия не знала прямой представительной демократии. Лозунги о способности  масс к непосредственному участию  в управлении, регулированию общественно-политического  процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса были формальными, показными. Представитель народа в депутатском  органе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю избравших  его людей.

Отдельные попытки внедрения в  политическую систему механизмов демократии – гласности, открытости – пресекались, жестоко преследовалась любая оппозиция правящему режиму.

Создание новой демократической  стабильности и эффективной политической системы – длительный и весьма сложный процесс, так как должны стать объективной реальностью  активно действующие политические институты, новые политические нормы, политический режим свободного общества, практика политического плюрализма.

 

 

Заключение

 

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие  выводы.

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют  определить его как сложное и  исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении  государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся  на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать  реализации общих интересов.

Государство занимает центральное  место в политической и общественной жизни любой страны.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно  выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных  органов, присутствуют не только “чисто”  политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные  мероприятия хотя и ассоциируются  с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать  и об отдельных государственных  органах - парламенте, правительстве, конституционном  суде, различных министерствах и  ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми  составными частями политического  по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют  и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..

Любая политическая деятельность в  конечном счете так или иначе  связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие  факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. №2-ФКЗ (в последней ред. ФКЗ от 22.07.10. №4-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. 1997. №51. Ст. 5712;  2010. №30 Ст.984.
  3. Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12 мая 2008г. №724 (в последней ред. Указа Президента РФ от 27.08.10 №1074) //Собрание законодательства РФ. 2008. №20. Ст. 2290; 2010. №35. Ст.4533.

Научная литература

 

1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Норма, 1999.  – 245с.

  1. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. – 232с.
  2. Гражданское общество и перспективы демократии в России. - М.: Статус, 1994. – 321с. 
  3. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление (Изд. 2-е, доп. и перераб.). - Ростов н/Д.: "Феникс", 2003. – 243с. 
  4. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 150с. 
  5. Конституционное право зарубежных стран: учебник - М.: Проспект, 2007. – 205с.
  6. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий. Монография. – М.: Норма, 2002 г. – 321с.
  7. Муниципальное право России: учебник для судентов вузов / Под ред. А. Н. Костюкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 217с.
  8. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М, 2007. – 213с.
  9. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. - М.: Либеральная миссия, 2003. - 300 с. 
  10. Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. К. Бабаева. - М., 2006. – 150с.
  11. Трудовое право: учебник / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - М. : Проспект, 2008. – 169с.

Информация о работе Роль государства в политической системе общества