Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 01:58, реферат

Краткое описание

Особое место в механизме государственной власти принадлежит правоохранительным органам, которые располагают большими полномочиями и широким арсеналом средств, служащих для укрепления порядка и законности, противодействия преступности и правонарушениям, защите прав и законных интересов граждан.
Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Содержание

Введение 2
1. Понятие, основные черты и функции правоохранительных органов. 3- 6
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система. 7-22
2.1. Судебная система. 7- 9
2.2. Прокуратура. 9-10
2.3. Органы юстиции. 10
2.4. ОВД. 10-14
2.5. Органы предварительного расследования. 15-17
2.6. Органы Федеральной службы безопасности. 17-19
2.7. Таможенные органы. 19
2.8. Федеральная служба Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков. 19-20
2.9. Нотариат. 20-21
2.10. Негосударственные органы обеспечения правоохраны. 21-22
Заключение. Значение правоохранительных органов в системе государственных органов. 23-24
Список используемой литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Referata_Pravookhranitelnye_organy_RF.docx

— 69.99 Кб (Скачать файл)

- развитие финансовой  и материально-технической базы  для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система

Для выполнения направлений правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В настоящее время по разному решается вопрос о том, какие конкретно государственные органы и общественные формирования образуют систему правоохранительных органов. Чаще всего предлагается включать в систему правоохранительных органов все государственные органы и общественные формирования, которые в том или ином объеме выполняют правоохранительную функцию или организационно обеспечивают ее выполнение: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, военные суды, арбитражные суды, прокуратура, органы предварительного расследования,  МВД и его органы (включая полицию), служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации, Министерство юстиции, таможенные органы, органы по правовому обеспечению и правовой помощи и другие организации, оказывающие юридическую помощь.

    1. Судебная система.

Признаком правового государства является наличие самостоятельной судебной власти. Конституция РФ гарантирует гражданам страны соответствующие отношения с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Судебная власть - это третья самостоятельная ветвь в единой государственной власти. Наряду с законодательной и исполнительной она призвана:

- сдерживать законодательную и исполнительную ветви власти;

- разрешать возникающие  в обществе конфликты;

- осуществлять судебный  контроль за законностью;

- толковать существующие  правовые акты и нормы;

- удостоверять факты, имеющие  юридическое значение (например, признание  недееспособности лиц, установление  отцовства, признание лица умершим  и т.д.).

Конституция РФ является основой построения судебной системы. Судебная система – это совокупность всех действующих на территории РФ судов, реализующие единые задачи судебной власти государства. Структура судебной системы определяется Федеральным Законом «О судебной системе РФ». В судебную систему РФ входят:

- Конституционный Суд РФ (конституционные суды ряда республик в составе РФ и уставные суды ряда субъектов РФ);

- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, а также входящие в систему общих судов военные суды, возглавляемые военной коллегией Верховного Суда РФ;

- Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов, занимающаяся рассмотрением

Экономических споров.

Конституционный Суд РФ был создан в 1990 году. Его структура, состав и полномочия определены Конституцией РФ (ст. 125) и Федеральным Законом «О конституционном Суде РФ». Конституционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля обеспечивает систему правоохранительных органов нормативной основой деятельности соответствующей Конституции РФ. Это достигается путем рассмотрения дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Конституционный Суд РФ решает споры о компетенции:

- между федеральными органами  государственной власти;

- между федеральными органами  государственной власти и органами  власти субъектов РФ;

- между высшими государственными  органами субъектов РФ.

           Все решения Конституционного  Суда окончательны и вступают  в силу после их объявления.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, в которую входят:

- Верховные суды в составе  республик в составе РФ;

- краевые, областные суды;

- суды автономной области, автономных округов;

- городские суды городов  федерального значения;

- районные (городские) народные  суды.

В компетенцию Верховного Суда входит:

- рассмотрение дел по  жалобам и протестам на приговоры, решения суда, не вступившие в  законную силу;

- рассмотрение дел в  порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам на  вступившие в законную силу  приговоры, решения суда;

- дача разъяснений по  вопросам судебного делопроизводства.

Решения Верховного Суда окончательны и дальнейшему обжалованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции - это созданные в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением РФ государственные органы судебной власти, которые рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела. Суды общей юрисдикции занимают особое положение в системе правоохранительных органов. Так, в ходе предварительного расследования суды общей юрисдикции осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью действий решений органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, ограничивающих права граждан на свободу и личную неприкосновенность, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Рассматривая и разрешая уголовные дела, эти органы судебной власти осуществляют проверку законности и обоснованности предшествующей правоохранительной деятельности органов предварительного расследования.

Военные суды - органы судебной власти, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, а также в органах и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотрена военная служба. Основным отличием военных судов является то, что они, во-первых, созданы безотносительно к национально-государственному устройству и административно-территориальному делению РФ, а применительно к построению Вооруженных Сил РФ, и, во-вторых, рассматривают и разрешают, главным образом, уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими военных сборов.

Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ) осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, а также иных дел, отнесенных к их компетенции.

2.2.  Прокуратура. Значительную роль в охране и защите прав и свобод личности, обеспечении законности в обществе принадлежит прокуратуре. Как специальный правоохранительный орган «прокуратура» была создана в России указом Петра I в 1722 году. На прокуратуру возлагались обязанности защищать права граждан и надзирать за законностью в деятельности аппарата чиновников. Задачи и функции прокуратуры России определяются Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти.

Согласно законодательству, прокуратура в РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура - это государственный орган, основным назначением которого является надзор за правильным и точным исполнением законов на всей территории РФ, в том числе и органами, ведущими борьбу с преступностью. Прокуратура в системе правоохранительных органов является своеобразным связывающим звеном между органами предварительного следствия и органами судебной власти (судами общей юрисдикции и военными судами). Прокуроры утверждают обвинительные заключения по делам, производство по которым вели органы предварительного расследования и поддерживают по ним обвинение в судебном разбирательстве. Кроме того, прокуратура как правоохранительный орган осуществляет надзор за исполнением законов местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами и т.д. осуществляя надзор за исполнением законов, прокуратура реализует следующие формы своей деятельности:

- возбуждает уголовные  дела или производство об административном  правонарушении;

- опротестовывает акты, противоречащие  закону;

- участвует в рассмотрении  судами уголовных дел в качестве  государственного обвинителя, при  разбирательстве гражданских дел  – в качестве государственного  представителя;

- вносит представления  об устранении нарушений закона.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на пять лет. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами.

2.3. Органы  юстиции РФ призваны заниматься правовым обслуживанием населения страны. В органы юстиции РФ входят:

- министерство юстиции  РФ, возглавляемое министром, которого  назначает Президент  РФ по  представлению Председателя Правительства  РФ;

- министерства юстиции  субъектов РФ, управления и отделы  юстиции в субъектах РФ.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области юстиции, является Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление учреждениями юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На министерство юстиции возложены следующие задачи:

1) реализация государственной  политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и  законных интересов личности  и государства;

3) обеспечение правовой  защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного  порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнение  актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения  уголовных наказаний.

Выполнение этих задач требует проведения значительного объема работы, исправления и методы которой конкретизируются в Положении о Министерстве юстиции РФ. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

2.4.  ОВД РФ. Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Органы внутренних дел входят в единую централизованную систему МВД России. Они включают в себя полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от  1 марта  2011 г. № 248 на МВД возлагаются следующие основные задачи:

- разработка и принятие  в пределах своей компетенции  мер по защите прав и свобод  человека и гражданина, защита  объектов независимо от форм  собственности, обеспечению общественного  порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление  мер по предупреждению и пресечению  преступлений и административных  правонарушений, выявлению, раскрытию  и расследованию преступлений;

- руководство органами  внутренних дел и внутренними  войсками в целях выполнения  возложенных на них задач и  принятия мер по совершенствованию  их деятельности;

- совершенствование нормативной  правовой основы деятельности  органов внутренних дел и внутренних  войск, обеспечения законности в  их деятельности и некоторые  другие.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.  Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления и отделы 8 главного управления внутренних дел на режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступностью. Кроме того, в структуру МВД входят также следственный департамент. Основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договора РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, организациями, объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является полиция, осуществляющая охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Российской Федерации.

Правовой основой ее деятельности является принятый 7 февраля

2011 г. Федеральный закон  №3-ФЗ «О полиции».

Полиция в РФ – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Информация о работе Роль, значение и структура правоохранительных органов в системе органов государственной власти РФ. Разграничение компетенции правоохран