Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа
Целью работы является анализ российского парламента, его деятельности, полномочий и порядка деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы данной темы;
дать характеристику Совета Федерации и Государственной Думы;
рассмотреть структуру, полномочия и порядок деятельности палат Федерального Собрания.
Введение 3
1. Общие положения о Федеральном Собрании 5
2. Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 7
Структура Совета Федерации 7
Полномочия Совета Федерации 9
Порядок деятельности Совета Федерации 14
3. Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 19
3.1. Структура Государственной Думы 19
3.2. Полномочия Государственной Думы 20
3.3. Порядок деятельности Государственной Думы 24
3.4. Государственная Дума России 5-го созыва 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 30
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И
НАУКЕ
Вятский государственный гуманитарный университет
Факультет управления
Кафедра
государственного и муниципального
управления и менеджмента
К У Р С
О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Система государственного управления»
на тему: «Российский парламент: структура, полномочия, порядок деятельности»
Работу выполнила
Группа:
У-33
Специальность: ГМУ
Руководитель:
Дата
сдачи на проверку:______
г. Киров,
2010
Содержание
Введение 3
1. Общие положения о Федеральном Собрании 5
2. Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 7
3. Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 19
3.1. Структура Государственной Думы 19
3.2. Полномочия Государственной Думы 20
3.3. Порядок деятельности Государственной Думы 24
3.4. Государственная Дума России 5-го созыва 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 30
Введение
В соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Конституционное закрепление основ организации и деятельности парламента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус парламента и имеющиеся у него "сдержки и противовесы" по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.
Проблемы становления и развития российского парламента очень актуальны. От того, каким он будет, зависит укрепление демократии в нашей стране. Этим обосновывается актуальность данной темы курсовой работы.
Целью работы является анализ российского парламента, его деятельности, полномочий и порядка деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Объектом изучения данной работы является российский парламент.
Предмет исследования: структура, полномочия, порядок деятельности Федерального Собрания РФ.
В ходе изучения и анализа информации по теме были использованы следующие методы:
Информационной базой послужили учебная литература по теме «Федеральное Собрание РФ», статьи периодических изданий, нормативно правовые акты (Конституция РФ, Федеральные законы), ресурсы Интернет.
1.
Общие положения
о Федеральном
Собрании
Российский парламент — Федеральное Собрание — выполняет в системе государственного управления особые функции, причем он может действовать либо только в совокупности обеих палат (например, принятие государственного бюджета) или в качестве одной палаты (например, членов Конституционного Суда РФ избирает Совет Федерации). Если депутаты действуют индивидуально (например, право депутатского запроса к министру), то они используют полномочия парламентария (а не парламента), хотя в конечном счете они производны от функций парламента.
Парламент РФ осуществляет различные функции. Во-первых, Федеральное Собрание выполняет функцию представительства всего народа, это орган народного представительства. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации представляют различные социальные, национальные, профессиональные и другие слои населения и тем самым объединяют народ на базе выработки общих решений от его имени путем компромиссов и консенсуса.
Во-вторых, Федеральное Собрание выполняет законодательную функцию. Только он принимает законы: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы о ратификации международных договоров и законы о поправках к Конституции РФ (за исключением поправок к гл. 1, 2 и 9, которые Федеральное Собрание изменять не вправе).
В-третьих, Федеральное Собрание путем принятия законов и другими способами осуществляет решающее участие в верховном руководстве делами государства. Правда, ч. 3 ст. 80 Конституции РФ гласит, что Президент РФ «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», но она же устанавливает, что он делает это в соответствии с Конституцией и законами.
В-четвертых, Федеральное Собрание (та или иная его палата) формирует или участвует в формировании, роспуске, освобождении или отрешении от должности других высших и центральных органов, должностных лиц и субъектов РФ. Государственная Дума дает (или не дает) согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, Совет Федерации назначает членов Верховного Суда РФ, Государственная Дума может принять решение об отставке Правительства РФ (правда, Президент РФ вправе с этим не согласиться), Федеральное Собрание (участвуют, обе палаты) может отрешить Президента РФ от должности, распустить путем принятия закона законодательное собрание субъекта РФ, если оно нарушает Конституцию РФ и федеральные законы и т.д.
В-пятых, парламент осуществляет в различных формах парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти (сообщения министров на заседаниях палат, вопросы и запросы парламентариев и т.д.), контроль за исполнением государственного бюджета (в частности, через формируемую парламентом Счетную палату) и т.д.
Аналогичные
функции осуществляют в пределах
своей территории законодательные
органы субъектов РФ.
Кроме того, они участвуют в решении общефедеральных
вопросов (право законодательной инициативы
в отношении федеральных законов, утверждение
поправок к Конституции РФ, участие в подготовке
международных договоров, если они затрагивают
интересы данного субъекта РФ и т.д.).
2. Верхняя палата Федерального
Собрания Российской
Федерации
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”.
Одной из основных причин внесения изменений в порядок формирования Совета Федерации являлась необходимость обеспечения такого порядка формирования палаты, при котором полномочия членов Совета Федерации осуществлялись бы на постоянной основе.
В соответствии с новым законом представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.
5
декабря 2001 года Председателем
Совета Федерации был избран
Сергей Михайлович Миронов,
В Совете Федерации 178 членов, по два от каждого субъекта РФ (в литературе для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы употребляется обобщенное название «парламентарии»). Один из членов Совета Федерации избирается законодательным собранием каждого субъекта РФ, другой назначается главой субъекта РФ (губернатором и др.).
Члены Совета Федерации могут быть отозваны выбравшими или назначившими их органами. Это бывает часто в Совете Федерации: за последние три года поменялась 1/3 состава. В связи с этим в 2004 г. к законодательству были приняты поправки. Теперь при отзыве члена Совета Федерации в течение грех месяцев должен быть избран или назначен новый член Совета для замены отозванного. Председатель Совета Федерации тоже имеет право вносить в законодательное собрание субъекта РФ соответствующие предложения, но оно не обязано их рассматривать.
Совет Федерации не может быть распущен.
Члены Совета Федерации пользуются правом законодательной инициативы, т.е. могут предложить свой проект закона, который Государственная Дума обязана рассмотреть. Они вправе присутствовать на заседании любой палаты парламента (и могут получить слово для выступления), вправе инициировать парламентский запрос (обращение от имени палаты к органам государства, местного самоуправления, предполагающее в течение 15 дней ответ, который оглашается на заседании палаты). Возможен также самостоятельный запрос парламентария, когда ответ (в течение до 30 дней или в иной согласованный срок) не требует оглашения на заседании палаты.
Парламентарий вправе задавать вопросы представителям государственных органов, которые приглашаются на заседание палаты (хотя получить ответ и обсудить его хочет лишь парламентарий или группа парламентариев, приглашение направляется от имени палаты). Парламентарии имеют преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, право на прием в первоочередном порядке должностными лицами. Эти и другие права парламентария дают ему возможность участвовать в государственном управлении не только в коллегии (как члену палаты парламента, постоянного комитета, комиссии и др.), но и в персональном порядке. Кроме того, парламентарий имеет другие трудовые, социальные, материально-финансовые и бытовые права, парламентскую неприкосновенность, которые рассматриваются как гарантии деятельности законодателя. Индивидуально, в качестве парламентария, он обязывающих кого-либо административных решений не принимает.
Члены Совета Федерации работают в своих избирательных округах в субъектах РФ, откуда они получили свою должность.
Каждый член Совета Федерации должен входить в состав постоянного комитета, постоянной комиссии и работать в них; присутствовать на заседаниях палаты, своего комитета, комиссии. Заседание палаты не может быть начато, если нет необходимого кворума (50% + 1 человек от списочного состава).
Парламентарии
должны также ежегодно представлять в
палату декларацию о доходах и об изменении
своего имущественного положения. Они
не могут заниматься другой оплачиваемой
работой (кроме научной, преподавательской,
творческой), и обязаны соблюдать правила
парламентской этики.
Поскольку Совет Федерации – составная часть парламента, органа законодательной власти, то главное его полномочие – участий в законодательной деятельности. Согласно ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой законопроекты направляются в Совет Федерации, который их одобряет или отклоняет. Совет Федерации может не согласиться с любым законом, принятым Думой (так называемое право вето).
В случае несогласия Совета Федерации у Думы по большинству законов (кроме федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции) есть возможность преодолеть его вторичным принятием закона большинством в 2/3 голосов от списочного (конституционного) состава Думы, и тогда закон считается принятым (после подписи Президента РФ) в редакции Думы. Имели место единичные случаи, когда Дума не сумела
Информация о работе Российский парламент:структура, полномочия, порядок деятельности