Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:29, курсовая работа
Целью работы является анализ российского парламента, его деятельности, полномочий и порядка деятельности.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы данной темы;
дать характеристику Совета Федерации и Государственной Думы;
рассмотреть структуру, полномочия и порядок деятельности палат Федерального Собрания.
Введение 3
1. Общие положения о Федеральном Собрании 5
2. Верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 7
Структура Совета Федерации 7
Полномочия Совета Федерации 9
Порядок деятельности Совета Федерации 14
3. Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации 19
3.1. Структура Государственной Думы 19
3.2. Полномочия Государственной Думы 20
3.3. Порядок деятельности Государственной Думы 24
3.4. Государственная Дума России 5-го созыва 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложения 30
Организационное проведение слушания возлагается на соответствующий комитет. Члены Совета Федерации, средства массовой информации оповещаются о предстоящих открытых слушаниях не позднее, чем за 10 дней. Утверждается список приглашенных лиц; члены Совета федерации, полномочный представитель Президента РФ, многие руководители центральных федеральных органов, руководители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ вправе присутствовать на всех слушаниях, в том числе закрытых (например, касающихся вопросов государственной тайны).
Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего (обычно заместитель Председателя Совета Федерации или председатель комитета Совета Федерации), затем выступает представитель комитета, ответственного за проведение слушаний, или приглашенное для доклада лицо, после чего слово для выступления имеют члены Совета Федерации, приглашенные лица. Могут быть заданы вопросы докладчику, приглашенным экспертам. По результатам слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы, утверждаемые Советом Федерации, Советом палаты либо комитетом, ответственным за слушания. Обязательного характера эти решения не имеют. Ежегодно проводится около 15 парламентских слушаний.
Комитеты Совета Федерации проводят также «круглые столы», конференции, семинары по актуальным вопросам. Принятие решений Советом Федерации осуществляется путем открытого или тайного голосования с использованием электронной системы или бюллетенями. Открытое голосование может быть поименным (каждый член Совета Федерации заявляет, за какое предложение он голосует). По существу обсуждаемых вопросов решение считается принятым, если за него голосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. По некоторым вопросам (поправки к Конституции РФ, отрешение Президента РФ от должности и др.) требуется квалифицированное большинство голосов. По процедурным вопросам (в том числе о выборе способа голосования) решение принимается голосами более половины членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, но не менее 46 (с 1999 г.).
Голосование
может быть также количественным,
рейтинговым, альтернативным. Количественное
голосование представляет собой выбор
варианта: «за», «против», «воздержался».
Рейтинговое проводится одновременно
по нескольким вопросам (кандидатурам),
и результаты их сопоставляются, проходит
вариант, собравший больше голосов. Альтернативное
голосование — выбор лишь одного варианта
из предложенных решений.
В Государственную Думу входят 450 депутатов, которые избираются на пять лет. В соответствии с Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2005 г. кандидаты выдвигаются только политическими партиями (партийные списки) и избираются теперь только по пропорциональной избирательной системе. В избирательном бюллетене списков кандидатов нет (все имена разместить невозможно, ибо каждая партия может выдвинуть до 270 кандидатов), указаны лишь названия партий, их символы и фамилии трех лидеров партии. Избиратель голосует за партию, а партия получает такое число депутатских мандатов, которое соответствует числу полученных партией голосов избирателей. Распределение производится по методу «естественной квоты» (в России это называется «первое избирательное частное»), но партии, получившие менее 7% голосов избирателей, признанных действительными, к распределению мандатов не допускаются, их не получают, хотя бы они и достались им по квоте. Если при первом распределении разделить все 450 мандатов не удается (имеют место остатки голосов и мандатов), производится вычисление второй квоты (второго избирательного частного), и в соответствии с этим распределяются остатки мандатов.
По Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2005 г. самовыдвижение кандидатов и создание избирательных блоков запрещено, предельная сумма избирательных расходов партии составляет 400 млн. руб., избирательный залог за регистрацию партии (15% от предельной суммы расходов) не возвращается, если партия соберет менее 4% голосов. Партия теперь вправе включать в свои избирательные списки лиц, не являющихся ее членами (например, «независимых»), но не более чем половину всех кандидатов списка. Список должен быть разделен на региональные части (не менее ста «списочных», а не административных регионов). В каждом партийном списке может быть не более 500 человек.
В
региональный список включаются местные
лидеры или популярные в данной местности
лица. Теперь региональные отделения партий
могут создавать свои избирательные фонды
(от 6 до 30 млн. руб.). Число подписей избирателей
для поддержки кандидата при регистрации
осталось прежним, но теперь партийный
список снимается с голосования, если
число недействительных (ложные подписи,
брак и т.д.) подписей составляет 5% (ранее
— 20%). Как и прежде, сбор подписей можно
заменить внесением избирательного залога
(15% расходов избирательного фонда партии),
но по-прежнему парламентские партии (т.е.
уже имеющие представительство в Думе)
освобождаются от сбора подписей или внесения
залога. Им достаточно лишь подать свой
список кандидатов в Центральную избирательную
комиссию. По-прежнему в каждом партийном
списке кандидатов указывается тройка
ее лидеров. Если при распределении мандатов
партия получит право на большее число
мандатов, чем было зарегистрировано кандидатов
в ее списке (ситуация крайне маловероятная),
то такие мандаты остаются вакантными
до следующих выборов или при определенных
условиях отданы партиям, не набравшим
«проходной балл» (т.е. не преодолевшим
заградительный барьер).
Компетенция Государственной Думы определена Конституцией РФ, некоторыми актами текущего законодательства.
К ее полномочиям относятся:
1) принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы. Свои важнейшие решения она, как правило, облекает в форму законов (кроме того Дума принимает постановления, заявления и другие акты);
2) ежегодное утверждение государственного бюджета (в отличие от иных законов он принимается в четырех чтениях), единого социального фонда, федеральных налогов и сборов, финансовых законов и др. Государственная Дума утверждает ежегодно отчет Правительства РФ об исполнении государственного бюджета. Принимались также законы об изменении государственного бюджета в ходе его выполнения из-за возникших кризисных условий;
3) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума должна рассмотреть кандидатуру в течение семи дней со дня внесения ее Президентом РФ или его полномочным представителем в Государственную Думу.
Претендент на эту должность должен явиться в Думу и ответить на вопросы депутатов (не более 30 минут). Затем представители фракций и депутатских групп (но не любые депутаты) высказываются «за» или «против» кандидатуры. Решение о даче согласия принимается тайным голосованием или открытым голосованием, если за это выскажется большинство депутатов. Если кандидат будет отклонен Думой, Президент в течение недели представляет вторую кандидатуру, а если и эта будет отклонена третью (также в течение недели).
После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в нее. Конституционный Суд РФ в постановлении 1998 г. указал, что можно трижды представлять одну и ту же кандидатуру. Однако, как представляется, такие поступки будут свидетельствовать или о желании Президента РФ оказать давление на Думу (что и было осуществлено при троекратном представлении кандидатуры СВ. Кириенко в 1998 г., утвержденной в третий раз), либо о нежелании Президента РФ с ней сотрудничать и добиться ее роспуска;
4) решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ. Вопрос о доверии ставит само Правительство (его Председатель). Если решение о доверии не принимается (не получает большинства голосов от общего состава Думы), ставится другое предложение – о недоверии. Если и оно не принимается (не получает такого же большинства), вопрос с обсуждения снимается. Правительство РФ может ставить вопрос о доверии и вне связи с вопросом о недоверии, по своей инициативе.
Вопрос о недоверии ставится по инициативе Государственной Думы: группы депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа (т.е. 90 человек). Вопрос о недоверии рассматривается Думой в течение недели после его внесения. Председатель Правительства РФ (его заместитель) может выступить в Думе в связи с постановкой вопроса о недоверии, задаются вопросы, происходит обсуждение (преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений). Постановление о недоверии Правительству может быть принято открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов палаты. В случае выражения недоверия Президент РФ может уволить Правительство в отставку, а может не делать этого. Если в течение трех последующих месяцев будет вынесен второй вотум недоверия, Президент РФ обязан либо уволить Правительство в отставку, либо распустить Думу.
В случае одного отрицательного голосования по вопросу о доверии Президент РФ может распустить Государственную Думу (при вотуме недоверия необходимы два голосования при указанных выше условиях).
Вопрос о доверии или недоверии относится только к Правительству РФ в целом. Он не может быть поставлен в отношении отдельных министров, хотя Государственная Дума принимала постановления, рекомендующие Президенту РФ уволить некоторых министров (он этого не делал);
5) назначение на должности и освобождение от должностей Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, пятой части членов Центральной избирательной комиссии).
Кандидатура Председателя Центрального банка РФ представляется Президентом РФ, Председатель Счетной палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой по рекомендации ее комитета по бюджету, Уполномоченный по правам человека назначается после рейтингового голосования по кандидатурам, когда часть кандидатов отсеивается. Для назначения необходимо большинство голосов от общего (списочного) состава Думы. Назначение Уполномоченного по правам человека имело место дважды (в 1994 и 1998 гг.), смещение — один раз (в 1995 г.). После рейтингового голосования назначаются также члены Центральной избирательной комиссии;
6) объявление амнистии. Это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, замена наказания более мягким, снятие судимости с отбывших наказание.
Государственная Дума объявляла амнистию своими постановлениями более 10 раз;
7) выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности. Предложение о выдвижении обвинения может быть внесено не менее чем третьей частью депутатов (150 человек). Оно должно содержать конкретные указания на признаки преступления. Далее избирается специальная комиссия (15 членов), ее председателя избирает Государственная Дума путем открытого голосования. Члены комиссии избираются общим списком по представлению депутатских объединений (они должны быть представлены в комиссии пропорционально). Специальная комиссия проверяет обоснованность обвинения (истребует материалы, приглашает на свои заседания различных лиц, привлекает экспертов и т.д.) и формулирует обвинение. Затем представитель комиссии делает доклад на заседании Государственной Думы. Решение о выдвижении обвинения должно быть принято Думой 2/3 голосов;
8) внешнеполитические полномочия. Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы в связи с обращениями Президента РФ, докладами Правительства РФ, по инициативе комитетов палаты, по собственной инициативе. Она принимает много обращений и заявлений, выражающих позицию Думы по различным международным вопросам, по вопросам внешней политики РФ;
9)
обращение в Конституционный
Суд РФ. Государственная Дума от своего
имени или, по крайней мере, пятая часть
депутатов вправе обращаться с запросами
в Конституционный Суд РФ о соответствии
Конституции РФ федеральных законов, нормативных
актов Президента РФ, Совета Федерации,
Правительства РФ, нормативных актов субъектов
РФ и некоторых других правовых документов.
После избрания Государственной Думы проводится первое (организационное, консультативное) заседание (иногда оно длится несколько дней). На нем формируются основные органы палаты (выбирается председатель, его заместители, председатели комитетов и комиссий и др.). До этого заседания создаются партийные фракции, ибо они будут участвовать, прежде всего, в формировании внутренних (руководящих и др.) органов Думы. Замещение постов руководителей Государственной Думы, председателей комитетов обычно осуществляется «пакетным соглашением» — компромиссом между разными партийными фракциями при распределении руководящих и иных должностей. Однако бывает и так: если есть одна фактически безраздельно господствующая в Думе партия (например, «Единая Россия», располагающая квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Думы), она проводит свои решения, отступая от принципа пропорциональности замещения руководящих должностей между фракциями.
Информация о работе Российский парламент:структура, полномочия, порядок деятельности