Россия – социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России. Задачи исследования:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;
исследовать проблемы становления России как социального государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Социальное государство как конституционно-правовая категория…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие социального государства…………………………………...7
1.2 Функции социального государства…………………………………15
1.3 Признаки социального государства………………………………19
ГЛАВА 2 Проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………….22
2.1 Конституционно-правовые характеристики России как социального государства…………………………………………………………….….22
2.2 Проблемы становления России как социального государства…….25
Заключение………………………………………………………………30
Список используемых источников… ………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_KP (3).docx

— 54.09 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  университет физической культуры»

кафедра теории государства  и права и конституционного права

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по Конституционному праву

на тему:

«Россия – социальное государство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 233 группы

 

 

ППроверил: старший преподаватель  кафедры ТГП и 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1 Социальное государство как конституционно-правовая                 категория…………………………………………………………………..7

1.1 Понятие социального государства…………………………………...7

1.2 Функции социального  государства…………………………………15

1.3 Признаки социального  государства………………………………19

ГЛАВА 2 Проблемы становления России как социального государства……………………………………………………………….22

2.1 Конституционно-правовые характеристики России как социального государства…………………………………………………………….….22

2.2 Проблемы становления России как социального государства…….25

Заключение………………………………………………………………30

Список  используемых  источников… ………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменение политической и  социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение  многих лет под флагом «политики  реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась  по остаточному принципу, привело  к тому, что в развитии самых  разнообразных общественных сфер остро  проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем  определение верной траектории социального  и общественного развития, способной  ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной  задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным  успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной  России находится на всех уровнях  на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки - все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

Разработка широкого круга  проблем, связанных с исследованием  теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в  современной России приобретают  несомненную научную актуальность [11, с.113].

Бесспорно, в момент принятия и вступления в силу Конституции РФ Российская Федерация фактически не являлась, да и на сегодняшний день не является, действительно социальным государством. Основываясь на научных разработках идеи социального государства, анализе практики претворения в жизнь еёположений, можно сделать вывод, что данное понятие является весьма сложными многоплановым,  а трудности в его понимании изначально связаны с неоднозначностью самой трактовки социального. Слишком широкое понимание приводит к невозможности выработки критериев,  которым должно соответствоватьсоциальное государство и в соответствии, скоторыми можно оценить проводимую им политику.  Характеристика государства как социального находит выражение в том,  что Конституция РФ в главе второй закрепляет целый комплекссоциальных прав человека и гражданина, которые традиционно относят ко второму поколению прав и свобод человека и гражданина. На государство возлагается обязанность по их признанию,  соблюдению и защите.  В статье седьмой Конституции РФ определяются основные направления деятельности государства,  надлежащая реализация которых позволит признать Россию действительносоциальным государством. Всё это предусматривает необходимость создания исистемы гарантий указанной группы прав человека и гражданина, которая такжеможет рассматриваться как критерий действительности социальности государства. 

Непременным условием становления  социального государства    является формирование гражданского общества,   только    усилиями государства невозможно обеспечить достойную  жизнь личности, общества с точки зрения идеи осоциальном характере государства. В связи с этим, является актуальным исследование возможностей использования ресурсов гражданского общества в целяхболее эффективной реализации положений,  отражающих сущностные характеристики социального государства. 

Сложность в исследовании феномена социального государства  состоиттакже в том, что требуется  использование знаний не только в области юриспруденции, но и  в сфере экономики, политики, социологии, истории. Анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ,  учёт накопленногоисторического опыта помогает выработать конкретные предложения,  наиболееэффективные именно для Российского государства,  позволяет достичь цели социального государства – избежать разрешения социальных конфликтов революционным путём, обеспечить экономический и социальный прогресс посредствомсоздания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека. 

Всё это свидетельствует  о бесспорной актуальности выбранной темы исследования

Цель курсовой работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления  социального государства в России.

Задачи исследования:

раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;

дать характеристику Российской Федерации как социальному государству;

исследовать проблемы становления России как социального государства

Объект исследования – основы конституционного строя.

Предмет исследования - Российская Федерация как государство социальное.

При написании работы были использованы следующие методы:

Сравнительно-правовой и  исторический методы. Были использованы для сопоставления социального  государства на различных этапах.

Формально-юридический метод. С помощью этого метода были описано, обобщено, систематизировано социальное государство.

 

ГЛАВА 1.Социальное государство как конституционно-правовая категория.

 

    1. Понятие социального государства

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Конституция РФ Конституция РФ 1993г. Ст.7 провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности  российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать  минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную  поддержку семье, материнству, отцовству  и детству, инвалидам и пожилым  гражданам; г) развивать систему  социальных служб; д) устанавливать  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты.

Разработка широкого круга  проблем, связанных с исследованием  теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в  современной России приобретают  несомненную научную актуальность [16, с.88].

Сущностью социального типа государства является соединение всех социальных групп населения, наций  и народностей в единое целое, объединенное в понятие «гражданское общество». Основной целью социального  государства является обеспечение  защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Такое государство построено на признании прав, свобод и законных интересов человека в качестве высшей ценности.

Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию  достойной жизни и развития всего  обществ в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан  и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социальным может стать  только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

С середины 90-х годов ХХ в. в ситуации, с одной стороны, наступления либеральных идей, а  с другой, повышения социальной роли государства и выдвигаемых обществом  требований повышения эффективности  социальной политики формируются новые  представления о социальном государстве  как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями.

В отличие от государства  всеобщего благоденствия современное  социальное государство стремится  отказаться от своей патерналистской  роли, ориентировано на устранение иждивенчества и направлено на создание благоприятных социальных условий  через социально-ориентированное рыночное хозяйство.

Начавшийся в середине 90-х этап развития социального государства  можно обозначить как этап либерального социального государства.

Таким образом, анализ представлений  о социальном государстве позволяет  представить следующую периодизацию его развития: первый этап (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) - социалистический; второй этап (с 30-х гг. ХХ в. до конца 40-х гг.) - правового социального  государства; третий этап (с конца 40-х  гг. по 60-е гг. ХХ в.) - государство  социальных услуг; четвертый этап (с  конца 50-х гг. до середины 80-х гг.) - государство всеобщего благоденствия; пятый этап (с начала 80-х гг. по середину 90-х гг.) - деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия; шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) - либеральное социальное государство [7, с.316].

Определения социального  государства, формировавшиеся в  течение более ста лет, при  всей кажущейся разнородности содержат ограниченный набор константных  признаков. Первым константным признаком  социального государства является доступность социальной поддержки  государства всем членам общества.

Вторая константа определений  социального государства фиксирует  правовую природу осуществления  его социальной политики, право осуществлять государством контроль и регулирование  социальных процессов. Правовая функция  социального государства не только сводится к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении  граждан социальными правами, а  государства - социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в  социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком  социального государства можно  считать наличие государственных  систем социальной защиты, социального  обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана  с признанием ответственности социального  государства за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время многие авторы в качестве устойчивого признака социального государства называют наличие в нем институтов гражданского общества. Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства  от иных государственных образований  в любых условиях, в динамике развития и обобщить его рядовые свойства.

Сегодня многие исследователи  по-разному трактуют понятие «социальное  государство». Одно из первых определений  понятия «социальное государство» встречается в энциклопедическом  словаре и выражает «способность государства осуществлять современную  социальную политику: заботиться о  трудовом устройстве населения, правах человека, создавать системы здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения».

Более содержательное истолкование природы социального государства  предполагают В.П. Пугачев и А.И. Соловьев. По их мнению, это «государство, стремящееся  к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале - примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе». «Деятельность  такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится  о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды».

По мнению В.Д. Дзодзиева, социальное государство - «это такое  государство, которое гарантирует  каждому своему гражданину достойные  условия существования и стремится  к созданию примерно равных жизненных  шансов в области получения образования, занятости, здравоохранения и самореализации личности в целом, это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость» [10, с.59].

Экс-спикер Государственной  Думы Г. Селезнев дает следующее определение: «Социальное государство - это такой  тип государства, при котором  в государственной политике главным  приоритетом является социальное благополучие каждого человека и всего общества».

Одним из основных инструментов реализации социального государства  является социальная политика. Взаимосвязь  социального государства и его  социальной политики проявляется в  том, насколько полно и глубоко  социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени  эта политика выражает потребности  и интересы его граждан.

Информация о работе Россия – социальное государство