Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Свободные экономические зоны (СЭЗ) действуют в различных странах, но в России пока нет удачного примера создания СЭЗ удовлетворяющих международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
С одной стороны. Постоянные подозрения в отмывании средств со стороны FATF и давление со стороны Евросоюза все чаще заставляют оффшорные зоны принимать решение о ликвидации своего статуса. Это означает введение в стране равных условий налогообложения для местных и иностранных компаний. Первым о намерении закрыть «налоговый рай» и вступить в Евросоюз объявил Кипр. На острове уже принято 17 законов новой налоговой ре формы. Согласно им, например, 1 января 2003 года в стране ввелась единая ставка налога на прибыль в размере 10% против 4,25%.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 2
Глава I …………………………………………………………………………… 4
1. Сущность свободных экономических зон ………………………………… 4
2. Причины создания …………………………………………………………... 6
3. Требования по размещению, механизм создания и функционирования свободных экономических зон ……………………………………………….. 8
Глава II ………………………………………………………………………….. 11
1. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты: …
- Торговые зоны ………………………………………………………………. 12
- Промышленно-производственные зоны …………………………………... 13
- Технико-внедренческие зоны ………………………………………………. 14
- Сервисные зоны ……………………………………………………………… 15
- Комплексные свободные экономические зоны …………………………… 16
- Международные свободные экономические зоны ……………………….. 17
2. Виды льгот в свободных экономических зонах ………………………….18
3. Мировой опыт создания свободных экономических зон ………………. 20
Глава III ……………………………………………………………………….. 25
1. Анализ развития свободных экономических зон на примере Венгрии . 25
Заключение ………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы ………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

свободные эконом зоны.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

 

1. Разновидности свободных экономических зон и их основные черты

 

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности  той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. Российскими специалистами разработана  примерная классификация по признаку хозяйственной специализации –  по профилю деятельности большинства  хозяйствующих в зоне фирм (рис. 1). Центральное место в классификации СЭЗ отводится зонам промышленной обработки. Они подразделяются, в свою очередь, на зоны замещения импорта и экспортно-ориентированные зоны.

 

Торговые

 

1.Свободные таможенные.

2.Бондовые порты.

3.Свободные порты.

4.Торгово-производственные

 

Промышленно-производственные

 

1.Импортозамещающие

2.Экспортно-ориентированные

 

Технико-внедренческие

 

1.Технополисы

2.Технопарки

3.Инновационные центры

 

Сервисные

 

1.Оффшорные

2.Налоговые гавани


 

 

 

 

 

Комплексные

 

1.Зона свободного предпринимательства

2.Специальные экономические  зоны КНР

3.Территории особого режима (Бразилия, Аргентина)

4.Особые экономические  зоны (Россия)

 

Международные

 

1.СЭЗ Туманган

2.Приграничные СЭЗ

3.Еврорегионы

 

 

Рис.1 Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной деятельностью

При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Примером  реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом  второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»). Классификация СЭЗ приведена на рис. 1.

 

Торговые зоны

Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны относятся к зонам первого поколения. Они существуют с XVII – XVIII вв. Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Их создание предусмотрено специальным законом США от 1934г., целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. Законом было установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана по крайней мере одна внешнеторговая свободная зона.

В соответствии с существующим законодательством  США СТЗ, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшую  территорию (несколько км2) и находятся за пределами национального таможенного пространства. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.).

Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов ЗСТ и импортозамещающих производственных зон. В середине 90-х гг. в США насчитывалось около 500 ЗСТ.

К числу  простейших ЗСТ можно отнести  специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом. [1, с. 162-163]

 

Промышленно-производственные зоны

Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго  поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них  стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭЗП). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).

Логика  образования ЭПЗ была предопределена экономической стратегией развивающихся стран, когда с середины 60-х гг. возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов. [1, с. 163-164]

 

Технико-внедренческие зоны

Технико-внедренческие  зоны относят к зонам третьего поколения (70-80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее  число технико-внедренческих зон  функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии – технополисами, в Китае  – зонами развития новой и высокой  технологии.

Самый известный  в мире и крупнейший в США технопарк  «Силикон вэлли» дает 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. К концу 90-х гг. в Китае функционировало 52 зоны развития новых и высоких технологий. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры, сложившихся экспортно-ориентированных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.[1, с. 163-164]

 

Сервисные зоны

Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской  деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и другие услуги.

К числу  сервисных зон относятся оффшорные  зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение  налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится  офшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые  гавани отличаются от офшорных зон  тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые на все или  некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 офшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.

В числе  стран, где уже давно функционируют  офшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились  на Мальте, в Маврикии, Западном Самоа, Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах.

Промышленные, торговые, банковские, страховые и  другие компании в ОЗ либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн, Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например, установлен более низкий размер налога, который при определенных условиях может и не взиматься. Льготный режим в ОЗ определяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.

Офшорный  бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долларов. В нем участвуют почти 2 млн. вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.

Деятельность  ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.[1, с. 164-165]

Мировая карта функционирования офшорных зон представлена в приложении 1.

 

Комплексные СЭЗ

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.

Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них  были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспорно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших хозяйственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным  СЭЗ можно отнести пять специальных  экономических зон Китая, «открытые  районы» КНР, а также бразильскую  зону «Манаус», территорию «Огненная  Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые  промышленно развитыми странами в депрессивных районах. [1, с. 165-166]

 

Международные СЭЗ

В 90-е  гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЗЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе – 90-100 млрд. долларов. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела  к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в государственной сфере, с целью интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».

В 1994 г. подписано  соглашение о создании российско-китайской  торговой приграничной зоны в районе китайского Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской. [1, с. 166-167]

Информация о работе Свободные экономические зоны