Семья религиозного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:07, реферат

Краткое описание

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие “правовая семья”. К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 44.07 Кб (Скачать файл)

Семья традиционного  права

 

Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие “правовая семья”.

К семье традиционного  права относятся правовые системы  Мадагаскара, ряда

стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

–       доминирующее место в системе источников права  занимают обычаи и

традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из

поколения в поколение;

–       обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных,

мифических предписаний, сложившихся естественным путем  и признанных

государствами;

–       обычаи и традиции регулируют отношения  в первую очередь групп или

сообществ, а не отдельных  индивидов;

–       нормативные  акты (писаные законы) имеют вторичное  значение, хотя в

последнее время их принимается  все больше и больше;

–       судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве

основного источника права;

–       судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая

согласие в общине и  обеспечивая ее сплоченность;

–       юридическая  доктрина не играет существенной роли в юридической жизни

данных обществ;

–       архаичность  многих ее обычаев и традиций.

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются

состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков

(территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере

общественного развития претерпевает серьезные изменения. Изменяются

содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На

характер государственности  и государственное устройство влияют национальный

состав населения, своеобразие  его культуры, размер территории, географическое

положение, укоренившиеся  обычаи и традиции народа, религиозные  воззрения и

другие факторы.

Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-

организованного общества у  различных народов в различное  историческое время

позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех

государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на

отсутствие исторического  опыта государственного строительства, были

предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что  основными критериями разграничения  государств являются:

1)     количество  властвующих в государстве;

2)     осуществляемая  государством цель. По первому  признаку он различал

правление одного, правление  немногих, правление большинства. По второму

признаку все государства  делились на правильные (в них достигается  общее

благо) и неправильные (в  них преследуются частные цели). Отвлекаясь от

конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел

в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство

обеспечивает свободу  и личные интересы каждого.

Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) –

естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается  по

бесконечному кругу, который  включает фазы зарождения, становления, расцвета,

упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется

вновь. Развитие государства, его обновление и изменение- это замкнутый круг,

считает Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии

государственно-организованного  общества – закономерный процесс. Многие

государства объективно проходили  фазы зарождения, становления, расцвета и

упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной

государственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали

достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и другие). Тем не

менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов

в развитии государства он принимал изменения в соотношении  государственной

власти и человека.

Прогрессивные мыслители  прошлого искали те пути общественного  развития, при

которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной

справедливости. Из этого  принципиального положения исходила передовая

политико-правовая мысль, конструируя  типологию государств. Однако единства

взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке

этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного  явления стало

объективной основой концептуального  плюрализма типологии государства.

                                   Типы права                                  

                               (различные подходы)                              

Типология права – это  его специфическая классификация, производимая в

основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают  социально-

экономические признаки (общественно-экономическая  формация). Именно базис

(тип производственных  отношений) является, по мнению  представителей данного

подхода, решающим фактором общественного развития, который  детерминирует и

соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право. В

зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и  социалистический типы права.

     Достоинство:

– продуктивна сама идея право на основе социально-экономических  факторов,

которые действительно весьма существенно влияют на общество.

     Слабая сторона:

     – формационный подход не позволяет в должной мере учесть

конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую

специфику права.

В рамках данного подхода  типология права производится на основе конкретно-

географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических

и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие  типы

права:

1)     национальные  правовые системы (это конкретно-историческая  совокупность

права, юридической практики и господствующей правовой идеологии  отдельного

государства);

2)     правовые  семьи (это совокупность правовых  систем, выделенная на основе

общности источников, структуры  права и исторического пути его  формирования).

Различают следующие правовые семьи; общего права, романо-германская,

славянская, мусульманская, индусская и др.

     Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены

национально-исторические, географические и техническо-юридические  признаки,

которые весьма определенно характеризуют право.

     Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль

социально-экономических  факторов в природе права.

     Марксистско-ленинская типология государства и права базируется

на категории общественно-экономической формации. Понятие

общественно-экономической  формации составляет фундамент марксистского  понятия

истории. Формация – это исторический тип общества, основанный на

определенном способе производства. Уровень развития производственных сил

определяет материально-техническую  базу общества, а производственные отношения,

складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства,

составляют экономический  базис общества, которому соответствуют  определенные

политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.

Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в

результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым

экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса

закономерно влекут за собой  коренные преобразования в надстройке. Вывод о

том, что решающей силой  исторического процесса являются материальные

производственные отношения. Экономический базис дал “твердое основание для

представления развития общественных формаций естественноисторическим  путем”.

Этот принцип положен  в основу марксистско-ленинской  типологии государства и

права.

Понятие исторического типа связывается с установлением  закономерной

зависимости классовой сущности государства и права от экономических

отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе

его развития. Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской

теории, выражает единство классовой  сущности всех государств, обладающих

общей экономической основой, обусловленной господством данного  типа

собственности на средства производства. Единство экономического строя

различных стран проявляется  в господствующем типе собственности  на средства

производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного

класса, в общности основных черт классовой структуры общества, оказывающей

определяющее влияние  на классовое содержание государства  и права.

Господство производственных отношений одного типа в различных  странах,

относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации,

обуславливает общность классовой  сущности государства в этих странах. Тип

государства определяется на основании того, какой экономический  базис это

государство защищает, интересам  какого господствующего класса оно  служит. При

таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность,

выступая в качестве диктатуры  экономически господствующего класса.

     Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии

государства, выделяет три  основных типа эксплуататорского государства;

рабовладельческое, феодальное, буржуазное и последний исторический тип –

социалистическое государство, которое, теоретически, в ближайшей исторической

перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое

самоуправление.

Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на

основании данной концепции.

Рабовладельческий тип государства  – первая государвенно-классовая организация

общества. По своей сущности рабовладельческое государство – это

организация политической власти господствующующего класса в рабовладельческой

общественно-экономической  формации. Важнейшая функция этих государств – защита

собственности рабовладельцев на средства, в том числе на рабов.

Феодальный тип государства  – результат гибели рабовладельческого строя и

возникновения феодальной общественно-экономической  формации.

Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они

характеризуются такими методами осуществления государственной  власти, которые

реально обеспечивают свободное  развитие личности, фактическую защищенность ее

законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства

выражается в следующем:

Во-первых, такой режим  предоставляет свободу личности в сфере экономической

деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества.

Во-вторых, реальная гарантированность  личных прав и свобод гражданина, его

возможность выражать собственное  мнение о политике государства, активно

участвовать в различных  культурных, научных, профессиональных и других

общественных организациях придают высокую нравственность демократическому

государству.

В-третьих, демократический  режим создает эффективные механизмы  прямого

воздействия населения страны на характер государственной власти (через

избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных

органов).

В-четвертых, в демократическом  государстве личность защищена от произвола

беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной органов

правосудия.

В-пятых, демократический  режим является следствием реального  разделения

властей как в унитарных, так и в федеративных государствах.

В-шестых, демократическая  власть в одинаковой мере учитывает  интересы

большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности

населения. Она также является препятствием бюрократическому произволу  и

нарушениям социально-экономичесикх прав национальных меньшинств, которые не

имеют своей самостоятельной  государственности;

В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют

преодолевать возникающие  социальные противоречия, обеспечивают компромисс

между государственными органами и гражданами, между различными социальными

группами населения.

В-восьмых, основными принципами деятельности демократического государства

является плюрализм. В  условиях демократического режима действуют  различные

партии, другие общественные организации, объединения, самодеятельные

коллективы, которые поддерживают политику государства, придают его

деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и

их общественных образований.

В-девятых, демократический  государственный режим базируется на законах,

которые отражают объективные  потребности развития личности и  общества,

Информация о работе Семья религиозного права