Титульник Система
государственной службы в РФ
Содержание
Введение
3
1. Основы функционирования
института государственной службы
6
1.1 Понятие государственной
службы
6
1.2 Принципы построения и
функционирования
государственной
службы
10
1.3 Государственная служба.
Общие положения
15
2. Система государственной
службы
19
2.1 Система государственной
службы в РФ
19
2.2 Система государственной
службы в субъектах РФ
25
2.3 Государственная гражданская,
военная
и правоохранительная
службы
32
Заключение
36
Список источников и литературы
37
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня государственная служба
в России как механизм государственного
управления находится в затруднительном
положении. Одной из проблем указанной
системы является коррупция. В связи с
указанным, правительством разработаны
и введены в действие ряд государственных
программ по укреплению и улучшению системы
государственной службы. Среди таких программ
наиболее яркими являются: антикоррупционная
политика, направленная на «чистку» рядов
госслужащих от недобросовестных сотрудников;
кардинальные перемены в системе МВД,
направленные на улучшение работы сотрудников
вышеуказанной системы, в том числе и путем
проведения переаттестации; проведение
мероприятий по оптимизации системы государственной
службы, в том числе путем сокращения сотрудников,
как, например, военнослужащих в 2009 – 2010гг.
в рамках военной реформы.
Однако, стоит отметить, что
не всегда действенны и популярны данные
преобразования. Например, согласно опросам
«Левада – центр», проведенным в феврале
2012 и 2013 года, индекс доверия россиян к
полиции, по – прежнему, находится в отрицательном
положении. Кроме того, граждане не верят
в действенность полиции и полагают, что
последняя ничем не отличается от прежней
милиции1.
Существующие проблемы выдвинули
на первый план дальнейшее развитие государственной
службы. Между тем, государственный аппарат
внедряет реформы во всех системах страны,
что свидетельствует о его важности.
Лишь власть, которая принимает
разумные решения, способная обеспечить
своевременное и полное их исполнение,
в состоянии выполнить свои обязанности
перед своими гражданами.
Безусловно, решение задач,
стоящих перед государством, во многом
зависит от организации и работоспособности
чиновников. В связи с указанным, необходимо
обеспечить систему государственной службы
надежными и квалифицированными специалистами,
а также управленцами.
Стоит отметить, что сегодня
в России активно развивается правовое
регулирование института государственной
службы, о чем свидетельствует большое
количество нормативных правовых актов
в области государственной службы. Однако
нормативная база в одиночку не в состоянии
изменить общее положение системы государственной
службы.
Актуальность исследования заключается
в том, что на систему государственной
службы возлагаются ответственные решения.
Профессионализм и компетентность отдельного
государственного служащего – залог правильного
функционирования данной системы, в связи
с чем система государственной службы
стала объектом особого внимания за последние
годы.
Целью данного исследования является
изучение понятия, сущности и принципов
системы государственной службы в России.
Задачами данной курсовой работы являются:
изучение понятия государственной службы,
принципов построения и функционирования
указанной системы, исследование системы
государственной службы на федеральном
и региональном уровнях, рассмотрение
общих положений относительно государственной
гражданской, военной и правоохранительной
служб.
Объектом настоящего исследования являются,
отношения связанные с функционированием
системы государственной службы в России.
Предметом курсовой работы является система
государственной службы.
Методологическую
основу данного исследования составляют:
методы синтеза и анализа, формально –
юридический и системный методы, методы
индукции, дедукции.
Информационную базу исследования составляют
отечественная учебная и монографическая
литература, публикации в периодической
печати авторов - теоретиков и практиков
в области муниципального, административного
права.
Теоретическая и практическая
значимость курсового исследования заключается
в том, что полученные выводы и сформулированные
на их основе предложения могут способствовать
утверждению теоретически обоснованного
подхода при разработке нормативно –
правовой базы системы государственной
службы.
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, шести параграфов,
заключения, списка использованной литературы.
1. Основы функционирования
института государственной службы
1.1 Понятие государственной
службы в РФ
Непременным атрибутом формирования
новой российской государственности является
становление и развитие института государственной
гражданской службы, занимающего приоритетное
место в реализации задач и функций государственной
власти. Данный институт присутствует
во всех ветвях и на всех уровнях власти:
в аппаратах органов представительной
и судебной власти, в органах исполнительной
власти, в том числе военных и правоохранительных,
реализующих от имени государства специальные
цели и задачи с применением военной силы
и мер государственного принуждения2.
В 90-е годы законодательство
о государственной службе в основном ограничивалось
актами Президента и ФЗ «Об основах государственной
службы Российской Федерации». Законодатель
счел, что данный закон сможет создать
стабильную правовую основу для развития
и укрепления государственной службы.
Однако этого не случилось. При этом появились
негативные последствия, такие, например,
как рост управленческого персонала, бюрократия,
коррупция, пониженный уровень исполнительности,
а так же несогласованность в работе министерств,
ведомств, других государственных органов.
В первые годы XXI в. потенциал
начального периода становления современной
государственной службы в России себя
исчерпал. Наступил второй этап. В ходе
административной реформы были разработаны
и вступили в действие меры по реформированию
самой государственной службы. 19 ноября
2002 г. был издан Указ Президента РФ N 1336
"О Федеральной программе "Реформирование
государственной службы Российской Федерации
(2003 - 2005 годы)". Следующим шагом в этом
направлении стало принятие Федерального закона "О системе государственной
службы Российской Федерации", которым
был радикальным образом изменен сам принцип
формирования и развития государственной
службы. Если прежде служебное право формировалось
в основном на базе трудового законодательства,
то с принятием комментируемого Закона оно в подавляющем большинстве
случаев было заменено публичным административно-правовым
регулированием3.
По мнению Н.М. Казанцева, государственная
служба как социальный институт "представляет
собой организованную группу лиц, осуществляющих
свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся
системе специализированных на выполнении
социально значимой функции (управления)
материальных учреждений - государственных
органов с едиными процедурами взаимодействия
внутри себя и вовне, общим статусом лиц,
исполняющих задачи государственных органов,
направления деятельности которой определяются
функциями государства"4.
Согласно ст. 1 ФЗ «О системе
государственной службы в Российской
Федерации» под государственной службой
понимается профессиональная служебная
деятельность граждан Российской Федерации
по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации; федеральных
органов государственной власти, иных
федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, иных государственных
органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов; лиц, замещающих должности,
устанавливаемые конституциями, уставами,
законами субъектов Российской Федерации
для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов субъектов Российской
Федерации.
Система государственной службы
включает в себя следующие виды государственной
службы: государственная гражданская
служба; военная служба; правоохранительная
служба. В свою очередь государственная
гражданская служба подразделяется на
федеральную государственную гражданскую
службу и государственную гражданскую
службу субъекта Российской Федерации.
Отметим, что военная и правоохранительная
службы являются видами федеральной государственной
службы.
Государственная служба - комплексное
явление, имеющее разные стороны: политические,
организационные, экономические, нормативные,
кадровые, аналитические, социальные,
и иные стороны.
В качестве социального института
государственная служба опосредует отношения
между гражданским обществом и государством,
представляет собой орган взаимодействия
государственного аппарата и общественных
структур, государственного служащего
и гражданина5.
Государственные служащие выполняют
важнейшую роль в решении задач в области
управления экономикой, социальной и культурной
сферами, а так же административно
- политической сферой, укрепления государственности
в России и реформирования правового демократического
государства.
Круг и содержание нормативных
правовых актов, которыми регулируются
вопросы государственной службы, предопределяются
условиями возникновения и реализации
государственно-служебных отношений.
Это, прежде всего, означает, что до решения
вопросов, связанных с замещением должности
и осуществлением государственными служащими
своих полномочий, необходимо определить
систему органов государственной власти
и внутреннюю структуру, утвердить перечень
государственных должностей и классифицировать
их по категориям и группам, установить
объем полномочий и функций по каждой
должности, а также квалификационные требования
к государственным служащим, замещающим
эти должности6.
Относительно сущности государственной
службы исследователи выделяют три точки
зрения. С позиции первой точки зрения
государственная служба есть институт,
который выражает интересы общества в
целом и, таким образом, носит социальный
характер. Согласно второй точки зрения,
государственная служба – это институт,
который выражает, прежде всего, интересы
привилегированных и, как следствие, носит
классовый характер. С позиции третьей
точки зрения государственная служба
– институт, который сочетает в себе двойственность.
Иными словами это институт, которому
характерно объединение общесоциального
и классового, поскольку государственная
служба выполняет общие задачи, затрагивающие
интересы различных социальных групп.
Однако привилегированные социальные
группы монополизируют институты государственной
службы, подчиняя их личным интересам.
Также, государственной службе характерна
бюрократизации, когда последняя работает,
как правило, на себя. При этом, по замыслу
законодателя, государственная служба
должна быть связывающим звеном между
государством и обществом, отдельным гражданином
и государством.
Государственная служба обеспечивает
управление общественными делами, регулирование
общественных проблем. Государственная
служба некоторыми исследователя рассматривается
как элемент механизма государственного
управления7.
Таким образом, по замыслу законодателя,
институт государственной службы создан
для обслуживания государства, обеспечивая
исполнение полномочий соответствующих
органов, реализовывать законы, а также
политику, установленную исполнительной
властью. Кроме того, система государственной
службы создана для обслуживания общества,
внося при этом порядок в правоотношения,
обеспечивая права и свободы человека,
повышая качество жизни населения.
1.2 Принципы построения
и функционирования государственной
службы
Государственная служба тесно
связана с государством, при этом государственная
власть опирается на государственную
службу, реализуя волю государства, содержащаяся
в соответствующих решениях органов власти,
а также воздействует на деятельность
отдельных людей и социальных групп в
целом при помощи организационных,
правовых и идеологических механизмов,
а именно: права, авторитета, насилия.
Статья 3 ФЗ «О системе государственной
службы в Российской Федерации» выделяет
основные принципы построения и функционирования
системы государственной службы. В числе
таких принципов указаны следующие:
принцип федерализма, обеспечивающий
единство системы государственной службы
и соблюдение конституционного разграничения
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; законности;
приоритета прав и свобод человека и гражданина,
их непосредственное действие, обязательность
их признания, соблюдения и защиты; равный
доступ граждан к государственной службе;
единство правовых и организационных
основ государственной службы, предполагающее
законодательное закрепление единого
подхода к организации государственной
службы; взаимосвязь государственной
службы и муниципальной службы;
открытость государственной службы и
ее доступность общественному контролю,
объективное информирование общества
о деятельности государственных служащих;
профессионализм и компетентность государственных
служащих; защита государственных
служащих от неправомерного вмешательства
в их профессиональную служебную деятельность
как государственных органов и должностных
лиц, так и физических и юридических лиц.