Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 18:06, курсовая работа
Краткое описание
Сегодня государственная служба в России как механизм государственного управления находится в затруднительном положении. Одной из проблем указанной системы является коррупция. В связи с указанным, правительством разработаны и введены в действие ряд государственных программ по укреплению и улучшению системы государственной службы. Среди таких программ наиболее яркими являются: антикоррупционная политика, направленная на «чистку» рядов госслужащих от недобросовестных сотрудников; кардинальные перемены в системе МВД, направленные на улучшение работы сотрудников вышеуказанной системы, в том числе и путем проведения переаттестации; проведение мероприятий по оптимизации системы государственной службы, в том числе путем сокращения сотрудников, как, например, военнослужащих в 2009 – 2010гг. в рамках военной реформы.
Содержание
Введение 3 1. Основы функционирования института государственной службы 6 1.1 Понятие государственной службы 6 1.2 Принципы построения и функционирования государственной службы 10 1.3 Государственная служба. Общие положения 15 2. Система государственной службы 19 2.1 Система государственной службы в РФ 19 2.2 Система государственной службы в субъектах РФ 25 2.3 Государственная гражданская, военная и правоохранительная службы 32 Заключение 36 Список источников и литературы 37
Следующим звеном в системе
государственной службы является законодательная
власть, состоящая из Федерального
Собрания, представленного двумя палатами:
верхней – Совет Федерации и нижней
- Государственная Дума. В Совет Федерации
входят по два представителя от каждого
субъекта РФ, делегируемых от исполнительной
и законодательной власти. Отметим, что
до 2001 г. в состав Совета Федерации
входили президенты республик, губернаторы
и председатели законодательных собраний
регионов. Сегодня данный орган составляют
представители от субъектов на постоянной
основе.
К ведению Совета Федерации
относятся: утверждения изменения границ
между субъектами РФ; утверждения указа
Президента о введении чрезвычайного
положения; решение вопроса о возможности
использования Вооруженных сил РФ за пределами
территории РФ; назначение выборов Президента
РФ; отрешение Президента РФ от должности;
назначение на должность судей Конституционного
суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;
назначение на должность и освобождение
от должности Генерального прокурора
РФ; назначение на должность и освобождение
от должности председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов17.
Компенсировать негативные
последствия, связанные с уходом высших
должностных лиц регионов из Совета Федерации,
был призван вновь созданный в 2000 г. орган
- Государственный совет. Государственный
совет стал постоянно действующим совещательным
органом при Президенте РФ, в сферу полномочий
которого входит координация федеральной
политики в регионах, формирование перспективных
направлений развития общества и государства
в современных условиях. Персональный
состав Президиума Государственного совета,
в который входят семь глав исполнительной
власти субъектов федерации, представляющих
федеральные округа, определяется Президентом,
периодически обновляется, сохраняя преемственность
и единые принципы работы. Государственная
Дума формируется в ходе специальных выборов
на основе мажоритарной и пропорциональной
избирательных систем18.
Согласно отечественному законодательству,
к ведению Государственной Думы относятся:
дача согласия Президенту РФ на назначение
Председателя Правительства РФ; решение
вопроса о доверии Правительству РФ; назначение
на должность и освобождение от должности
Председателя Центрального банка РФ; назначение
на должность и освобождение от должности
Председателя Счетной палаты и половины
состава ее аудиторов; назначение на должность
и освобождение от должности Уполномоченного
по правам человека; объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента
РФ для отрешения его от должности.
Следующей составляющей в системе
государственной службы является исполнительная
власть Российской Федерации, которую
возглавляет Правительство РФ, представленное
Председателем Правительства, его заместителями
и федеральными министерствами. Согласно
Конституции РФ, Председатель Правительства
РФ назначается Президентом РФ с одобрения
Государственной Думы. Если кандидатура
премьер-министра, представленная Президентом,
трижды будет отклонена нижней палатой,
то последний вправе распустить Думу и
назначить новые выборы.
Отметим, что в область полномочий
Правительства РФ входят: разработка и
представление Государственной Думе бюджета
страны; проведение единой в стране экономической,
культурой и социальной политики; управление
федеральной собственностью; меры по обеспечению
оборонной политики, внутренней и внешней
безопасности, законности и пр.
Стоит отметить, что до 2004 года
в России в составе Правительства были
федеральные министерства, государственные
комитеты, федеральные службы, комиссии,
агентства, надзоры. На сегодня, согласно
Указу Президента РФ № 314 от 9 марта 2004
г., систему федеральных органов исполнительной
власти составляют: федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства.
Главными функциями федерального министерства
являются: выработка государственной
политики и нормативно-правовое регулирование
отдельных, установленных актами Президента
РФ, сфер деятельности.
Основными внутриорганизационными
звеньями органов исполнительной
власти являются департаменты, управления,
отделы, комиссии19. Осуществление своих полномочий
правительственными ведомствами, как
правило, основывается на функциональном
признаке, охватывая четыре основных
блока. Во – первых, экономический блок,
содержащий основные установки в развитии
экономики. Данный блок формируется вокруг
основных отраслей: топливно - энергетического
комплекса, строительной и жилищной политики,
промышленности, финансов, транспорта
и прочее. Во – вторых, административно
- политический блок обеспечивает оптимальные
внутренние и внешние условия развития
государства, обеспечивая удовлетворение
потребностей граждан в безопасности,
защиты личных прав и прочее. Третий
- социальный блок подразумевает подготовку
специфической политики государства в
удовлетворении общесоциальных потребностей
населения в части образования, здравоохранения,
социальной защиты и прочее, ориентированный
на стабильность в обществе. Четвертый
блок – контрольный, представлен перечнем
действующих в рамках аппарата правительства
контрольных органов, ответственных за
проведение действующей политики в регионах,
а также за координацию между хозяйствующими
субъектами на территории.
Заключительным звеном в системе
государственной службы является судебная
власть. Согласно ст. 118 Конституции РФ
судебная власть в России осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
На федеральном уровне судебной системы
представлены Верховный суд РФ, являющийся
высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным делам, которые
подсудны судам общей юрисдикции. Судьи
Верховного суда назначается Советом
Федерации по представлению Президента
РФ. Лишить полномочий судью возможно
только на основании решения квалификационной
коллегии судей, образуемой представителями
Верховного и региональных судов. При
Верховном суде РФ действует Судебный
департамент, в полномочия которого входят
функции по обеспечению деятельности
всей вертикали судебной системы. Высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров является Высший арбитражный суд
РФ, представленный также на всех региональных
уровнях. Мировые судьи являются судьями
общей юрисдикции, рассматривающими гражданские,
административные и уголовные дела в качестве
суда первой инстанции. Мировой судья
назначается законодательным органом
субъекта федерации или избирается населением
судебного участка сроком на пять лет.
Особое место в судебной системе
России занимает Конституционный Суд,
дающий заключения о соответствии законов,
решений, договоров высшему основному
закону страны. Неотъемлемым элементом
судебной системы в РФ является прокуратура,
отвечающая за точное и единообразное
исполнение законов всеми юридическими
и физическими лицами в стране, а также
осуществляющая общий надзор за деятельностью
правоохранительных органов, учреждений
и должностных лиц. Снижение уровня территориального
управления влечет за собой ослабление
в разделении ветвей власти.
Таким образом, в основе отечественной
системы государственного управления
лежат два конституционных принципа, на
основе которых указанная система
функционирует: разделения властей и
комплементарности.
2.2 Система государственной
службы в субъектах РФ
Система органов государственной
власти - необходимый атрибут любого государственного
образования. Конституция РФ четко разграничивает
органы государственной власти Российской
Федерации, т.е. федеральные органы государственной
власти, и органы государственной власти
субъектов Федерации - система государственных
органов, действующих в субъектах Российской
Федерации20. В соответствии со ст. 11 Конституции
РФ государственную власть в субъектах
Федерации осуществляют образуемые ими
органы государственной власти.
Отметим, что система органов
государственной власти как в Российской
Федерации, так и в субъектах формируется
на основе принципа разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную. Установление общих принципов
организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления находится
в совместном ведении Российской Федерации
и ее субъектов. На предмет совместного
ведения издаются федеральные законы
и принимаемые в соответствии с ними законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ. В соответствии со ст. 77 Конституции
РФ система органов государственной власти
субъекта РФ устанавливается им самостоятельно
в соответствии с основами Конституционного
строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных
органов государственной власти, установленными
федеральным законом.
Федеральный закон “Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации” установил общие положения,
определяющие принципы деятельности органов
государственной власти субъекта РФ, систему
органов государственной власти субъекта
РФ, осуществление федеральными судами
и федеральными органами исполнительной
власти своих полномочий на территории
субъекта Российской Федерации.
Одним из звеньев системы государственной
службы в субъектах РФ является законодательная
власть субъектов РФ, являющимся законодательным
(представительным) органом государственной
власти. Законодательный орган государственной
власти субъекта РФ самостоятельно решает
вопросы организационного, правового,
информационного, материально-технического
и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности
данного органа власти утверждаются самим
законодательным органов государственной
власти и предусматриваются отдельной
строкой в бюджете субъекта РФ. Законодательный
орган правомочен при избрании в его состав
не менее двух третей от установленного
числа депутатов. Правомочность его заседания
определяется его регламентом или иным
актом, принятым данным органом и устанавливающим
порядок его деятельности. Заседания являются
открытыми, за исключением случаев, установленным
федеральными законами, конституцией
и законами субъекта РФ, а также регламентами
или иным актом, принятым данным органом
и устанавливающим порядок его деятельности21.
Депутаты субъекта избираются
гражданами Российской Федерации, проживающими
на территории конкретного субъекта РФ
и имеющие, согласно отечественному законодательству,
избирательное право. Напомним, что в РФ
выборы проводятся на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании. Законодательно
(на уровне субъекта) устанавливаются
условия деятельности депутата, в частности,
условия осуществления полномочий на
профессиональной постоянной основе или
же на профессионально основе в конкретный
период, или без отрыва от основной деятельности.
Федеральным законом «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов в Российской Федерации»
установлены центральные полномочия законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ, согласно которому и принимаются
законы и постановления субъекта. При
досрочном прекращение полномочий депутатов
в регионе назначаются внеочередные выборы,
которые должны быть проведены не позднее
чем через шесть месяцев со дня вступления
в силу решения о досрочном прекращении
полномочий законодательного органа власти
субъекта.
Согласно ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов в Российской Федерации»,
законом субъекта РФ: утверждается бюджет
субъекта Российской Федерации и отчет
о его исполнении, представленные высшим
должностным лицом субъекта РФ, а в случае,
если указанная должность не установлена,
то руководителем высшего исполнительного
органа государственной власти субъекта
РФ; устанавливаются в соответствии с
конституцией субъекта РФ основы организации
и деятельности законодательного органа
государственной власти субъекта РФ;
устанавливается порядок проведения выборов
в органы местного самоуправления на территории
субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного
органа государственной власти субъекта
РФ определяется порядок деятельности
органов местного самоуправления; утверждаются
программы социально-экономического развития
субъекта РФ, представленные высшим должностным
лицом субъекта РФ; устанавливаются налоги
и сборы, установление которых отнесено
федеральным законом к ведению субъекта
РФ, а также порядок их взимания; устанавливается
порядок образования и деятельности внебюджетных
и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются
отчеты о расходовании их средств; устанавливается
порядок управления и распоряжения собственностью
субъекта РФ, в том числе долями (паями,
акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных
обществ, товариществ и предприятий иных
организационно-правовых форм; утверждаются
заключение и расторжение договоров субъекта
РФ; устанавливается порядок назначения
и проведения референдума субъекта РФ;
устанавливается порядок проведения выборов
в законодательный орган государственной
власти субъекта РФ, а также выборов высшего
должностного лица субъекта РФ; устанавливается
административно-территориальное устройство
субъекта РФ и порядок его изменения; утверждается
схема управления субъектом РФ, определяется
структура его высшего исполнительного
органа государственной власти.
Постановлением же законодательного
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации: назначаются на
должность и освобождаются от должности
отдельные должностные лица субъекта
РФ, а также оформляется согласие на их
назначение на должность; назначается
дата выборов в законодательный орган
государственной власти субъекта РФ, а
также дата выборов его высшего должностного
лица (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти); назначается
референдум субъекта РФ; оформляется решение
о недоверии (доверии) высшему должностному
лицу или руководителям органов исполнительной
власти субъекта РФ, в назначении которых
на должность он принимал участие; утверждается
соглашение об изменении границ субъектов
РФ; назначаются на должность судьи конституционного
суда субъекта РФ; определяется порядок
деятельности указанного органа22.
Отметим, что согласно действующему
законодательству, право законодательной
инициативы в законодательном органе
государственной власти субъекта РФ принадлежит
депутатам, высшему должностному лицу
субъекта РФ, представительным органам
местного самоуправления. Конституцией
(уставом) субъекта РФ право законодательной
инициативы может быть предоставлено
иным органам, общественным объединениям,
а также гражданам, проживающим на территории
данного субъекта.
Федеральный закон «Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов в Российской
Федерации» устанавливает систему органов
исполнительной власти во главе с высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта РФ, возглавляемым его
руководителем. Конституцией или уставом
может быть установлена должность высшего
должностного лица данного субъекта РФ.
Указанное лицо правомочно возглавлять
высший исполнительный орган государственной
власти субъекта.
Согласно Конституции РФ в пределах
ведения Российской Федерации, и ее полномочий
по предметам совместного ведения федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов РФ образуют
единую систему исполнительной власти.
Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается
гражданами Российской Федерации, проживающими
на территории данного субъекта и обладающими
избирательным правом, на основе всеобщего,
равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании. Высшее должностное
лицо избирается на срок не более пяти
лет и не может избираться на указанную
должность более двух сроков подряд.
В соответствии с вышеуказанным
законом название должности высшего должностного
лица субъекта устанавливается Конституцией
или уставом данного субъекта РФ с учетом
его исторических, национальных и прочих
традиций. Данный закон устанавливает,
что решение законодательного органа
государственной власти о недоверии высшему
должностному лицу субъекта РФ принимается
двумя третями голосов от установленного
числа депутатов по инициативе не менее
одной трети депутатов. В случае наличия
двухпалатного законодательного органа
данное решение принимается двумя третями
голосов от установленного числа депутатов
каждой из палат по инициативе одной трети
от установленного числа депутатов палаты,
наделенной конституцией (уставом) субъекта
РФ правом инициирования вопроса о выражении
недоверия высшему должностному лицу
субъекта РФ. В пределах своей компетенции
высшее должностное лицо субъекта РФ вправе
издавать постановления и распоряжения.
Финансирование высшего исполнительного
органа власти и возглавляемых им органов
исполнительной власти осуществляется
за счет средств бюджета субъекта РФ.