Система и структура права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на
протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не
исчезает, но и возрастает

Содержание

Введение .……………………………………………………………………....3
Глава 1.Понятие и сущность российской системы права
1.1.Понятие и черты системы права………….…………………………. ..…6
1.2. Правовой институт……… …………….……………………………….....9
1.3. Деление права на отрасли …..……….………………………….........…..12
Глава 2.Стуктура российского права
2.1. Структурные элементы права.……………………………….................17
2.2. Структура современного права ……………………………….…..……..25
2.3. Особенности современной российской системы права..........…….......29
Заключение……………………………………………………………….…..35
Библиографический список…………

Вложенные файлы: 1 файл

Куросовая работа по ТГП.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

По мнению проф. Морозовой Людмилы Александровны, система права включает в себя следующие элементы:

1) нормы права;

2) субинституты  права;

3) правовые институты;

4) подотрасли  права;

5) отрасли права;

6) крупные структурные  образования (общности), объединяющие  группы отраслей –

6.1) материальное  и 

6.2) процессуальное  право,

6.3) публичное  и 

6.4) частное право.5

К структурным элементам системы права профессор Николай Игнатьевич Матузов относит: норму права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут, материальное и процессуальное право.6

Элементы структуры системы права:

1) юридические  нормы;

2) правовые институты;

3) подотрасли  права;

4) отрасли права;

5) материальное  и процессуальное право;

6) публичное и  частное право.

1. Юридическая  норма – первичный элемент системы права. Норма права – это формально-определенное, общеобязательное правило поведения субъектов, закрепленное в тексте правового акта, принятого уполномоченным органом. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

2. Институт права  или правовой институт:

а) группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями, регулирующих конкретный вид общественных отношений и приобретающих в силу этого относительную устойчивость и самостоятельность функционирования.7

б) комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений (институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве) (проф. Оксамытный Виталий Васильевич).8

в) правовой институт есть совокупность правовых норм, образующих обособленную часть отрасли права (институт подряда, институт страхования в гражданском праве) (проф. Черданцев Александр Федорович).9

Примеры институтов права или правовых институтов.

- в конституционном праве  – правовые институты: формы государства, гражданства, президента, депутата, правительства, избирательной комиссии.

- в гражданском праве  – правовые институты: сделок, права  собственности, договора купли-продажи, договора поставки.

- в муниципальном праве  – правовые институты: муниципального  образования, главы муниципального образования, местной администрации, вопросов местного значения, форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления (референдума, публичных слушаний, собраний и конференций граждан).

- в административном  праве – правовые институты: административного  правонарушения, административного  наказания, административной ответственности, административных комиссий.

- в уголовном праве – правовые институты: преступления, уголовного наказания, субъектов уголовно-правовых отношений.

3. Подотрасль  права.

а) подотрасль права – это обособленная часть отрасли права, которая регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права.

Это, например, авторское, наследственное право в гражданском праве, водное, горное право в земельном праве (проф. Лазарев Валерий Васильевич).10

Профессор Черданцев Александр Федорович полагает, что

б) подотрасль – совокупность норм, которая регулирует крупную (по сравнению с институтом права), обособленную часть общественных отношений, составляющих предмет регулирования отрасли.

Подотрасль права, на взгляд автора, объединяет лишь часть единородных близких институтов.

В гражданском праве – наследственное, авторское, транспортное, страховое право, патентное право.

В земельном праве – лесное, водное, горное право.

В финансовом праве – таможенное, налоговое, бюджетное право.11

в) несколько однородных правовых институтов могут образовать подотрасль, например, в гражданском праве – жилищное право, авторское, патентное право, обязательственное право; в конституционном праве – конституционное правосудие, избирательное право и процесс, парламентское право (проф. Морозова Людмила Александровна).12

4. Отрасль права:

а) отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения (проф. Перевалов Виктор Дмитриевич).13

б) отрасль права – это совокупность правовых норм, которая образует самостоятельную обособленную часть системы права, регулирующую качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом (проф. Лазарев Валерий Васильевич).14

в) отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений.

В состав отрасли права входят институты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения.15 

Проф. Сергей Сергеевич Алексеев называет три звена отраслей права:

1) профилирующие (фундаментальные) отрасли образуют основу, обязательную часть системы права: государственное (конституционное) право,

три материальных отрасли: гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им

процессуальные отрасли: гражданское процессуальное право, административное процессуальное право, уголовное процессуальное право;

2) специальные  отрасли – трудовое право, земельное  право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно-исполнительное право. Каждое из этих подразделений характеризуется всеми признаками отрасли и структурными особенностями, и юридическим своеобразием, и спецификой предмета регулирования. В частности, всем специальным отраслям присущи свои методы правового регулирования. И хотя эти методы воспринимаются в качестве исходного элемента методов профилирующих отраслей, им свойственно свое, только им характерное, что выражается главным образом в общем правовом положении субъектов, их правовом статусе;

3) комплексные отрасли – это подразделения, складывающиеся на базе основных отраслей в связи с необходимостью специализированного регулирования отдельных специфических участков общественных отношений – экологическое право, информационное право, предпринимательское право, муниципальное право.16

По мнению проф. Морозовой Людмилы Александровны, каждая отрасль характеризуется:

1) автономностью функционирования,

2) обособленностью,

3) своеобразием  средств правового регулирования  и 

4) определенной иерархичностью своей структуры.17 

5. Объемные структурные  образования системы права – 5.1) материальное и 5.2) процессуальное право, 5.3) публичное и 5.4) частное право.18 

Материальное право – совокупность отраслей права, нормы которых регулируют качественно однородные общественные отношения. К материальному праву относятся такие отрасли, как конституционное право, гражданское право, административное право, трудовое право, семейное право, жилищное право, земельное право.

Процессуальное право – совокупность отраслей права, нормы которых регулируют порядок применения норм материального права. К процессуальному праву относятся – гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административно-процессуальное право.

Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между органами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права. К отраслям публичного права относятся – конституционное право, административное право, финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право. Нормы публичного права основаны на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей. К отраслям частного права относятся – гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право. Нормы частного права основаны на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.

Россия есть федеративное государство. В этой связи ее правовая система, а, следовательно, и один из ее элементов – система права имеет уровни своего устройства. Система права в Российской Федерации включает в себя: федеральное право, региональное право и муниципальное право.

Нормативно-правовыми основаниями формирования, построения, интеграции и дифференциации  системы права и ее элементов являются:

1) предмет правового  регулирования;

2) метод правового  регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основания построения системы права: предмет и метод правового регулирования.

Система российского права была предметом ряда научных дискуссий. Дискуссия 1938-1940 гг. подчеркнула значение систематизации права для совершенствования законодательства. В ходе обсуждения был признан объективный критерий разделения права на отрасли – предмет правового регулирования, под которым понимаются те или иные общественные отношения, поскольку они отражаются, закрепляются и охраняются правом. При изучении развития общественных отношений выявляется необходимость в дополнительном критерии для разграничения отдельных отраслей права19.

Участники дискуссии 1956-1958 гг., не отказываясь от дифференциации норм права по отдельным отраслям в соответствии с предметом правового регулирования, выявили необходимость в дополнительном вспомогательном критерии, в качестве которого был выдвинут метод правового регулирования20.

Предмет и метод правового регулирования – это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли.

Предмет правового регулирования – определенная совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом. Разнообразие общественных отношений определяется тем, что правовые нормы различны, что дает основание для их группирования по отраслям. Но при этом общественные отношения должны быть качественно однородными. Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами и выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты.

Каждая отрасль имеет свою сферу правового регулирования, соответственно, и собственный предмет правового регулирования. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве, предметом регулирования семейного права выступают общественные отношения, возникающие из родства, брака, рождения детей, принятия детей на воспитание, в трудовом праве – это отношения между работником и работодателем, в финансовом – отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются субъекты общественных отношений; предметы материального мира – социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.

Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом, а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно.

Теоретическое положение о значении предмета правового регулирования как - критерия деления права на отрасли прочно утвердилось в советской юридической науке. Правда, это теоретическое положение получило в первое время упрощенную трактовку.

Значение теоретического положения о предмете правового регулирования (при рассмотрении структуры права) состоит, в том, что предмет - это главная сфера сосредоточения системообразующих факторов.

Информация о работе Система и структура права