Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме функционирования республиканских органов государственного управления.
2. Рассмотреть особенности функционирования республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь.
Предмет исследования: республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является система органов управления Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности государственных форм 5
1.2. Классификация органов государственного управления………………….12
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Структура государственного управления Республики Беларусь 2
2.2. Экономические и межотраслевые органы управления Республики Беларусь. Органы местного управления.....………………………………...….18
2.3. Государственные служащие……………………………………………..…29
2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления…..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
С принятия Президентом Республики Беларусь Указа от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь»1 начался третий радикальный этап реформирования системы государственного управления экономикой. В частности, Указом была сокращена численность министерств и государственных комитетов с 44 до 28, ликвидированы Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и Министерство предпринимательства и инвестиций.
Совершенствование системы государственного управления экономикой направлено на повышение эффективности органов исполнительной власти, управленческой деятельности, на преодоление кризисных явлений в экономической жизни и обеспечение устойчивого экономического роста, на переход к социально ориентированной рыночной экономике.
Государственное управление экономикой в республике построено по отраслевому, межотраслевому и территориальному принципам.
Объектом государственного управления являются отрасли экономики:
В системе государственного управления особая роль принадлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно ст. 79 Конституции Республики Беларусь (в ред. 1996 г.) Президент республики Беларусь – Глава государства.
Президент не является главой исполнительной власти, однако ему принадлежит широкий круг полномочий как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод граждан в обеспечении реализации основных направлений внутренней и внешней политики, охране суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности. Политической и экономической стабильности. За ним сохраняется ряд полномочий по осуществлению исполнительной власти.
Администрация Президента Республики Беларусь является конституционным органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области государственной кадровой политики и идеологии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь.
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Он, согласно Конституции (ст. 107) и Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» от 7 июля 1998 г. (с изм. и доп. ОТ 16 июня 2000 г., 31 января 2003 г.)1 (ст.ст. 1, 3, 4), обеспечивает Проведение единой экономической политики; принимает меры по обеспечению экономической безопасности, организует управление государственной собственностью;
Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Полномочий Правительства 5 лет. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь – коллегиальный орган. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер – министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка, Президент Национальной академии наук Беларуси, министры, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатели государственных комитетов пограничных войск, по авиации, таможенных комитетов. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Для оперативного решения вопросов, которые входят в компетенцию Совета Министров, в качестве его постоянного органа действует Президиум Совета Министров.
Совет Министров как орган
Исполнительная власть реализуется также посредством руководства Советом Министров системой подчинённых ему республиканских органов управления. Совет Министров в целях осуществления такого рода функций принимает меры по обеспечению реализации в полном объёме подчинёнными ему республиканскими органами государственного управления предоставленных им прав и полномочий; утверждает в установленном порядке положения о республиканских органах государственного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь; отменяет акты республиканских органов государственного управления, подчинённых Совету Министров, если они противоречат Конституции Республики Беларусь, законам Республики Беларусь, актам Президента, постановлениям Совета Министров, распоряжениям Премьер-министра Республики Беларусь, не соответствуют общегосударственным интересам или не имеют достаточного финансового или юридического обоснования, за исключением решений, которые могут быть отменены только Президентом Республики Беларусь.
Содержание, формы воздействия Совета Министров на подчинённые ему органы определяются в весьма общем виде. Совет Министров руководит этими государственными органами, координирует, направляет и контролирует их работу.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых Правительству Республики Беларусь, входят:
- министерства Республики
- Комитет государственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск, Государственный таможенный комитет и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь.
Наименование министров и
Ведущая роль в регулировании и управлении экономикой принадлежит таким республиканским органам государственного управления, как министерства (Министерство экономики, Министерство промышленности, Министерство энергетики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Министерство архитектуры и строительства; Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство иностранных дел) и комитеты при Совете Министров Республики Беларусь (Комитет по энергоэффективности, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитет по науке и технологиям, Комитет по ценным бумагам).
Министерство иностранных дел Республики Беларусь как республиканский орган государственного управления осуществляет общую координацию внешнеэкономической деятельности, содей-стиует привлечению иностранных инвестиций в экономику, разрабатывает мероприятия по созданию условий развития экспорта, а также предложения по определению приоритетов внешнеэкономической деятельности, по совершенствованию мер ее регулирования, в том числе по тарифному и нетарифному регулированию, выполняет согласно Положению о нем другие важные задачи.
Ключевым звеном в системе республиканских органов государственного управления экономикой является Министерство экономики, которое действует на основании Положения о нем, утвержденного постановлением Совета Министров, и осуществляет регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной экономической политики, общую координацию проведения государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции, выполняет другие важные задачи.
Наконец, республиканские органы государственного управления обладают специфическими признаками, позволяющими отличать их конкретную разновидность в зависимости от содержания. В юридической литературе (как и ранее) исходят из деления органов управления на отраслевые и функциональные.
• Межотраслевые органы государственного управления представляют по существу разновидность общего управления. Они призваны обеспечить проведение единой государственной политики в масштабах страны всеми находящимися в их подчинении государственными органами управления, учреждения, учреждениями, предприятиями и другими субъектами (вне зависимости от форм и видов собственности) по реализации той или иной функции (планирование, материально-техническое снабжение, обеспечение научно-технического прогресса, организация и оплата труда и др.)
Межотраслевые органы вправе осуществлять: регулирование, издавая в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми министерствами и другими субъектами; координацию их деятельности; оказание организационно-методической помощи; контроль за деятельностью государственных органов при осуществлении ими соответствующих функций.
Обеспечение межотраслевого управления изначально осуществлялось государственными комитетами, (исключение составляло лишь Министерство финансов). В настоящее время оно осуществляется, по существу, всеми республиканскими органами управления. Однако министерства стали основой его организационно-правовой формы. Такое управление осуществляется министерствами: финансов; экономики; по налогам и сборам; природных ресурсов и охраны окружающей среды; по чрезвычайным ситуациям; статистики и анализа. Министерство труда и социальной защиты осуществляет как отраслевое, так и межотраслевое управление.
Функции межотраслевого управления в пределах их компетенций возложены также на Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров, Комитет по материальным резервам при Совете Министров, Комитет по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
• Можно выделить органы управления специальной деятельности (функции). К таким государственным органам управления могут быть отнесены комитеты при Совете Министров: по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по ценным бумагам.
В систему государственных органов управления входят также объединения (учреждения), подчинённые Совету Министров. Эти объединения (учреждения) рассматриваются в качестве хозяйствующих субъектов. В то же время они осуществляют управление, координацию в отношении входящих в их систему организаций (предприятий, учреждений).
Информация о работе Система органов управления Республики Беларусь