Система органов управления Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование особенностей функционирования республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.
Задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме функционирования республиканских органов государственного управления.
2. Рассмотреть особенности функционирования республиканских органов государственного управления в Республике Беларусь.
Предмет исследования: республиканские органы государственного управления Республики Беларусь.
Объектом исследования является система органов управления Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности государственных форм 5
1.2. Классификация органов государственного управления………………….12
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Структура государственного управления Республики Беларусь 2
2.2. Экономические и межотраслевые органы управления Республики Беларусь. Органы местного управления.....………………………………...….18
2.3. Государственные служащие……………………………………………..…29
2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления…..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Лешин курсач.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Республиканские органы государственного управления наделены компетенцией: общей  для всех их форм, особенной, характерной  для их отдельных форм (видов), а  также конкретной, которая свойственна  для отдельного министерства, государственного комитета, комитета при Совете Министров.

Компетенция республиканских органов  государственного управления зависит  от содержания руководимой области  деятельности. Расширение рыночных отношений, утверждение экономических методов управления повлекли сокращение функций и полномочий министерств по руководству промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики.

Министерства, государственные комитеты несут ответственность за состояние  дел в таких отраслях в «пределах  их компетенции». В то же время в сферах административно-политического строительства сохраняется централизованное управление.

Особенности компетенции каждого  из республиканских органов государственного управления определяются индивидуальными  положениями о них, а также иными законодательными актами.

Отрасли, сферы деятельности возглавляются  министрами, председателями государственных  комитетов, комитетов при Совете Министров Республики Беларусь.

• Местное управление – это  форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области (города Минска), района, города, посёлка, сельского совета является исполнительный комитет, а на территории района в городе – местная районная администрация. [7]

 

2.3 Государственные служащие

 

Государственные служащие – субъекты административно-правовых отношений, в которые они вступают в результате занятия должности в государственном аппарате путем назначения, избрания или утверждения.

Государственные служащие служат государству, выполняют его волю, выраженную в  предписаниях – законов и других нормативных правовых актах; проводят в жизнь государственную политику, реализуют на практике государственные функции, представляют государство в его многообразных взаимоотношениях, решают государственные задачи в экономической, социальной и административно-политической сферах.

Оплата труда государственных  служащих осуществляется, как правил, за счет государства, из государственного бюджета.

Деятельность государственных  служащих Республики Беларусь, их правовое положение регулируются Законом  от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате», другими законодательными и нормативными актами.

Согласно Закону «Об основах  службы в государственном аппарате»  к служащим относятся граждане Республики Беларусь, которые: занимают в установленном  порядке должности в аппарате Парламента, Президент Республики Беларусь, Совета Министров, Конституционного Суда, Центральной Комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, министерств, государственных комитетов и других центральных органов управления, органов местного управления; в судах, прокуратуре, государственных нотариальных конторах, органах государственного контроля, Национальном банке Республики Беларусь, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях, таможенных органах; в других государственных органах, которые создаются Национальном собрании Республики Беларусь и его органами, Президентом Республики Беларусь; наделены соответствующими полномочиями и получают за свой труд установленную государством зарплату.

Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые формы как:

издание административно-правовых актов (правовых актов управления);

заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);

совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки  о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в  основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много административных договоров (соглашения между разными субъектами управления, контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.).

И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной — управленческой функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто, и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.

Осуществление субъектами управленческой деятельности, реализация возложенных  на них функций выражаются в определенных юридически значимых действиях. Эти действия получили в юридической литературе наименование форм административно-правовой, управленческой деятельности. К ним относятся: издания правовых актов, проведение организационных мероприятий, осуществление материально-технических операций.

Исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов  управления в процессе руководства  экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством реализуется прежде всего в издании  правовых актов. [2]

 

2.4. Пути оптимизации работы органов государственного управления

 

Рассмотрим основные особенности  оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных  документах (указах президента) Республики Беларусь.

В целях оптимизации системы  республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и в соответствии с пунктом 5 статьи 84 Конституции Республики Беларусь:

1. Установить, что: 

1.1. в систему республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

  • министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;
  • объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее – государственные организации);

1.2. председатели государственных  комитетов по статусу являются  министрами;

1.3. министерства, государственные  комитеты образуются Президентом Республики Беларусь, государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, – Советом Министров Республики Беларусь с согласия Президента Республики Беларусь;

1.4. в центральных аппаратах министерств,  государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, являющиеся их структурными подразделениями с правами юридического лица. Департаменты осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства, государственного комитета. Положения о департаментах утверждаются Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.5. министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь;

1.6. положения о Министерстве  внутренних дел, Министерстве  обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном комитете пограничных войск, Государственном таможенном комитете, Государственном военно-промышленном комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь;

1.7. министры, председатели государственных  комитетов, заместители Министра  внутренних дел, Министра обороны,  Министра по чрезвычайным ситуациям,  Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета, Председателя Государственного военно-промышленного комитета назначаются Президентом Республики Беларусь, заместители иных министров, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

1.8. в состав Совета Министров  Республики Беларусь входят Премьер-министр  Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

1.9. постоянно действующим органом  Совета Министров Республики  Беларусь является его Президиум  в составе Премьер-министра Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.

2. Учредить должность Уполномоченного  по делам религий и национальностей,  который подчиняется Правительству  Республики Беларусь.

Для обеспечения его деятельности создается аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

3. Присоединить:

Государственный комитет по авиации  к Министерству транспорта и коммуникаций;

Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь к  Министерству финансов;

Комитет по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству юстиции;

Комитет по материальным резервам при  Совете Министров Республики Беларусь и Комитет по проблемам последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  при Совете Министров Республики Беларусь к Министерству по чрезвычайным ситуациям.

4. Создать: 

4.1. Государственный комитет по  имуществу путем присоединения  фонда государственного имущества  Министерства экономики к Комитету  по земельным ресурсам, геодезии  и картографии при Совете Министров Республики Беларусь;

4.2. Государственный комитет по  стандартизации путем слияния  Комитета по стандартизации, метрологии  и сертификации при Совете  Министров Республики Беларусь, Комитета по энергоэффективности  при Совете Министров Республики  Беларусь и департамента государственного строительного надзора Министерства архитектуры и строительства;

4.3. департаменты:

  • в Министерстве иностранных дел – внешнеэкономической деятельности;
  • в Министерстве по чрезвычайным ситуациям – по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также по материальным резервам;
  • в Министерстве спорта и туризма – по туризму;
  • в Министерстве транспорта и коммуникаций – по авиации;
  • в Министерстве финансов – по ценным бумагам;
  • в Министерстве юстиции – по архивам и делопроизводству;
  • в Государственном комитете по имуществу – фонд государственного имущества;
  • в Государственном комитете по стандартизации – по энергоэффективности, а также контроля и надзора за строительством.

5. Подчинить: 

Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения – Совету Министров Республики Беларусь;

Белорусскую железную дорогу – Министерству транспорта и коммуникаций.

6. Ликвидировать Белорусский государственный  концерн по производству и  реализации товаров народного потребления (концерн «Белместпром»).

7. Возложить функции: 

  • на Государственный комитет по имуществу – проведения единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведения соответствующих кадастров и реестров, сохранив за Министерством экономики функции по выработке государственной политики в сфере управления государственным имуществом и приватизации;
  • на Государственный комитет по стандартизации – проведения единой государственной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации, по техническому нормированию, стандартизации, надзору в строительстве и контролю соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также функции государственного управления в области энергоэффективности, осуществления надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;
  • на Министерство экономики – утверждения индекса цен в строительстве и контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве;
  • на Министерство торговли – координации создания товаропроводящей сети за рубежом, внешнеторговой деятельности, нетарифного регулирования.

Информация о работе Система органов управления Республики Беларусь