Система права и система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь………………………………………………………………………...19

Заключение……………………………………………………………..…….25
Список нормативных актов и литературных источников.………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП система права и система законодательства.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

Системное построение права  означает, что все правовые нормы  находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие  лишь при наличии иных норм, с  которыми такая связь предполагается.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический  комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает  влияние на регулируемые отношения  всей совокупностью юридических  средств, добиваясь тем самым  необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового  регулирования.

Чем согласованнее между  собой элементы системы права, тем  ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать»  его в действующую систему  права, не нарушая ее целостности  и гармонии. Не принятый системой права  закон не только бездействует, но нередко  проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга»4.

В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет  правильно истолковать и применить  норму права. 
Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве.

 

Глава 3. Определение  подхода к построению системы права 

Признание права системным  образованием предполагает обоснование  принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев  подразделения системы на составляющие ее отрасли. Действующая система права подразделялась на множество отраслей права. В основу построения системы права прежде всего берутся предмет и метод правого регулирования.

Под предметом правового  регулирования в юридической  теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому  воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми  и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;

б) допускают по своим  свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;

в) существует объективная  потребность в их урегулировании. 
В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют: 
а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);

б) способы взаимосвязи  прав и обязанностей участников правоотношений; 
в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.). 
На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования (рис. 1).

 
Рис. 1 Методы правового регулирования

Диапозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный - в административном, хотя в действительности они имеют  более широкое проявление.

Проф. В.С. Нерсесянц указывает  на необходимость выделения объекта отраслевой правовой регуляции, т.е. о большой группе однородных общественных отношений, составляющих отдельную, относительно самостоятельную сферу (область) общественной жизни. К таким группам однородных общественных отношений относятся, например, властно-управленческие, имущественные, семейные, земельные, финансовые, предпринимательские, экологические отношения, отношения в сфере социального обеспечения, преступления и наказания, судопроизводства, исполнения приговора и т.д5.

Правовое регулирование  этих различных объектов должно осуществляться с учетом особенностей соответствующих  общественных отношений, специфики  их фактического социального содержания, их особого места и значения в  социальной жизни людей и системе  общественных отношений в целом.

Публичное и частное  право 

Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали еще в Древнем Риме6. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала  деления права на частное и  публичное. Причины этого заключались  не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Основной смысл деления  права на частное и публичное  в этой связи заключается в  том, что таким образом конституционная  формула «человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции  РФ) получает предметно-юридическое  воплощение во всей национальной системе  права. Деление права на частное  и публичное означает юридическое  признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства  и его органов юридически запрещено  или ограничено законом. Тем самым  исключается (юридически) возможность  произвольного вторжения государства  в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы  «прямого приказа» государства и  его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности  и частной инициативы.

Не менее значимо и  то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного  периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма.

Сущность частного права  выражена в его принципах - независимости  и автономии личности, признании  защиты частной собственности, свободы  договора. Частное право - это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. 
Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право - это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право - это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.

Безусловно, что абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов. 
Границы между частным и публичным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в Российской Федерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характер земельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя и сохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменение внутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можно предположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и отрасли законодательства - административно-процессуальное и арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права - процессуальное (судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет «поглощено» гражданским правом.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались  предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно  предположить, что уже произошло отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль). 
Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Характеристика  отраслей российского права.

Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Административное  право - отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.

Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.

Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.

Экологическое право - относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

В систему публичного права  входят и процессуальные отрасли права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуального права предназначены для регулирования деятельности по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеет своим назначением установление порядка и процедуры разрешения судами гражданских дел. 
Международное публичное право - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Информация о работе Система права и система законодательства