Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы — проанализировать основные направления развития и совершенствования права, раскрыть понятие системы права, ее структурных элементов и значения, определить критерии и подход к построению системы права, разобраться в понятиях публичное и частное право, выявить, в чем состоит соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Методологическую базу курсовой работы составляют такие общенаучные методы как исторический, логический анализ, синтез, диалектический, системный и статистический и другие общенаучные методы
Введение ………………………………………………………………………3
Глава1. Основные направления развития и совершенствования права….3
Глава 2.Понятие системы права, ее структурные элементы и значение……5
Глава 3. Определение подхода к построению системы права……………....11
Глава 4. Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь………………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………..…….25
Список нормативных актов и литературных источников.………………27
Системное построение права
означает, что все правовые нормы
находятся между собой в
Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.
Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга»4.
В правоприменительной
Кибернетические свойства системы права
позволяют использовать ее возможности
в информационных целях для создания эффективного
банка данных о позитивном праве.
Глава 3. Определение подхода к построению системы права
Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Действующая система права подразделялась на множество отраслей права. В основу построения системы права прежде всего берутся предмет и метод правого регулирования.
Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:
а) являются устойчивыми
и характеризуются
б) допускают по своим
свойствам возможность
в) существует объективная
потребность в их урегулировании.
В отличие от предмета правового регулирования
метод правового регулирования отвечает
на вопрос, как регулировать, и представляет
собой совокупность юридических приемов
и средств воздействия на общественные
отношения. Особенности метода правового
регулирования характеризуют:
а) основания возникновения прав и обязанностей
сторон регулируемого отношения (таковыми
могут быть административно-правовой
акт, договор, иск и др.);
б) способы взаимосвязи
прав и обязанностей участников правоотношений;
в) характер юридических средств обеспечения
прав и обязанностей в правоотношении
(особенность санкций, юридических процедур
и др.).
На этом основании принято выделять два
основных метода правового регулирования
(рис. 1).
Рис. 1 Методы правового регулирования
Диапозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный - в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление.
Проф. В.С. Нерсесянц указывает на необходимость выделения объекта отраслевой правовой регуляции, т.е. о большой группе однородных общественных отношений, составляющих отдельную, относительно самостоятельную сферу (область) общественной жизни. К таким группам однородных общественных отношений относятся, например, властно-управленческие, имущественные, семейные, земельные, финансовые, предпринимательские, экологические отношения, отношения в сфере социального обеспечения, преступления и наказания, судопроизводства, исполнения приговора и т.д5.
Правовое регулирование этих различных объектов должно осуществляться с учетом особенностей соответствующих общественных отношений, специфики их фактического социального содержания, их особого места и значения в социальной жизни людей и системе общественных отношений в целом.
Публичное и частное право
Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали еще в Древнем Риме6. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.
Иное положение характерно
было для российской правовой системы,
которая длительное время не знала
деления права на частное и
публичное. Причины этого заключались
не в особенностях юридической системы,
а главным образом в отсутствии
института частной
Основной смысл деления
права на частное и публичное
в этой связи заключается в
том, что таким образом
Не менее значимо и
то, что разграничение публично-
и частноправовых начал в условиях
постсоциалистического
Сущность частного права
выражена в его принципах - независимости
и автономии личности, признании
защиты частной собственности, свободы
договора. Частное право - это право,
защищающее интересы лица в его взаимоотношениях
с другими лицами. Оно регулирует
сферы, непосредственное вмешательство
в которые регулирующей деятельности
государства является ограниченным. В
сфере действия частного права индивид
самостоятельно решает, использовать
ему свои права или воздерживаться от
дозволенных действий, заключать договор
с иными лицами или поступать иным образом.
Иное дело сфера действия публичного права.
В публичноправовых отношениях государства
стороны выступают как юридически неравноправные.
Одной из таких сторон всегда выступают
государство либо его орган (должностное
лицо), наделенный властными полномочиями.
В сфере публичного права отношения регулируются
исключительно из единого центра, каковым
является государственная власть. Частное
право - это область свободы, а не необходимости,
децентрализации, а не централизованного
регулирования. Публичное право - это сфера
господства императивных начал, необходимости,
а не автономии воли и частной инициативы.
Система публичного и частного права обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы.
Безусловно, что абсолютной
публично-правовой или частноправовой
отрасли не существует. Публично-правовые
элементы присутствуют в отраслях частного
права, равно как и наоборот. К примеру,
в семейном праве к публично-правовым
элементам относятся судебный порядок
расторжения брака, лишения родительских
прав, взыскания алиментов. В земельном
праве публично-правовой элемент имеет
значительное проявление - определение
порядка землеустройства, предоставления
(отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно
к каждой конкретной отрасли права имеет
место комбинирование этих юридических
приемов.
Границы между частным и публичным правом
исторически подвижны и изменчивы. Так,
изменение в Российской Федерации форм
собственности на землю принципиально
повлияло на характер земельного права,
перешедшего под «юрисдикцию» частного
права (хотя и сохраняя публично-правовые
элементы). Эти же причины обусловливают
изменение внутри отраслей частного и
публичного права. В этом случае можно
говорить о двух тенденциях: внутриотраслевой
консолидации и дифференциации. Так, можно
предположить, что такие отрасли права,
как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное
и отрасли законодательства - административно-процессуальное
и арбитражно-процессуальное, консолидируются
в единую ветвь публичного права - процессуальное
(судебное) право. Высказано предположение
о том, что семейное право будет «поглощено»
гражданским правом.
Что касается внутриотраслевой
дифференциации, то уже сейчас создались
предпосылки для выделения
Система права находится под значительным
влиянием субъективного фактора - нормотворческой
деятельности государства. Соответственно
этот фактор также будет оказывать значительное
влияние на соотношение между частным
и публичным правом. Очевидно, можно предположить,
что если возобладает идея сильного государства,
то это одновременно будет означать усиление
публичноправовых начал в общественной
жизни. Если же принцип связанности государства
правом окажется реальным фактом, то частноправовые
начала будут расширять сферы своего влияния.
Характеристика отраслей российского права.
Конституционное право - ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования - исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия - установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).
Административное право - отрасль публичного права, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношения власти - подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями.
Финансовое право как отрасль публичного права представлена совокупностью норм, посредством которых осуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства. В отличие от административно-правовых финансовые правоотношения - это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права - бюджетного, налогового, банковского.
Уголовное право - отрасль публичного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит из совокупности правовых норм. Нормы уголовного права - это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения - уголовного наказания. Уголовное право как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различных формах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении, понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания и освобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяются условия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения, понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общие положения, принципы и институты уголовного права, то Особенная часть предусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могут быть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны, характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняют одни и те же задачи - защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормы Общей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной части конкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особенная часть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считает преступлениями.
Экологическое право - относительно «молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.
В систему публичного права
входят и процессуальные отрасли
права - уголовно-процессуальное и
гражданско-процессуальное (судебное
право). Нормы уголовно-процессуального
права предназначены для регулирования
деятельности по расследованию, рассмотрению
и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное
право имеет своим назначением установление
порядка и процедуры разрешения судами
гражданских дел.
Международное публичное
право - не являющаяся составной частью
национальной системы права совокупность
норм и принципов, содержащихся в конвенциях,
международных договорах, актах и уставах
международных организаций, которые регулируют
отношения между государствами и иными
участниками международного общения.
Информация о работе Система права и система законодательства