Система судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 07:17, реферат

Краткое описание

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, то есть обеспечить правопорядок

Содержание

…………………………………………………………………..
Понятие судебной системы Российской Федерации
Понятие судебной власти и ее место в системе органов государственной власти Российской Федерации
Понятие, структура и принципы построения судебной системы Российской Федерации
Развитие судебной системы в России
Характеристика судов Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
Суды общей юрисдикции Российской Федерации
Арбитражные суды Российской Федерации
Проблема создания и развития специализированных судов в судебной системе Российской Федерации
Заключение ……………………………………………………………….
Список использованных источников и литературы
……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.98 Кб (Скачать файл)

2) разрешение  споров о компетенции; 

3) толкование  Конституции РФ;

4) дача заключения  о соблюдении порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

 

2.2. Суды общей  юрисдикции Российской Федерации

 

Суды  общей юрисдикции представляют собой  систему судов, рассматривающих  уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в  Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической  систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного  и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству  граждан.

Суды  общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе  РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным  Судом РФ, и подразделяются на две  подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные  уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах  РФ и других воинских соединениях. Все  суды, входящие в систему судов  общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и  структурой. Высшим звеном является Верховный  Суд РФ. В подсистему общих судов  входит среднее звено, состоящее  из Верховных судов республик  в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов  общей юрисдикции включены также  и мировые судьи.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать  уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся  к среднему звену, выполняют также  функции кассационной и надзорной  инстанций.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе  федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов  среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о  судебной системе РФ фиксирует указанное  положение названных судов в  иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые  этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению  к Верховному Суду РФ.

 

2.3. Арбитражные суды Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Законодательство об арбитражных  судах находится в ведении  Российской Федерации. Полномочия, порядок  образования и деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным  конституционным законом "Об Арбитражных  судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г. и другими федеральными конституционными законами.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- федеральные арбитражные суды округов;

- арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. субъектов РФ.

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических  споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Основными задачами арбитражных  судов в Российской Федерации  при рассмотрении подведомственных им споров являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К экономическим  спорам, разрешаемым арбитражным  судом, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено  законом или передача разногласий  по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

об изменении  условий или о расторжении  договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

о признании  права собственности;

об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного  владения;

о нарушении  прав собственника или иного законного  владельца, не связанном с лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании  недействительными (полностью или  частично) ненормативных актов государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, если эти акты не соответствуют законам (иным нормативным  правовым актам) и нарушают права  и законные интересы юридических  лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя;

о защите чести, достоинства и деловой репутации;

о признании  не подлежащим исполнению исполнительного  или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонения от государственной  регистрации юридического лица или  гражданина, имеющего статус индивидуального  предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена  законом;

о взыскании  с юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального  предпринимателя, штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые осуществляют контрольные функции, если федеральным  законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных  органами, осуществляющими контрольные  функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает иные дела, в  том числе:

об установлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих  статус индивидуального предпринимателя, в сфере экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и  граждан, имеющих статус индивидуального  предпринимателя.[12]

В некоторых  случаях арбитражному суду подведомственны  дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя. Арбитражный суд  рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных  организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без  гражданства, осуществляющих предпринимательскую  деятельность, если иное не предусмотрено  международным договором Российской Федерации. К подведомственности арбитражного суда федеральным законом могут  быть отнесены и другие дела [ст. 22,12].

Возглавляет систему арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд  РФ. Это вышестоящая судебная инстанция  по отношению к федеральным арбитражным  судам округов и арбитражным  судам субъектов Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший  Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Председатель назначается на должность Советом  Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному  на заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, но дополнительно требуется  представление Председателя Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Созданный в  соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов  законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел. Вступившие в  законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных  судов обязательны для всех государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных  лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.(баглай  694-695)

 

Глава 3. Проблема создания и развития специализированных судов в судебной системе Российской Федерации

 

В последнее время часто выдвигаются  предложения о создании специализированных судов, т.е. судов, рассматривающих конкретные категории дел (трудовые, семейные, налоговые, административные и т.д.). 
Законом "О судебной системе РФ" предусмотрена возможность создания подобных специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.

В части первой 26 статьи Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" указано: "...специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон". Таким образом, на эти суды возложено разбирательство некоторых категорий дел, и поэтому рассмотрение уголовных дел, дел в порядке конституционного судопроизводства в их компетенцию входить не будет. 
 К специализированным федеральным судам не относятся военные, арбитражные и некоторые другие суды. Они не являются и чрезвычайными, так как их формирование не обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами. Эти суды не представляют интересы какого-либо ведомства и не могут быть причислены к специальным, существовавшим ранее. Специализированные суды включены в систему федеральных судов общей юрисдикции, что предусмотрено ст. 4 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Как известно, в районных судах общей юрисдикции уже существует специализация судей по рассмотрению уголовных, гражданских дел. Однако в рамках районного федерального суда невозможно полностью обеспечить специализацию суда и судей, т.к. судьи, рассматривающие, например, гражданские дела, вынуждены рассматривать и уголовные, а также об административных правонарушениях.

Цель специализированных судов заключается в рассмотрении определенных категорий дел, например трудовых споров. Это предполагает специализацию судей, повышение их квалификации, обещает привести к единообразному применению законодательства, к сокращению количества судебных ошибок. Представляется, что специализированные суды объективно смогут улучшить качество рассмотрения дел, способствовать их быстрому разбирательству. Чтобы реализовать их потенциальные преимущества, к судьям, намеревающимся работать в них, следует предъявлять дополнительные требования. Во-первых, они должны обладать углубленными знаниями в некоторых отраслях права, во-вторых, опытом работы в других федеральных судах. 
 Специализированные суды уже длительное время существуют за рубежом. Так, во многих штатах США действуют суды специальной юрисдикции (либо самостоятельно, либо при окружных судах). Это суды по налогам, по земельным спорам, по претензиям к властям, по делам о наследовании, о нарушении правил дорожного движения и т.п. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко соединяющие в себе и функции семейных судов.1 В Норвегии специальные суды рассматривают гражданские и уголовные дела по вопросам, связанным с рыболовством.2

В России специализированные федеральные  суды будут рассматривать по первой инстанции. Судебное разбирательство  может происходить как единолично, так и с участием народных заседателей. Обжаловать решения можно будет  в вышестоящих федеральных судах  общей юрисдикции - верховных судах  республик, краевых, областных, в судах  городов федерального значения, автономной области, автономных округов, в Верховном  Суде РФ. Между тем в юридической  литературе отмечается, что "для  создания специализированных судов  необходима собственная система, отделенная от судов общей юрисдикции, включая кассационные и надзорные инстанции. В противном случае эффект от их создания будет минимальный.3 В то же время, например в ФРГ, существуют специализированные трудовые суды, состоящие из трех уровней: окружные трудовые суды, земельные трудовые суды, Высший федеральный трудовой суд (г. Кассель)".4 Однако Закон "О судебной системе Российской Федерации" создание системы специализированных федеральных судов не предусмотрел. Возможно, в обозримом будущем следует ожидать образования специализированных составов в вышестоящих судах, затем коллегий и вышестоящих федеральных судов второй инстанции. 
 Между тем в связи с созданием этих судов может возникнуть потребность в изменении имеющихся процедур судопроизводства. Более того, не исключено формирование других самостоятельных видов судопроизводства и соответственно возникновение новых видов юстиции, например трудовой. Все это, в конечном счете, должно способствовать совершенствованию законодательства, охраны прав и свобод человека и гражданина. 
 Финансирование специализированных судов так же, как и других федеральных судов, должно обеспечить их независимость - оно будет осуществляться на основе утвержденных законом нормативов и должно быть указано отдельными строками в федеральном бюджете. 
Организационное обеспечение специализированных судов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. 
 Аппарат специализированного суда будет заниматься обеспечением работы суда и подчиняться председателю суда, может создаваться и такая должность, как администратор суда.

Информация о работе Система судов