Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 05:49, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить современный законотворчества в Российской Федерации.
Достижение этой цели будет путем решения следующих задач:
- Дать понятие законотворчества;
- Дать классификацию законотворчества;
- Рассмотрим основные принципы правотворчества;
- Опишите законотворческий процесс этапа.
Введение 3
1 Сущность правотворчества 4
1.1 Понятие правотворчества 4
1.2 Способы и виды правотворчества 7
2 Принципы и механизм правотворчества 15
2.1 Принципы правотворчества 15
2.2 Стадии правотворческого процесса 22
Заключение 28
Глоссарий 29
Список использованных источников 30
В зависимости от субъектов, инициирующих процесс правотворчества и его особенностей, различают три основные формы правотворчества:
Рассмотрим более подробно особенности правотворческой деятельности перечисленных выше субъектов. Принятие нормативных актов органом государства – эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная Дума, представительные органы республик, входящих в состав РФ, краевые, областные, автономные области, автономные округа, города федерального значения, местные органы власти. Референдум как вид правотворчества получает все большее распространение и представляет собой форму непосредственного участия народа в правотворчестве. Референдум, то есть принятие закона путем всенародного голосования, – это один из путей развития демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Последней из вышеперечисленных форм правотворчества являются нормативные соглашения, которые содержат обязательные для исполнения правовые предписания. Они все шире используются в правотворческой практике государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права, и их юридическая сила зачастую неодинакова.
В зависимости от юридической природы процесса создания норм права различными органами государства к видам правотворческой деятельности относят законотворчество и подзаконное нормотворчество. Законотворчество – важнейшая часть правотворческой деятельности государства. Большинство авторов, рассматривая понятия, принципы и особенно стадии правотворчества, имеют в виду именно законотворческий процесс. Это объясняется тем, что законотворчество представляет собой процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой и тем, что механизм принятия нормативного акта в высших органах государственной власти отличается от подзаконного нормотворчества следующими особенностями:
1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы;
2) строгой процедурой
3) последовательной сменой
4) множественностью средств юриди
5) обусловленностью юридического содержания правотворческого акта кругом регулируемых отношений.
Перечисленные выше особенности позволяют установить, что подзаконное нормотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его высшим, представительным органам. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в том, что в определенных случаях решение вопроса правовой регламентации целесообразнее передать на более низкий уровень. Вследствие этого происходит передача правотворческих полномочий другим субъектам нормотворчества. Конечно, подзаконное нормотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Среди достоинств можно выделить оперативность; гибкость и меньшую формальность; компетентность соответствующих органов, знание ими местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения. К недостаткам подзаконного нормотворчества могут быть отнесены закрытость процесса принятия правового решения, сложность обзора и применения норм из-за большого числа нормативных актов, отсутствие контроля общества за правотворческой работой и другие. Хотя очевидно, что именно подзаконное нормотворчество является тем реальным правовым регулятором, который позволяет оперативно реагировать на определенную область общественных отношений и уточнять, дополнять законы. Но, тем не менее, именно подзаконное нормотворчество, его специфика и нормативная основа наименее исследованы учеными25.
Первая часть
обсуждает представлены в научной литературе
по теории государства и права основных
точек зрения на определение «правотворчества»
и раскрытия его содержания, предлагаемого
альтернативного классификации законотворчества.
На основании исследований, проведенных
в первой главе курсовой работы, следующим
выводам.
Под правотворчества необходимо понимать процессуальные (процедурные) деятельность субъектов, наделенных нормативной компетенции для принятия, изменения и отмены правовых норм на основе принципов правотворчества и использования методов и механизмов юридической техники.
Смысл "правотворчества" следует рассматривать как сложной правовой концепции, которая включает: субъекты, методы, виды и формы правотворчества.
Виды и формы правотворчества можно рассматривать как тождественные понятия. Они, в свою очередь, делятся на основных и специальных видов (форм) законотворчества.
Специальные формы законотворчества (объявленные, делегированные, договор, аварийного) имеют некоторые отличия в плане их содержания, принятия и реализации.
Во второй
части мы рассмотрели различные принципы
правотворчества, было предложено классифицировать
принципы правотворчества на три подгруппы:
общие принципы правотворчества; принципы
законотворчества; принципы нормотворчества. Также обсуждались
этапы законотворческого процесса: подготовка
регулирования и его принятия, что, в свою
очередь распадаются на ряд этапов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Делегированное правотворчество |
правотворчество по поручению, т.е. передача своих правотворческих полномочий от одного субъекта правотворчества другому субъекту |
2 |
Договорное правотворчество |
заключение различного рода договоров, соглашений между государственными органами и иными органами и субъектами правотворчества на договорной основе |
3 |
Законодательная инициатива |
право внесения законопроектов в парламент в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой |
4 |
Законотворческая деятельность |
составная часть правотворчества, технологический процесс создания, изменения и обнародования закона |
5 |
Законотворчество |
процесс создания закона как особого правового акта, обладающего высшей юридической силой |
6 |
Нормативный правовой акт |
акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определенными субъектами и содержит норму права |
7 |
Правотворчество |
процедурная (процессуальная) деятельность субъектов, наделенных правотворческой компетенцией, по принятию, изменению и отмене юридических норм на основе принципов правотворчества и с использованием приемов и механизмов юридической техники |
8 |
Признание государством форм права |
признание государством юридических актов, принятых негосударственными органами, в качестве источников права |
9 |
Процесс создания нормативно-правового акта |
совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами |
10 |
Референдум |
принятие закона путем всенародного голосования |
11 |
Санкционированное правотворчество |
утверждение норм государственными органами, которые сложились независимо от них, в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями |
1 |
Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. – М.: Норма, 2011. – 576 с. |
2 |
Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права / В.Н.Корнев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – Т.8. – №4. – С.35-42. |
3 |
Костенко, М.А. Общие понятия и современные проблемы процесса правотворчества в Российской Федерации / М.А.Костенко, О.В.Феофилова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2003. – Т.34. – №5. – С.268-271. |
4 |
Кулешова Н.Н. О некоторых проблемах правотворчества в условиях федеративной государственности / Н.Н.Кулешова // Человек: преступление и наказание. – 2010. – №3. – С.31-33. |
5 |
Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: проспект, 2011. – 640 с. |
6 |
Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В.Мелехин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. – 633 стр. |
7 |
Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – 563 с. |
8 |
Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – 576 с. |
9 |
Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник / Л.П.Рассказов. – М.: РИОР, 2008. – 462 с. |
10 |
Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – 635 с. |
11 |
Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И.Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 704 с. |
12 |
Чистяков, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н. М. Чистяков; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – М.: КноРус, 2010. – 288 с. |
13 |
Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.45-53. |
14 |
Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.22-24. |
А |
|
Б |
|
1 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.45.
2 Енгибарян, Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Р.В.Енгибарян, Ю.К.Краснов. – М.: Норма, 2011. – С.453.
3 Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И.Червонюк. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.379.
4 Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник / Л.П.Рассказов. – М.: РИОР, 2008. – С.312.
5 Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – С.447.
6 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.548.
7 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.46.
8 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.363-364.
9 Рассолов, М.М. Теория государства и права: учебник / М.М.Рассолов. – М.: Юрайт, 2010. – С.452-453.
10 Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник / А.В.Мелехин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. – С.305.
11 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.
12 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.
13 Шамаров, В.М. К вопросу о содержании понятия «правотворчество» в учебной юридической литературе / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2012. – №2. – С.50.
14 Оксамытный, В.В. Теория государства и права: учебник / В.В.Оксамытный. – М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004. – С.378.
15 Чистяков, Н.М. Теория государства и права: учебное пособие / Н. М. Чистяков; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. – М.: КноРус, 2010. – С.163.
16 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.22.
17 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.365.
18 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.364.
19 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.551.
20 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.23.
21 Радько, Т.Н. Теория государства и права: учебник / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2009. – С.365.
22 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2011. – С.551.
23 Шамаров, В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание / В.М.Шамаров // Вестник Екатерининского института. – 2009. – №2. – С.24.