Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:15, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение взаимосвязи между государством и правом.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
Рассмотреть понятие и признаки государства.
Рассмотреть понятие и признаки права.
Рассмотреть влияние государства на право.
Рассмотреть влияние права на государство.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятия и признаки государства и права 5
1.1 Понятие и признаки государства 5 1.2 Понятия и признаки права 8
2 Концепции соотношения государства и права 15
2.1 Общая часть 15
2.2 Этатистско-тоталитарная концепция воздействия государства на право 16
2.3 Либерально-демократическая концепция воздействия права на государство 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном изолировании от государства. Вместе с тем роль государства в право-образовательном процессе достаточно специфична. По–настоящему государство вмешивается в право–образовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем:
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.
Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организованные юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.
Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым устанавливается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением. Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политика государства, позволяющая наиболее рационально и в интересах общества использовать правовой инструментарий [3, c. 545].
В данном параграфе была рассмотрена этатистско–тоталитарная концепция. Основные характеристики и принципы воздействия государства на право. Согласно данной концепции, государство является главным институтом общества, организатором экономической и других сфер жизни общества. Государство устанавливает определенный правопорядок, защищает и охраняет общество. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики.
2.3 Либерально-демократическая концепция
воздействия права на государство
Эта концепция основывается на идеи связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать государство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.
«Либерально–демократический подход получил в последнее время наибольшее признание[21, c. 189].»
«Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: во–первых, во внутренней организации государства и во-вторых, в его деятельности.»
Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.
С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
«Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованое управление социальными процессами с помощью правового инструментария [11, c. 56].» Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще-социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.
Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:
Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом.
«В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство [19, c. 284].» Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.
Вывод: В данном параграфе была рассмотрена либерально- демократическая концепция. Основные характеристики и принципы воздействия права на государство. В данной концепции считается, что право первично. Зависимость государства от права проявляется: во внутренней организации государства и в его деятельности. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Право выступает в современных условиях языком общения государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель исследования достигнута путем реализации поставленных задач.
Курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов. В первой главе разобраны понятия государство и право, их признаки. Во второй главе показаны основные точки соприкосновения государства и права, их влияние друг на друга и взаимодействие.
Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, «ведения общих дел», призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала.
Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты «всех против всех» (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.
Тем не менее, государство и право - относительно самостоятельные явления, и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. По выражению М.А. Аржанова, «государство и право ни на минуту не остаются наедине, с глазу на глаз». У каждого из них своя жизнь, свои цели, задачи, методы. Они взаимодействуют, но не сливаются, не поглощают друг друга.
Особенности реального взаимодействия государства и права в решающей степени зависят от характера того общества, в котором они существуют, - демократическое оно или тоталитарное, правовое или неправовое, гражданское иди негражданское. Отсюда - разные воззрения на рассматриваемый вопрос.
С момента своего зарождения государство и право связаны между собой, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ