Соотношение прав человека и прав нации и народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 03:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение прав человека в мире и прав нации и народа в целом.
Главная задача, поставленная в данной работе – это соотнести права человека с правами нации и народа и проследить их взаимосвязь между собой. Выводы по данной работе приведены в заключении.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по ТГиП Соотношение Прав человека и прав нации и народа..docx

— 305.67 Кб (Скачать файл)

Перечень, содержащийся в «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», несколько иной, в нем отсутствуют некоторые права, названные в «Международном пакте о гражданских и политических правах» неотъемлемыми, но зато фигурируют некоторые права, которые не упомянуты в Пакте как не подлежащие ограничениям. Согласно п. 2 статьи 15 Конвенции такими правами являются:

  • право на жизнь (статья 2);
  • запрет пыток и унижающего достоинство обращения и наказания (статья 3); запрет рабства (статья 4);
  • запрет обратного действия уголовного закона (статья 7);
  • запрет повторного преследования по одинаковым основаниям (п. 3 статьи 4 Дополнительного протокола N 7),
  • отмена смертной казни (статья 3 Дополнительного протокола N 6 и Дополнительный протокол N 13).

 Согласно статье 27 «Американской конвенции о правах человека» (1969г.) абсолютными являются 11 прав.

По способу формулировки выделяют позитивные и негативные права.

Позитивные права представляют собой установление и закрепление обладания определенным правом. При этом используются формулировки: "имеет право", "вправе", "может" и т.д. Закрепление негативных прав предполагает запрещение нарушать или ограничивать определенное право. Характерными фразами в данном случае являются: "никто не должен подвергаться...", "запрещается...", "не допускается...".5

По способу обеспечения прав (или в зависимости от роли государства в их осуществлении) права и свободы также можно разделить на позитивные и негативные.

Негативные права главным образом гарантируются и обеспечиваются путем невмешательства государства и третьих лиц при их осуществлении. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Для реализации позитивных прав от государства требуются определенные усилия и средства, в том числе материальные. Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия.

Так, гражданские и политические права являются негативными, а социально-экономические права - позитивными. При этом не нужно забывать, что даже при обеспечении гражданских и политических прав на государства в определенном объеме налагаются позитивные обязательства. Например, согласно практике Европейского суда по правам человека запрещение пыток и жестокого обращения предполагает обязательство государственных органов провести эффективное расследование в подобных случаях.

По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это - право на справедливое судебное разбирательство: право на беспрепятственный доступ к правосудию; право на судебное разбирательство в разумный срок; право на защиту; право не свидетельствовать против себя; а также все другие права и гарантии лица, "оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов"6 (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

 

По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др.

Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

По сфере реализации выделяют личные (естественные и гражданские), политические, социально-экономические, культурные права.

Данная классификация имеет, пожалуй, наибольшее практическое значение, так как она отражает специфику характера прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности, в которых они реализуются. Как правило, в соответствии с данной классификацией права и свободы излагаются в национальном законодательстве, в первую очередь в конституциях. В большинстве международных и национальных актов данное разделение прав и свобод прямо не делается, но в изложении заметно объединение прав и свобод по указанным критериям.

Личные (естественные и гражданские) права - это те права, которыми человек наделен от рождения, и государства обязаны воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Эти права необходимы для охраны свободы и достоинства лица как человеческой личности и члена гражданского общества, обеспечивают неприкосновенность индивидуальной, частной жизни. К политическим правам относятся права, связанные с участием в управлении обществом и государством. Экономические и социальные права обеспечивают условия для достойной жизни и свободного развития человека, что предполагает развитие и государственное регулирование социальной сферы. Культурные права гарантируют духовное развитие человека и обеспечивают возможность творческой самореализации личности и участие в культурной жизни общества.

Хотя эта классификация является самой полезной, поскольку разделяет права по их природе, контролю, содержанию, но в данном случае также нарушается принцип единства прав человека. Трудность  состоит в том, что не существует четких критериев по которым то или иное право можно отнести к гражданским или к социальным, экономическим, культурным (например, право собственности, право на вступление в брак, право на забастовку и др.).

В соответствии с представленной классификацией права были поделены по концептуальным и по политическим основаниям. Это объясняется различным подходом государств к юридической силе разных категорий прав. Причиной является разная природа данных прав. Как уже отмечалось, гражданские и политические права являются негативными, т.е. главным образом гарантируют невмешательство государства и третьих лиц при их осуществлении; социально-экономические права - это позитивные права, для реализации которых от государства требуются определенные усилия и средства, в том числе материальные, что предполагает определенный уровень экономического развития. В то же время основные права и свободы человека и гражданина определяют меру возможного поведения индивида в различных сферах жизнедеятельности личности и общества, что обусловливает четко выраженную специфику самих прав и свобод.

Поэтому большинство государств исходят из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно быть реализованы всеми государствами, а социально-экономические и культурные права являются целями и стандартами, к достижению которых они должны постоянно стремиться, учитывая свой уровень экономического развития. Исходя из этого, личные и политические права (права первого поколения), как правило, закрепляются в первых разделах национальных конституций и обеспечиваются надежными, в том числе судебными, гарантиями. В то же время социально-экономические права (права второго поколения) не относят к "классическим" и зачастую закрепляют их в качестве принципов и целей социальной политики.7

В рамках ООН в 1966 г. вместо одного было принято два отдельных «Пакта по правам человека» (о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах). Причем для защиты прав первого поколения факультативным протоколом 1966 г. К Международному пакту о гражданских и политических правах предусмотрена возможность подачи индивидуальных жалоб в международный орган - Комитет по правам человека. В Международном «Пакте об экономических, социальных и культурных правах» в случае нарушения социально-экономических прав такой механизм не предусмотрен. Однако справедливости ради нужно отметить, что в преамбулах данных документов содержится указание на тесную связь между всеми категориями прав и возможность достижения "идеала свободной человеческой личности" только при условии, что каждый сможет пользоваться совокупностью всех этих прав.

В рамках Совета Европы сформировалась система, аналогичная системе ООН, где права первого поколения закреплены в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» и обеспечены надежным и четким механизмом контроля и защиты со стороны Европейского суда по правам человек (см. Приложение 1 как образец письма при обращении гражданина России в Европейский суд по правам человека). Основополагающие социальные и экономические права нашли свое отражение в Европейской социальной Хартии 1961 г., (пересмотренной в 1996 г.). В отличие от Европейской «Конвенции о защите прав человека и основных свобод», «Европейская социальная Хартия» носит в значительной мере рамочный и программный характер и обладает некоторыми недостатками, связанными с характером и природой закрепленных в ней прав:

- ее контрольный механизм  не закрепляет право индивидуальных  жалоб и не предусматривает  судебных органов;

- права, закрепленные в  ней, распространяются исключительно на граждан государств - участников данного договора;

- государства имеют возможность  не брать обязательство по  выполнению всех положений Хартии, а выбрать для себя в качестве обязательных лишь определенное количество норм (селективные обязательства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. Права нации, народа

 

2.1. Право наций, народов на самоопределение

 

Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни; общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры. Термином «народ» называют самые различные формы национальной и этнической общности людей. Нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п. 2 статьи 1). Сама Организация на основе этого принципа преследует цель развивать дружественные отношения между нациями. В порядке имплементации данного принципа ООН создала под своим руководством международную систему опеки для управления теми территориями, которые включены в нее индивидуальными соглашениями, и для наблюдения за этими территориями. Согласно статьи 76 Устава ООН одной из основных задач системы опеки является способствование политическому, экономическому и социальному прогрессу населения территорий под опекой, его прогрессу в области образования и его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов был развит и конкретизирован в «Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам», единогласно принятой Генеральной Ассамблеей ООН на XV сессии 14 декабря 1960г. В преамбуле «Декларации» отмечается, что «все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории». Народы в собственных интересах могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не нарушая каких бы то ни было обязательств, вытекающих из основанного на принципе взаимной выгоды международного экономического сотрудничества и норм международного права. Декларация провозглашает следующие принципы и обязательные условия предоставления независимости колониальным странам и народам:

    • подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицанием основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире;
    • все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие;
    • недостаточная политическая, экономическая и социальная подготовленность в области образования никогда не должны использоваться как предлог для задержки достижения независимости;
    • любые военные действия или репрессивные меры какого бы то ни было характера, направленные против зависимых народов, должны быть прекращены,  чтобы предоставить им возможность осуществить в условиях мира и свободы свое право на полную независимость; целостность их национальных территорий должна уважаться;
    • в подопечных и несамоуправляющихся территориях, а также во всех других территориях, еще не достигших независимости, должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий в соответствии со свободно выраженными ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, религии или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой;
    • всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Нормативный характер этого единогласно принятого документа четко выражен в ее статье 7, содержащем прямое указание на обязанность государств «строго и добросовестно соблюдать положения… настоящей Декларации».

Данный принцип конкретизирован также в «Декларации о принципах международного права» 1970 г., во «Всеобщей декларации прав человека» 1948 г., «Международных пактах о правах человека» 1966 г., «Заключительном акте Совещания в Хельсинки» 1975 г. и во многих других источниках международного права1.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов.

Информация о работе Соотношение прав человека и прав нации и народа