Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы – определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
Дать определение понятию суверенитет и рассмотреть концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета.
Рассмотреть признаки суверенитета как правовой категории.
Рассмотреть проблемы суверенитета на современном этапе.
Введение ………………………………………………………………………………
3
1. Понятие суверенитета и его признаки..................................................................
5
1.1
Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета....................................................................................................
5
1.2
Сущностные признаки суверенитета как правовой категории ...................
10
2 Суверенитет государства в современном мире......................................................
16
2.1
Суверенитет государства и глобализация.....................................................
16
2.2
Россия - субъект государственного суверенитета........................................
21
Заключение ……………………………………………………………………………
28
Глоссарий ……………………………………………………………………………..
30
Список использованных источников
Данное управление занималось бы решением их проблем, связано с усилением наиболее опасной глобальной тенденции современного развития мира - увеличением экономического неравенства, бедности, а также разделения богатых развитых и бедных развивающихся государств и групп государств. 17
Во многих государствах-членах ООН правительства не способны создать нормальные условия для экономического развития и жизни своих граждан, фактически не контролируют государственную территорию. В основном это государства Африканского континента и Азии. ВНП таких государств сокращается и в абсолютном, и в относительном выражении. Среди их населения нарастает агрессия как против своих собственных правителей, так и против внешнего мира. Доступная информационная прозрачность современного мира позволяет получать информацию из жизни «благополучного» мира.18
Просвещенные граждане этих государств понимают, что в условиях глобализации, у них мало шансов вырваться, поскольку накопленный развитыми государствами уровень образования населения и человеческий капитал позволяют постоянно увеличивать разрыв. В результате глобализации и изменения геополитической ситуации в мире большинство государств стали слабей в их способности действовать односторонне через внутреннее законодательство, но сильней - используя различные многосторонние международные формы.
Однако именно на государственной власти лежит ответственность перед своими народами относительно принятия решений, - какие именно полномочия суверенного государства передавать в ведение международных организаций.
Глобализация создает мощный стимул для реализации прав государства и проведения стабильной государственной экономической политики. Без пересмотра приоритетов и укрепления государственных учреждений по традиционным и новым направлениям деятельности государств, нельзя воспользоваться возможностями глобализации, а связанные с ней риски невозможно нейтрализовать.
Вместе с тем не верным будет и утверждение, что глобализация ведет к ограничению национального суверенитета.
Опасения по поводу того, что глобализация экономики ведет к отмене государственных правил и ограничений, регулирующих предпринимательскую деятельность, не всегда оправданы.
Роль государства в условиях глобализации не ослабевает и не утрачивает своего значения, но становится более важной с точки зрения создания благоприятных условий для частного сектора и осуществления контролирующей деятельности правительств более эффективным образом, направляя ресурсы в продуктивный частный сектор, а также неправительственным организациям.
Вместе с тем, говорить о создании мирового правительства в настоящее время не представляется возможным ни с точки зрения политической целесообразности, ни с точки зрения административной эффективности. Несмотря на признание коллективных интересов международного сообщества, и глобальных общественных благ, допускающих определенные добровольные ограничения в своих внешних и внутригосударственных экономических функциях, ни одно государство не поступится своим суверенитетом, в проведении своей государственной политики в условиях глобализации.
Проведение национальной политики суверенными субъектами международного права увязывается и корректируется с учетом требований экономической глобализации, но не предполагает создания универсальной надгосударственной структуры подобной глобальному правительству. В этой связи, неверно будет приравнивать существующее глобальное экономическое управление определенных международных организаций к возможностям функционирования глобального правительства.19
Уважение международных обязательств во многом обусловлено соотношением сил на международной арене, а не только внутренними и внешними факторами.
Все более важным
элементом утверждения
Следует также исходить из того, что «развитие человечества в чем-то остается непредсказуемым процессом. Право не поспевает за общественным процессом, каким бы совершенным оно не было, и назревшие изменения в праве, возможно, не всегда смогут осуществляться правовыми средствами».
Трудно согласиться с позицией А.С. Фещенко, который утверждает, что «комплекс факторов, определяющих суверенитет, с течением времени, в результате развития мирового сообщества меняется. Меняется и сам суверенитет, его границы и содержание»5. Безусловно, изменения происходят, но они касаются объема и содержания прав государств, предопределенных суверенитетом, но не самого суверенитета.
В результате усиления политической и экономической интеграции мировой экономики суверенитет государств в результате развития глобализации и деятельности надгосударственных организаций скорее преобразовывается, чем ограничивается.20
Участие государств в многостороннем общении и международных организациях путем реализации любого объема и качества своих неотъемлемых прав является не ограничением, а реализацией суверенитета, даже если речь идет правах, которые государства обычно относят к внутригосударственной компетенции. Рамки реализации государственных прав обусловлены, прежде всего, взаимной заинтересованностью государств уважать суверенитет и независимость других государств.
Неограниченность государственного суверенитета следует рассматривать как правовую неограниченность, а не как фактическое всемогущество государства.
По мнению В.А.Соколова: «Неограниченность суверенитета не может рассматриваться как неограниченность международным правом, а только как свобода государства поступать так, как оно считает необходимым в рамках права, не подчиняясь какой бы то ни было чужой власти». Правовой свободе, прежде всего, соответствует обязанность государства не вторгаться в сферы, относящиеся к внутренней компетенции других государств.
Суверенную государственную власть можно считать безграничной только в том смысле, что никакая другая власть юридически не может воспрепятствовать ей в изменении ее собственного правопорядка.21
Общепризнанно, что в международных отношениях деятельность государства становится все более зависимой от принятых международных обязательств. Ошибочной следует признать точку зрения В.А.Василенко, согласно которой суверенитет государства во всех его проявлениях существует лишь как относительный, ограниченный правом: «суверенитет государства ограничен внутренним (в правовом государстве) и международным правом».22
Напротив, внутренняя компетенция государства «не уменьшает и не увеличивает его суверенитет», а «установление международным правом юридических пределов свободы внешнеполитических действий государств есть не ограничение суверенитета, а наоборот, утверждение государственной независимости в международных отношениях».
Современное международное право обусловлено существованием суверенитета как свойства государства и необходимый инструмент межгосударственного сотрудничества. В.А.Василенко в своих работах неоднократно справедливо утверждал, что «международное право не ограничивает государственный суверенитет, а является наиболее доступной мерой согласования и координации суверенных воль государств, проистекающих из суверенитета».
Государство свободно распоряжаться собственным суверенитетом. Эта свобода может выражаться в полном отказе от суверенитета.
По мнению С.В.Черниченко: «Государство, являясь суверенным, вправе решать собственную судьбу, в том числе ...вплоть до полной утраты суверенитета».
2.2 Россия - субъект государственного суверенитета
На основе Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 года первым съездом народных депутатов РСФСР, субъектом государственного суверенитета признается Россия. По Конституции РФ 1993 года, «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность ее территории» (ст.4 Конституции РФ).
Государственная целостность РФ — конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что Российская Федерация представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права.
Государственный суверенитет России формируется по воле единого многонационального народа, а также по воле субъектов Российской Федерации, самоопределившихся в Российскую Федерацию народов (ст.5, ч.3 Конституции РФ).
Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию — односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67).
На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов.23
В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала. 24
В 2007 г. президентом РФ была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. «Суверенитет — это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет — не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия — такая страна, которая... будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет».25 Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.
Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. И как отмечает в своей статье Валерий Зорькин: «В отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории».26
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сильное государство — ядро национальной и экономической безопасности.27
Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается необходимость суверенитета для России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов.
Сегодня конституционно-правовое регулирование суверенитета Российской Федерации можно рассматривать как одну из проблем укрепления суверенитета.
Основной причиной слабости и ограниченности правового механизма укрепления суверенитета Российской Федерации в современных условиях является неполнота, фрагментарность и явная бессистемность правового регулирования этого механизма, с одной стороны, и противоречивость, а также декларативность этого регулирования, с другой стороны. Эта причина обусловлена непониманием или нежеланием государственной власти понять диалектическую взаимозависимость реальности, стабильности, прочности и незыблемости суверенитета от основополагающих факторов общественного развития - экономики, политики, общественного сознания (идеологии) и культуры данного общества и государства.
Разрушение Советского Союза, коренное изменение соотношения социально-политических сил на мировой арене, переход к однополярному миру, усиление влияния США на мировые процессы, резкое ослабление Российской Федерации, утрата ею статуса мировой державы и былого влияния на международную политику, внутренняя и внешняя нестабильность и неустойчивость, мощное давление на власть и политику государства изнутри и извне создали реальную возможность и опасность не только ослабления, но и последующего усиления ее зависимости от других стран и даже полной потери своей территориальной целостности, самостоятельности и независимости. При этом политические факторы ослабления суверенитета имеют устойчивую тенденцию к возрастанию, и они полностью превалируют над юридическими постулатами о сохранении и укреплении суверенитета Российской Федерации.
Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях