Суверенитет государства в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы – определить, что такое суверенитет государства и охарактеризовать государственный суверенитет Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
Дать определение понятию суверенитет и рассмотреть концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета.
Рассмотреть признаки суверенитета как правовой категории.
Рассмотреть проблемы суверенитета на современном этапе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………
3
1. Понятие суверенитета и его признаки..................................................................
5
1.1
Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета....................................................................................................

5
1.2
Сущностные признаки суверенитета как правовой категории ...................
10
2 Суверенитет государства в современном мире......................................................
16
2.1
Суверенитет государства и глобализация.....................................................
16
2.2
Россия - субъект государственного суверенитета........................................
21
Заключение ……………………………………………………………………………
28
Глоссарий ……………………………………………………………………………..
30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Суверенитет.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Направления укрепления суверенитета Российской Федерации определяются устранением противоречий, ослабляющих или разрушающих факторы и условия его формирования. На практике это означает снятие или, по крайней мере, минимизацию внутренних и внешних угроз ее суверенитету.

Системный характер причин, подрывающих суверенитет Российской Федерации, требует и системы социально-экономических, политических, юридических, духовных (идейно-культурных) мер его укрепления.

При этом такие меры предполагают диалектическое сочетание и единство национально-государственных и международных, равно как и социально-политических и правовых направлений такого укрепления.

Основой системы направлений сохранения и укрепления суверенитета являются:

- существенные коррективы социально-экономического курса страны, его ориентация на устойчивые модели экономического развития, приоритет производительной сферы общественного производства;

-кардинальные изменения всей  системы социального управления, его принципов и механизма;

-коррективы внутренней и внешней  политики России в направлении  разрешения острых внутренних  экономических и социальных антагонизмов, устранения имеющихся социально-экономических  проблем, достижения подлинной самодостаточности  во всех сферах общественной жизни;

-совершенствование национально-государственного  устройства страны на основе  дальнейшего развития его конституционно-правовой  базы, четкого и принципиально - единого  административно-территориального  деления и разграничения полномочий  между федерацией и ее субъектами;

-достижение морально-политического  единства общества на основе  курса на сближение и сотрудничество  между ведущими социальными общностями  и слоями населения; всемерное  сохранение и укрепление мощи  и военной мощи, а также границ государства на основе эффективной оборонной и военной политики.

Правовое регулирование составляет основу основ правового механизма укрепления суверенитета. Учитывая системный характер и диалектическую взаимозависимость угроз суверенитету Российской Федерации, основные направления совершенствования правового регулирования сохранения и укрепления ее суверенитета охватывают:

-устранение множественности, разнородности  нормативно-правовых актов и правовых  норм, регулирующих этот механизм;

-принятие единого системного законодательного акта, регулирующего механизм этого обеспечения;

-установление системности и  внутренней связи между различными  нормативно-правовыми актами и  правовыми нормами, имеющими единый  предмет правового регулирования;

-баланс предписывающих, разрешительных и дозволяющих, а также ограничивающих правовых норм и нормативно-правовых актов, составляющих правовую базу укрепления суверенитета;

-возвышение уровня правового  регулирования суверенитета путем  изменения правового статуса  действующих законодательных актов, придания им юридической силы законов прямого действия и отмены или тщательной систематизации ведомственных нормативно-правовых актов, ревизия, систематизация путем отмены или изменения (ведомственных) нормативных актов, регулирующих борьбу с нарушениями суверенитета и посягательствами на него, придание им большей юридической силы;

-реструктуризация и существенные  поправки в нормативно-правовые  акты, регулирующие военную мощь  государства, обеспечивающие и гарантирующие  реальность сохранения и укрепления вооруженной защиты суверенитета;

-возвышение государственно-правовой  роли силовых структур государства - Вооруженных сил РФ, Федеральной  службы безопасности, правоохранительных  органов, милиции - в борьбе с нарушениями  суверенитета;

-принятие и систематизация (кодификация) нормативно-правовых актов, непосредственно устанавливающих обязанности, полномочия и заботу об органах, непосредственно обеспечивающих поддержание суверенитета;

-анализ и устранение противоречий  в нормативно-правовых актах, регулирующих правовой механизм укрепления суверенитета;

-существенный пересмотр баланса  и соотношения норм (актов) международного  и национально-государственного  права в сохранении и укреплении  государственного суверенитета  Российской Федерации;

-пересмотр и существенные изменения законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих фундаментальные, то есть социально-экономические, политические и культурно-духовные основы суверенитета;

- внесение изменений и дополнений  аналогичного характера в законодательные акты РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О гражданстве в Российской Федерации», «О Государственной границе Российской Федерации», «О безопасности», «Об обороне», «О государственной тайне», «О воинской обязанности и военной службе», «О континентальном шельфе», «О валютном регулировании», во все другие законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, в той или иной мере регулирующие правовой механизм сохранения и обеспечения суверенитета Российской Федерации;

-принятие Федерального конституционного  закона «О суверенитете Российской  Федерации».

 

 

Заключение

Таким образом, подавляющее большинство ученых и практиков на сегодня сходятся в том, что под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.

Суверенитет государства есть верховенство государственной власти на всей территории и невозможность оспаривать ее иными государствами и каким-либо внутренними политическими силами. Формулой суверенитета можно считать верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене.

«Суверенитет» есть качественная характеристика, прежде всего, государственной власти, а такие его признаки как верховенство, не зависимость и самостоятельность и есть те критерии, которые позволяю выделить и отграничить государственную власть от любых иных видов социальной власти: партийной, корпоративной, семейной, церковной, личной и других.

Развитие концепции государственного суверенитета вполне можно описать законом диалектики «отрицания отрицания», который означает относительную повторяемость некоторых свойств низшей стадии но более высокой стадии, в связи со сменой одних качественных изменений другими.

Важнейшей характеристикой отмеченного закона диалектики следует назвать преемственность. Каждый новый этап в развитии государственного суверенитета собственно «отрицает» предыдущий, являясь его более развитой стадией. Тем не менее развитие не прекращается отрицанием предыдущей стадии, благодаря тому, что появляется следующая стадия, подвергающая отрицанию исходную. Но так или иначе, следующая ступень развития подразумевает возврат к начальной стадии, с повторением некоторых ее черт и особенностей, но уже на принципиально ином уровне.

В результате усиления политической и экономической интеграции мировой экономики суверенитет государств в результате развития глобализации и деятельности надгосударственных организаций скорее преобразовывается, чем ограничивается. Безусловно, изменения происходят, но они касаются объема и содержания прав государств, предопределенных суверенитетом, но не самого суверенитета.

Российская суверенность означает и независимость от участившихся внешних попыток повлиять на российский политический процесс, способность противостоять международному терроризму и внутреннему сепаратизму, другим современным вызовам и угрозам. Такая концепция суверенитета исторически и интеллектуально обусловлена во многом «классическими моделями суверенитета, связывающими современность с наследием российской государственной традиции.

Осознание необходимости обеспечения реального суверенитета нашей страны, глубокое и устойчивое понимание российских национальных интересов должны стать одним из важнейших элементов самосознания, прежде всего, отечественного «политического класса» и российских деловых кругов.

 Современная концепция российского  реального суверенитета основывается  на широких возможностях для  подъема мощи государства, его  международного авторитета, повышения качества жизни населения страны, укрепления государственных институтов Российской Федерации и ее субъектов, совершенствования управляемости политическими процессами, развития гражданского общества.

Основной причиной слабости и ограниченности правового механизма укрепления суверенитета Российской Федерации в современных условиях является неполнота, фрагментарность и явная бессистемность правового регулирования этого механизма, с одной стороны, и противоречивость, а также декларативность этого регулирования, с другой стороны.

Эта причина обусловлена непониманием или нежеланием государственной власти понять диалектическую взаимозависимость реальности, стабильности, прочности и незыблемости суверенитета от основополагающих факторов общественного развития - экономики, политики, общественного сознания (идеологии) и культуры данного общества и государства.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Государственная территория

одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства. Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты

2.

Государство

единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом

3.

Власть

возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению

4.

Глобализация

это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах

5.

Государственный суверенитет

  это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях

6.

Десуверенизация

 отрицание ценностей суверенитета, т.е. отрицание приоритета понятия  «суверенитет» над прочими

7.

Легализация

соответствие действий и поступков государственному закону

8.

Легитимность

согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения

9.

Национальный суверенитет

означает право наций на самоопределение

10.

Сецессия

выход из состава государства (как правило, федеративного) какой-либо его части (как правило, субъекта федерации)

11.

Суверенитет

самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей деятельности

12.

Суверенитет народа

право народа решать важнейшие вопросы установления принципов власти и государства


 

Список использованных источников

1.

Конституция Российской Федерации (1933) [Текст] : офиц. Текст.- М.: Маркетинг, 2001.- 39 с. ISBN 5-94462-025-0

2.

Алехина, Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации [Текст] / Н.В. Алехина // Человек и закон.- 2007.-№ 4.- С. 68-74

3.

Дошдамиров, З Сущностные признаки суверенитета как правовой категории [Текст] / З. Дошдамиров // История государства и права.- 2012.- № 2.-  С. 29-32

4.

Еллинек, Г. Общее учение о государстве [Текст]/ Г. Еллинек.- СПб.:  2004.- 752 с. ISBN 5-241-00701-6

5.

Кузнецова, Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? [Текст] / Е. Кузнецова // Международная жизнь.- 2004.- № 7/8.- С. 150-167

6.

Кузьмин, Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире [Текст] / Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. -2006. -№ 3.- С. 84-94

7.

Макиавелли, Н. Государь [Текст] : Сочинения/ Н. Макиавелли.-М.:  ЗАО  Изд-во  ЭКСМО-Пресс; 2001.- 656 с.  ISBN 5-04-000468-0

8.

Макуев, Р.Х Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета  [Текст] / Р.Х. Макуев // Государство и право.- 2008.- № 9.- С. 23-29

9.

Моисеев, А.А. суверенитет государства в современном мире [Текст] / А.А. Моисеев // "Черные дыры в российском законодательстве.- 2007.- № 1.- С.76-78

10.

Пастухова, Н.Б. Суверенитет: историческое прошлое и настоящее [Текст]/ Н.Б. Пастухова // Государство и право.- 2009.-№ 11.- С. 11-17

11.

Полякова, Т.М. Суверенитет государства и глобализация [Текст] / Т.М. Полякова // История государства и права.- 2007.- № 7.- С.4

12.

Суверенное государство в условиях глобализации [Текст]// Российская газета.- 2006.- 6 сентября.- С. 8

13.

Федоров, В.П. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства [Текст] / В.П. Федоров // История государства и права.- 2008.- № 14.- С.7-9

14.

Хабиров, Р.Ф. Актуальные вопросы соотношения понятий права человека, суверенитета, государства [Текст] / Р.Ф. Хабиров // История государства и права.-2007.- № 23.- С. 5-8

15.

Хабиров, Р.Ф. Концептуальное оформление представлений о сущности и содержании суверенитета [Текст] / Р.Ф. Хабиров // История государства и права.-2007.- № 21.- С.9-11

16.

Юридический энциклопедический словарь [Текст].- М.: Инфра-М, 2001.- 800 с.   ISBN 5-8297-0057-3

Информация о работе Суверенитет государства в современных условиях