Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 20:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Детство - важнейшая стадия в развитии личности, которая обуславливает особые подходы к человеку, находящемуся в этой стадии развития. При этом каждая отрасль законодательства по-особому рассматривает и закрепляет статус несовершеннолетнего, устанавливая специфические, присущие только этой отрасли изъятия из общего правового статуса человека и гражданина.
Введение 3
Глава 1. Генезис ювенальной юстиции в России и за рубежом 15
1.1. Исторический опыт становления государственных органов по делам
несовершеннолетних в России 15
Статус ювенальных судов за рубежом 36
Теоретико-правовые подходы к понятию «ювенальная юстиция» 51
Глава 2. Место и роль ювенальной юстиции в правовой системе
современной России 74
2.1. Необходимость создания специализированных судов по делам
несовершеннолетних в Российской Федерации 74
Применение особых процессуальных правил рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних в судах общей юрисдикции 97
Перспективы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики правонарушений среди несовершеннолетних 123
Заключение 144
Библиографический список 147
Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Данный перечень ограничений не является исчерпывающим (ч. 4 ст. 91 УК РФ).
Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор и ограничение досуга, устанавливается
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г. № 7 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 7 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. №4; 2007. №5.
153 Уголовное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. М., 2006. С. 545 - 546.
119
продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет- при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90 УК РФ). Конкретный срок, в течение которого применяются указанные меры, определяется судом.
Еще одним свидетельством гуманизации уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних стало внесение изменений в статью 95 УК РФ, которая устанавливает сроки погашения судимости. Изменения, которые были внесены 18 апреля 2010 года устанавливают:
«Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:
а) шести месяцам после отбытия или исполнения
наказания более мягкого,
чем лишение свободы;
б) одному году после отбытия лишения свободы
за преступление
небольшой или средней тяжести;
в) трем годам после отбытия лишения свободы
за тяжкое или особо тяжкое
преступление»154. Представляется, что такое изменение
позволит подростку,
совершившему преступление, после погашения
судимости, иметь возможность
заниматься любыми видами
деятельности, без опасения, что его биография
будет навсегда опорочена.
Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании»155 для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются
154 СЗ РФ. 2010. № 15. Ст. 1744.
155 ВВС. 1992. №
30; СЗ РФ. 1997. № 47. Ст.5341; 2000. № 30. Ст. 3120; №
33. Ст. 3348;
№44. Ст. 4399; 2001. № 1 (ч.1). Ст. 2; № 53 (ч.1). Ст.
5030; 2002. № 7 Ст. 631; № 12.
Ст. 1093; № 26. Ст. 2517; № 30. Ст. 3029; № 52(ч.1). Ст.
5132; 2003. № 2. ст. 163; №28.
Ст. 2892; № 50. ст. 4855; № 52(ч.1). Ст. 5038; 2004. №
10. Ст. 835; № 27. Ст. 2714; № 30.
Ст. 3086; № 35. ст. 3607; 2006. № 1. Ст. 10; № 12. Ст.
1235;№29. Ст. 3122; № 50. Ст. 5285;
2007. № 1. Ст.
5, 21; № 2. Ст. 360; № 7. Ст. 838; № 17. Ст. 1932; № 30.
Ст. 3808; 2008. № 30.
Ст. 3616; 2009. № 7. Ст.786, 787; 2009. № 7. Ст.786, 787;
2010. №19. Ст. 229; № 40. Ст. 4969.
120
специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.
Виды специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органов управления образованием определяются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». К ним относятся:
Первые два из названных видов учреждений являются воспитательными, последний - лечебно-воспитательным.
Несовершеннолетние,
осужденные за совершение преступления
средней
тяжести или тяжкие преступления и освобожденные
судом от наказания в
порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ,
содержатся в специальных
общеобразовательных школах закрытого
типа и специальных
профессиональных училищах закрытого
типа. В специальные (коррекционные)
образовательные учреждения зак
несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и (или) заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.
Помещение в указанное учреждение применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.
Эта наиболее строгая индивидуальная мера воспитательного воздействия состоит в изоляции несовершеннолетнего от общества путем помещения его в специальное учреждение, которое не является местом лишения свободы. Пребывание в нем не влечет за собой судимость.
121
Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение связано с существенными ограничениями его свободы передвижения, общения, установлением специальных требований к учебе, организации труда или процесса лечения. Поэтому несовершеннолетний может быть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием только по решению суда, так как эта мера воспитательного воздействия ограничивает его конституционные права15 .
Однако до настоящего времени нерешенной задачей остается создание системы социальной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных и других интернатных учреждений, а также молодежи, освобождаемой из воспитательных колоний. Между тем именно данная система должна способствовать сохранению и формированию реабилитационного потенциала, приобретенного несовершеннолетним в период пребывания в этих учреждениях, а также обеспечить профилактику рецидивных правонарушений, которые часто совершаются именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, юридический поддержки и помощи. Так, Пленум Верховного Суда РФ отмечает, что суд в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований вправе обязать несовершеннолетнего осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии. В соответствии с этим же Законом возложение на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при
См.: Уголовное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. С. 544 - 545.
122
наличии
заключения психолого-медико-
Российское уголовно-исполнительное законодательство (ст. 180, 181, 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) закрепляет права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи, а также обязанность администрации учреждений по оказанию им в этом содействия. Вместе с тем действующий Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации не относит к предмету уголовно-исполнительного законодательства отношения в сфере социальной помощи освобожденным, отношения государства и освобожденного лица после завершения исполнения наказания и не определяет порядок оказания социальной помощи, а содержит отсылочные нормы, определяющие трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с федеральным законодательством.
Хотя Федеральным
законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзор
несовершеннолетних» установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, однако системно такая работа не ведется. В ряде российских регионов есть положительные примеры по проведению социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в том числе и несовершеннолетних. Например, в Краснодарском крае принят закон «О краевой целевой программе «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» и Постановление Администрации Красноярского края «О создании центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». В Республике Башкортостан
157 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. «О практике назначения судами РФ уголовного наказания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. №1.
123
принят и действует Закон «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания». Реабилитационные центры для бывших осужденных, в том числе и несовершеннолетних, действуют в Тверской, Омской, Свердловской, Ростовской, Воронежской и Московской областях. Существует настоятельная необходимость распространить опыт данных субъектов Федерации на всю Россию.
Таким образом, система наказаний в отношении несовершеннолетних преступников несовершенна и требует доработки, так как перечень мер уголовного наказания не отвечает в полной мере требованиям Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, в которых определено, что правоприменитель должен обладать как можно более широким комплексом мер воздействия, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних.
Судебная практика по делам несовершеннолетних позволяет сделать вывод об отсутствии эффективной системы ранней профилактики и углубленной специализации судов по делам в отношении несовершеннолетних, что в результате в большинстве случаев приводит к применению репрессивных мер в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
2.3. Перспективы взаимодействия органов государственной власти и
институтов гражданского общества в сфере профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних
Не завершившийся пока окончательно мировой финансово-экономический кризис стимулирует скорейшее создание механизмов профилактики и предотвращения последствий преступности несовершеннолетних, поскольку в результате массовой безработицы и непродуманной реформы высшего образования большое количество молодежи может остаться не у дел. За
124
последние 10 лет темпы прироста преступности несовершеннолетних опережают темпы прироста преступности взрослых в 2-2,5 раза. При этом преступность несовершеннолетних в России растет примерно в шесть раз быстрее, чем изменяется общее число этой возрастной группы. На фоне продолжающей снижаться рождаемости населения России, особенно в
158
центральной ее части, указанные показатели выглядят угрожающе .
<p c