Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования темы “Концепции разделения властей как основа устройства государственного механизма” является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления в различные исторические периоды и при различных формах государственного устройства. Все, что происходило в различных государствах, во многом зависело не только от экономических и производственных причин, но и от деятельности властной верхушки, правящей в тот или иной период. В истории всегда был закономерен тот факт, что любая форма правления в государстве оказывала существенное влияние на состояние общества в целом и отдельно граждан, его составляющих.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава 1. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли …………………………………………………..5

Глава 2. Концепция разделения властей в российской науке ………….12

Глава 3. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей на Западе…………………………………………………………… 16

Глава 4. Понятие аппарата (механизма) государства и его составные части

4.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства…..21

4.2 Органы законодательной власти …………………………..24

4.3. Органы исполнительной власти …………………………..26

4.4. Органы судебной власти …………………………………..29

Глава 5. Аппарат (механизм) государства и местное самоуправление………………………………………………….33

Заключение ………………………...………………………………………42

Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Теория разделения властей Курсовая.docx

— 75.97 Кб (Скачать файл)

 

Как отмечает Д. Локк "законодательная власть по необходимости  должна быть верховной и все остальные  власти в лице каких-либо членов или  частей общества проистекают из нее  и подчинены ей".23 Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

 

Главенствующее  положение законодательных органов  в механизме государства обуславливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в  них. Однако верховенство законодательной  власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем  народа и специальных конституционных  органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

 

При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так, Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы других государств зачастую вынуждены в силу самых разных причин поручать подготовку и принятие тех или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.

 

В России в силу ее федеративного устройства следует  различать федеральные законодательные  органы, а также законодательные  органы субъектов федерации, причем система органов государственной  власти республик, краев, областей устанавливается  ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.

 

При характеристике Российского парламента в свете  принципа разделения властей можно  выделить три момента:

 

    1.  применение к нему термина “парламент” означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; 
    2. специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа;
    3. Федеральное Собрание — законодательный орган Российской Федерации, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают, как правило, раздельно.

 

Следует отметить, что, несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высший законодательный орган, особенно в парламентских республиках, подвержен довольному эффективному воздействию со стороны правительства. Нередко правительство сосредотачивает в своих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает влияние на все направления деятельности парламента.

 

Что же касается президентских  республик, то в них парламент  в формально-юридическом плане  более независим. Законодательная  инициатива в данном случае принадлежит  в основном депутатам, однако и в  этом случае исполнительная власть в  лице президента имеет много путей  воздействия на парламент. Так, согласно Конституции США, президент обладает правом вето на принимаемые Конгрессом законы, а также может выступать  с инициативой созыва специальных  сессий Конгресса.

 

4.3 Органы исполнительной власти

 

Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную  работу по государственному управлению общественными процессами в интересах  общества или его части (политическими  силами, стоящими у власти).

 

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь  для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов.

 

В пределах своей  компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для  их нормального функционирования оперативной  самостоятельностью. На них возлагаются  все ответственные задачи по правовому  регулированию и руководству  различными сферами жизнедеятельности  общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов  управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных  и обычных правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции правительство "руководит внутренней и внешней  политикой, гражданской и военной  администрацией и обороной страны" Главой исполнительной власти может  быть монарх, президент или глава  правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления  государства. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов  исполнительной власти.

 

Правительственная власть может составлять прерогативу  одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае правительство выступает  как группа ближайших советников главы государства – президента, а полномочия правительства являются производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется  на основе специальной процедуры  с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые решения, порождающие юридические  последствия и ответственность  за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.

 

Согласно гл. 8 Конституции  Швеции правительство помимо обычных  своих полномочий может принимать  “постановления о предписаниях”  по вопросам, касающимся охраны жизни, личной безопасности граждан, ввоза  и вывоза товара, валюты, охраны природы  и окружающей среды и др.

 

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководству всеми или  большинством отраслей государственного управления. Органы отраслевой и специальной  компетенции (министерства, различные  государственные комитеты, специальные  ведомства) осуществляют руководство  лишь отдельными отраслями государственного управления.

 

В Российской Федерации  исполнительную власть, согласно ст. 110 п. 1 Конституции РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается  Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Правительство Российской Федерации  обладает широкими полномочиями по осуществлению  внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет  полномочия Правительства.

 

Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Традиционно центральными федеральными органами государственного управления являются: министерства, ведомства, государственные комитеты, службы, имеющие в своем составе соответствующие  управления и отделы.

 

Исполнительная  власть в субъектах федерации  принадлежит различным по названию органам: правительствам, областной  или краевой администрации, которые  возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами администраций, председателями правительства).

 

Исполнительная  власть на местах осуществляется посредством  либо назначаемых центром местных  органов исполнительной власти (местной  администрации), либо выборных органов местного самоуправления.

 

4.4. Органы судебной власти

 

Важное место  в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых  является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших  противоправные поступки.

 

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании (1978 г.) говорится, что “судебная власть исходит из народа и осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону”. В ст. 92 Конституции ФРГ (1949 г.) прокламируется, что “судебная власть вверяется судьям; она осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, указанными в настоящем Основном законе и судами земель”.

 

Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной  власти, которая играет особую роль и в механизме государственной  власти и в системе сдержек  и противовесов. Особая роль органов  судебной власти определяется тем, что  он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. Роль судебной власти в механизме разделения властей  состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной  законности и права, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.

 

Структура судебных органов в разных странах неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это Верховный  народный суд, местные народные суды, “военные суды и другие специальные  народные суды”.

 

В США национальная судебная система состоит из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов, апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США в связи с  этим устанавливает, что “судебная  власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими  судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом” (ст. 3, разд. 1) .

 

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях  и задачах, которые перед ними ставятся.

 

Так, например, в  конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается  принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов. В ст. 126 Конституции КНР, в частности, отмечается: “Народные суды в пределах, установленных законом, осуществляют правосудие самостоятельно, без вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций, и отдельных лиц”.

 

В большинстве конституций  современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Например, Конституция Испании, запрещая деятельность каких бы то и было чрезвычайных трибуналов, имеющих, как  правило, закрытый характер, одновременно устанавливает, что “судебное разбирательство  является открытым”, “преимущественно устным, особенно по уголовным делам” (ст. 120) Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

 

 

Конституцией Российской Федерации предусмотрены:

 

    1.  Конституционный Суд РФ;
    2. Верховный Суд РФ;
    3. Высший Арбитражный Суд РФ;
    4. соответствующие суды субъектов федерации.

 

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

 

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

 

Конституционный Суд  призван осуществлять контроль над всеми государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

 

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и  на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

 

В настоящее время  в Росси проводится судебная реформа, главными направлениями которой  являются:

 

    • создание федеральной судебной системы;
    • признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом;
    • дифференциации форм судопроизводства;
    • совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону.

 

Кроме того, значительную роль в государственном механизме  ряда стран играет система органов  прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов органов  государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Информация о работе Теория разделения властей и ее роль в организации государственного механизма