Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа
Основной целью настоящего исследования видится освещение историчес-ких подходов к типологии государств – формационного и цивилизационного: их сущности, отличия и качества.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие за-дачи: дать краткую характеристику понятий государства, их типологии, охарак-теризовать типы государств с формационных и цивилизационных позиций, начиная с античных времен и до наших дней.
Введение……………………………………………………………………… 3
Типология государства: сущность и назначение…………….………… 6
Античные концепции типологии государства и права …………………....…… 8
Концепция духовных формаций Гегеля …………………..…………..……… 11
Концепция экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса …………………13
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств: сущность, отличия и качества ………………………...………………… 15
Типы государств с формационных позиций……………….…………… 19
Типы государств с цивилизационных позиций ………..….…………… 26
Типы государств с либертарно – юридических позиций …….…….… 30
Заключение ………………………………………………….……….……… 32
Список используемой литературы ………………………….…….…..…… 34
В зависимости от политического режима:
· демократические государства;
· авторитарные государства;
· тоталитарные государства.
В зависимости от формы правления государства делятся на:
· монархии;
· республики.
· идеологизированные и
· деидеологизированные.
Идеологизированные государства - это государства, в которых существует официально признанная идеология, следование которой считается обязатель-ным. Они подразделяются на две группы:
· религиозные - в качестве идеологии выступает официальная религия;
· государства с политической идеологией - здесь существует официально провозглашенная политическая доктрина, постулаты которой определяют политическую и правовую систему в данном государстве (например, социалистические государства).
Деидеологизированные (светские) государства - здесь официальная идео-логия отсутствует.
Идеология - определенная система взглядов, выражающая какие-то инте-ресы (марксистская идеология, фашистская идеология).
В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, т. е. возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.
Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Нет четкого соотношения между типом и формой государства. 16 С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой - государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государствен-ной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Выводы: Очевидны недостаточность и известная ограниченность форма-ционного и цивилизационного подходов к типологии государства и права, невозможность использования их в качестве методологической и философской основы познания государственно-правовых форм общественного бытия. Каковы основные недостатки этих подходов рассмотрим ниже.
Формационные критерии мало что объясняют в современных государст-венных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства. Но, разумеется, неправильным было бы исключать и роль социально-экономичес-кого строя в существовании, функционировании и развития государственности.
В формационной теории большое значение имеет типология государства. Это связано с тем, что, по мнению сторонников этой теории, природа госу-дарств различных исторических эпох отличается принципиальными особенно-стями. Понятие «тип государства» очень емко выражает исторически изменяю-щуюся социальную природу государства, позволяет достаточно точно опреде-лить характер государства самых разнообразных эпох истории. Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой. В рамках этой теории утверждается, что всем государствам определенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.
С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в оте-чественной марксистско-ленинской теории государства, тип государства, т.е. фактически главное и решающее в его природе, определяется тем, какому клас-су (классам) оно служит, а значит, в конечном счете, какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Другими словами, тип государства с этих позиций есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.
С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понима-ются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и приз-наки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, осно-ванный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно формационной типологии, как уже было указано ра-нее, четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельчес-кой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономичес-кого базиса соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. 17
Рабовладельческое государство. Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладель-ческие государства были созданы в Греции (VIII — VI вв. до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.). С точки зрения традиционно толкуемой догматизирован-ной формационной теории, рабовладельческое государство – это первый исто-рический тип государства, возникший в результате разложения первобытно-общинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.
Одно наличие рабского труда еще не дает основания любое общество зачислять в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы причислить к рабовладельческому обществу США в XVIII – XIX векам (труд негров-рабов на плантациям), СССР в XX веке (ГУЛАГ с миллионами заключенных на рудни-ках, лесоповалах, «стройках коммунизма» и т.п.). Разумеется, этот вопрос остается дискуссионным.
Феодальное государство. На основе феодальных производственных отно-шений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скан-.динавских странах, Японии и др. Экономической основой феодального госу-дарства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне.
В соответствии с традиционной трактовкой формационной теории феода-льное государство является вторым историческим типом государства. Это осо-бая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодаль-ного государства, основу производственных отношений феодального государ-ства, составляет собственность феодалов на землю как главное средство произ-водства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от ним крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли – феодалов.
Феодальное государство, опять же с позиций марксистского формационно-го подхода, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьяна-ми, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и раз-вития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Политическая власть в фео-дальном обществе, его политическая организация – ни что иное, как атрибуты феодального землевладения. Такими они были на всех этапах развития фео-дального общества.
Современные представления о феодальном государстве являются значите-льно более глубокими. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обяза-нность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров и т.п.
Буржуазное (капиталистическое) государство. Этот тип государства ока-зался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся усло-виям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». 18
Буржуазное государство – третий исторический тип государства, преду-сматриваемый формационной типологией государств. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономичес-кий строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и, прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.
Вместе с тем возникновение буржуазного
государства и буржуазной демо-кратии
означает движение вперед по сравнению
со средневековьем. Оно явля-ется частью
политической надстройки над таким экономическим
базисом, ко-торый предполагает личную
свободу работника, его независимость
как лично-сти от капиталиста. При капитализме
не применяются внеэкономические средства
принуждения к труду, как это было в условиях
рабовладельческого и феодального государств.
На первый план здесь выходит экономическое
прину-ждение. На последующих этапах развития
капитализма усиливается регулиру-ющая
роль государства во всех сферах общественной
жизни. На стадии импе-риализма происходит
перерастание домонополистического капитализма
в госу-дарственно-
В рамках формационной теории это государство предстает сложным социальным организмом, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы.
Все шире государство применяет метод
либерализма, делает шаги в стор-ну развития
политических прав, осуществления реформ
и уступок. Об этом же говорят реализуемые
государством широкие социальные программы.
Однако при всех обстоятельствах в целом
капиталистическое государство остается
ору-дием правящего буржуазного класса,
комитетом по управлению делами моно-полистической
буржуазии. Главными разновидностями
буржуазного типа госу-дарства являются
домонополистические буржуазно-демократические
государ-ства, империалистические государства
государственно-
Социалистическое государство (Диктатура пролетариата). Как утверж-дает формационный подход, социалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства.
Марксистская формационная теория государства определяла его сущность как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно формационной теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социали-стическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципи-альных чертах.
Во-первых, экономическую базу социалистического государства составля-ют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Все перечисленные выше типы государств основывались на частной собственности.
Во-вторых, социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождаю-щих. Добуржуазные и буржуазные государства, наоборот, – это государства угнетателей, средство поддержания эксплуатации человека человеком, подав-ления и угнетения трудящимся.
В-третьих, социалистическое государство имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое названное государство. В социалистическом об-ществе в противоположность досоциалистическим государствам, государством управляют не представители привилегированного эксплуататорского меньшин-ства, а трудящиеся массы.
По существу, утверждает формационная теория, социалистическое госу-дарство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися массами. Фактически оно «полугосударство» 19, выражающее волю и интересы абсолют-ного большинства членов общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению.
Каждый следующий тип государства является более высоким по сравне-нию с предыдущим. Имеется в виду, что на ступеньках социального прогресса феодальное государство стоит выше рабовладельческого, буржуазное-феодаль-ного, социалистическое – буржуазного. Исследуя сущность государства, фор-мационная тория отграничивает эксплуататорские государства от неэксплуата-торских. К первым относятся рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства, ко второму – социалистическое. Возникло даже понятие «эксплуа-таторский тип государства» в отличие от «неэксплуататорского» (социалисти-ческого) типа государства. Смена одного исторического типа государства дру-гим происходит закономерно, в результате социальной революции.
Информация о работе Типология государства: современные оценки