Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 19:24, курсовая работа
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.
Введение 3
Глава I. Происхождение и употребление термина 5
§1. Режимы Муссолини и Гитлера 7
§2. Критика СССР 7
Глава II. Теория тоталитарного общества 12
§1. Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского 12
§2. Основные выводы анализа тоталитарной модели 13
§3. Теории тоталитарного общества 15
§4. Тоталитаризм и социализм 17
Глава III. 2. Сущность и условия функционирования тоталитарного
режима 19
§1. Причины тоталитаризма 19
§2. Институциональные и нормативные свойства
тоталитаризма 21
§3. Разновидности тоталитарного режима 24
Глава IV. Тоталитарные тенденции в демократических странах 27
§1. Теория тоталитарного общества Франкфуртской школы 27
§2. Тоталитарные тенденции в США 27
Глава V. Критика правомерности понятия «тоталитаризм» 29
Заключение 31
Список литературы 32
Спорным моментом в теории Мизеса является отнесение фашистских Германии и Италии к социалистическим странам. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия в своём названии включает слово «социалистическая», а Муссолини до Первой мировой войны состоял в социалистической партии, однако это само по себе не означает, что своими корнями фашизм упирался в социализм.
Более того, нацизм отверг учения всех идеологов социализма и выступал категорически против социального равенства. Для национал-социализма характерны крайний антикоммунизм, антисоветизм, антимарксизм и антибольшевизм.
Согласно
общепринятому взгляду, корнями
нацизма являются крайний национализм
и расизм, а не эгалитаризм. Экономическую
систему в нацистской Германии и
фашистской Италии обычно классифицируют
как государственно-
Глава III.
Сущность и условия
функционирования тоталитарного
режима
§1. Причины тоталитаризма
Стремление к полному контролю над обществом было свойственно многим деспотичным правителям. Поэтому в некоторых источниках к тоталитарным режимам причисляются династия Маурья в Индии (321—185 гг. до н. э.), династия Цинь в Китае (221—206 гг. до н. э.), правление Чака над зулу (1816-28) и др. Следует особо выделить легизм в Цинь, который являлся полноценной идеологией и имел философско-теоретическое обоснование необходимости тотального контроля. При этом легизм был официальной идеологией Цинь более 150 лет, вплоть до её падения в ходе народного восстания.
Однако приведённые выше тирании в целом оставались в русле традиции и не пользовались массовой народной поддержкой. Практическое осуществление абсолютного контроля государства над всей общественной жизнью и производством стало возможным только в XX веке благодаря экономическому развитию, распространению телекоммуникационных технологий и появлению эффективных методов манипуляции обществом (в первую очередь, пропаганды). Эти технологии способны обеспечить гарантированную массовую поддержку руководства страны, в особенности если во главе стоит харизматичный лидер. Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах.
Макс Вебер полагал, что возникновению тоталитаризма предшествует глубокий кризис, выражающийся в обострении конфликта между стремлением к самореализации и преобладанием внешнего мира. Начиная с XIX века, этот конфликт проявляет себя на ряде уровней: социальном (личность против народа), экономическом (капитализм против социализма), идеологическом (либерализм против демократии) и т. д. Либеральная демократия представляет собой компромисс, который достигается за счёт дифференциации сфер влияния — благодаря правовым ограничениям на власть общества и защите автономного пространства. Тоталитаризм предлагает другое решение, состоящее в ликвидации как либеральных (рыночных), так и демократических институтов. Согласно идеологам режима, тем самым исчезают предпосылки для системных конфликтов, а всё общество объединяется в единое целое.
Ряд исследователей тоталитаризма (Ф. фон Хайек, А. Рэнд, Л. фон Мизес и др.) рассматривают его как крайнюю форму коллективизма и обращают внимание на то, что все три тоталитарные системы объединяет государственная поддержка коллективных интересов (нации — нацизм, государства — фашизм или трудящихся — коммунизм) в ущерб частным интересам и целям отдельного гражданина. Отсюда, по их мнению, вытекают свойства тоталитарных режимов: наличие системы подавления недовольных, всепроникающий контроль государства над частной жизнью граждан, отсутствие свободы слова и т. д.
Социал-демократы объясняют рост тоталитаризма тем, что в период упадка люди ищут решение в диктатуре. Поэтому долгом государства должна быть защита экономического благополучия граждан, балансирование экономики. Как сказал Исайя Берлин: «Свобода для волков означает смерть для овец». Схожих взглядов придерживаются сторонники социал-либерализма, которые полагают, что лучшей защитой от тоталитаризма является экономически благополучное и образованное население, обладающее широкими гражданскими правами.
Неолибералы придерживаются отчасти противоположной точки зрения. В своём труде «Дорога к рабству» (1944 г.) Ф. фон Хайек утверждал, что тоталитаризм возник в результате чрезмерного регулирования рынка, которое привело к потере политических и гражданских свобод. Он предупреждал об опасности плановой экономики и полагал, что залогом сохранения либеральной демократии является экономическая свобода.
Американский политолог Джеймс Скотт выделяет четыре необходимых условия для «апокалипсиса в отдельно взятой стране»:
▪ модернистские идеи переделки мира;
▪ наличие достаточно сильного аппарата для проведения этих идей в жизнь;
▪ жестокий кризис общества;
▪ неспособность общества сопротивляться.
«Массовый террор ХХ века был результатом сложного и нередко случайного сочетания геополитических и экономических провалов, унаследованного от значительно более мирного XIX века восторженно-наивной веры в технический прогресс и пророческие схемы, и, главное, многократно возросших возможностей координировать общественные силы.
Бюрократия
есть социальная машина, создающая
устойчивую и дальнодействующую
координацию. Отлаженная бюрократия передает
и исполняет команды. Это не зло
и не добро, а сложное и мощное
орудие двойного применения — как
мирно пашущий трактор есть, в
сущности, разоруженный танк. Вводится
программа — и миллионы детей
получают прививки или строится город.
Вводится другая программа — и
из общества изымаются миллионы идеологически
заданных не-людей, а города сжигаются
в бомбежке.»1
§2. Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
Необходимость сохранения идейной чистоты и целеустремленности в построении «нового» общества предполагала и совершенно особое построение институциональной и нормативной сферы тоталитарной системы.
Потребность в жесткой идейной ориентации государственной политики, поддержании постоянного идеологического контроля за деятельностью всех органов власти предопределила срастание государства и правящей партии и образование того «центра» власти, который невозможно было идентифицировать ни с государством, ни с партией. Такой симбиоз государственных и партийных органов не давал возможности «развести» их функции, определить самостоятельные функции и ответственность за их исполнение. СССР дал значительно более богатый исторический опыт тоталитарного правления, чем другие страны, показав образцы тех социальных и политических отношений, к которым вела логика развития тоталитаризма.
Именно на его примере хорошо видно, как партийные комитеты направляли деятельность практически всех государственных структур и органов власти. Закрепленная в конституции страны руководящая роль коммунистической партии означала полный приоритет идеологических подходов при решении любых общезначимых (государственных) экономических, хозяйственных, региональных, международных и прочих проблем.
Полное
политическое господство этого государства-партии
проявилось в безусловном и неоспоримом
господстве централизованного контроля
и планирования в экономической
сфере. Полное господство крупных предприятий,
недопущение частной
Монолитность
политической власти предполагала не
разделение, а практическое срастание
всех ветвей власти — исполнительной,
законодательной и судебной. Политическая
оппозиция как публичный
Власть делала акцент только на коллективные формы и способы социальной и политической активности. Выборы целиком и полностью подвергались беззастенчивому режиссированию, выполняя, таким образом, сугубо декоративную функцию.
Для
контроля за этим монопольным политическим
порядком власти создавалась мощная
секретная политическая полиция (в
Германии - отряды СС, в СССР - ВЧК, НКВД,
КГБ). Это был механизм жесткого всепроникающего
контроля и управления, не имевшего
исключений и зачастую использовавшийся
для решения конфликтов внутри правящего
слоя. Одновременно это была и наиболее
привилегированная область
В силу этих базисных свойств тоталитаризм функционировал как система, наиболее ярко противостоявшая плюрализму, множественности агентов и структур политической жизни, разнообразию их мнений и позиций. Самый страшный враг тоталитаризма — конкуренция, ориентированная на свободный выбор людьми своих идейных и политических позиций. Боязнь не только политического протеста, но и социального разнообразия, стремление к унификации всех социальных форм поведения не ограничивали только формы выражения поддержки властей, где, напротив, поощряли разнообразие и инициативу. Универсальная и по сути единственная политико-идеологическая форма регулирования всех социальных процессов стерла при тоталитаризме границу и между государством и обществом. Власть получила неограниченный доступ во все сферы общественных отношений, вплоть до личной жизни человека, активно используя для этого методы террора, агрессии, геноцида против собственного народа.
Несмотря
на постоянно провозглашаемый «
Безусловным
приоритетом в регулировании
общественных отношений обладали силовые
и принудительные методы и технологии.
Но на достаточно высоком уровне зрелости
это всепроникающее силовое регулирование
социальных связей предопределило утрату
тоталитарными системами их собственно
политического характера, вырождение
в систему власти, построенную
на принципах административного
принуждения и диктата.
§3. Разновидности тоталитарного режима
Мировая
практика позволяет выявить две
разновидности тоталитарного
Правая
разновидность тоталитаризма
С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось отрицательной реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.
Классической
формой правого тоталитаризма служит
национал-социализм в Германии, возникший
в 1933 г. Его установление было ответом
на кризис либерализма и утрату социально-экономической
и национальной идентичности. Возрождение
былого могущества и величия Германии
пытались преодолеть путем объединения
общества на основе идей превосходства
арийской расы и покорения других
народов. Массовой социальной базой
фашистского движения являлась мелкая
и средняя буржуазия, которая
по своему происхождению, ментальности,
целям и уровню жизни была антагонистична
как рабочему классу, так и аристократии,
крупной буржуазии. Вследствие этого
участие в фашистском движении для
мелкой и средней буржуазии