Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью данного исследования является раскрытие понятия формы государства посредством раскрытия понятий формы правления, формы устройства государства и политического режима с позиции разных авторов-теоретиков.
Задачи исследования. Для преодоления вышеназванной цели необходимо преодолеть ниженазванные задачи исследования, т.к. задачи исследования – промежуточный этап работы, а цель – конечный результат. Задачи данного исследования следующие:
Определить понятия и виды формы правления, формы устройства политического режима;
Установить на каких основаниях форма правления, форма устройства государства и политический режим является составной частью формы государства.

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП Форма государства.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

       Проанализируем  некоторые  возможные варианты  форм  посттоталитарного  государства   их   особенности   и  перспективы.

       Парламентская   республика,  скорее  всего,  окажется  недееспособной.  В  парламенте,  сформированном  не  на  партийной,  а   на  индивидуальной  основе,  вряд  ли  сложится  устойчивое  большинство  и  оппозиция.  Фракционная  структура  находится  в  зачаточном  состоянии:  политические  течения не  устоялись,  фракции малочисленны,  количество  их  велико,  а  персональный  состав  подвижен,  внутрифракционная  дисциплина  отсутствует,  межфракционные  отношения  нестабильны.  В  таких  условиях  неизбежны  постоянные  правительственные  кризисы (если  правительство  вообще удастся сформировать),  частые  смены кабинета,  а,  следовательно,  и курса.  Общество  может совсем  потерять  управляемость,  а там недалеко  и до  реставрации тоталитаризма.

       В   президентской  республике  правительство   более  независимо  от  раздираемого  противоречиями  парламента,  а потому  способно  к радикальному  реформированию.  Президентская республика  также соответствует традициям посттоталитарных  обществ,  но  в этом  и кроется ее  основная  опасность.  У президента  и правительства велик соблазн не  тратить время на  поиски  компромиссов  с парламентом,  а,  превратив его в чисто декоративный  орган,  быстро  проводить реформы.  Но  от  усиления  авторитарности  рукой подать  до  новой диктатуры.  И все  же  при  отсутствии  в  обществе  ясно  выраженных  социально - политических  интересов   и  нормальной  партийной  системы  президентская  республика  кажется  более  предпочтительной,  если  не  единственно  возможной,  формой  посттоталитарного  государства.         Серьезные  потрясения  переживает  посттоталитарное  национально-государственное  устройство.  В  многонациональных  унитарных  государствах  неизбежное  в  переходный  период  ослабление  центральной власти  и  межрегиональных  экономических  связей  вызывает  самоизоляцию  административных  единиц:  игнорирование  местными  руководителями  законов  и  распоряжений  правительства,  переход  в  режим  натурального  хозяйства.  Но  по  мере  возникновения  рыночных  связующих  механизмов  и усиления  новых  государственных  структур  эти  тенденции  ослабевают,  и государственное единство  постепенно  восстанавливается.

       В   многонациональных  федерациях  центробежные  процессы  осложняются   стремлениями  наций  к  подлинному  внутреннему,  а  часто  и  внешнему,  самоопределению.  Проявляются   ранее  подавляемые  силой  различные  (в  том  числе  территориальные)  споры  и  противоречия.  Помочь  сохранить  единое  государство  способно,  как  это  ни  парадоксально,  неразбериха  в  национально - государственном  устройстве -  использование  различных  политико-правовых  режимов для субъектов,  претендующих  на  разный  уровень самостоятельности:  автономия,   федеративные  или даже  конфедеративные отношения.  Тогда между всеми  «самоопределяющимися  регионами»  остаются  определенные  связи,  а  главное - снижается  опасность  военного  разрешения  конфликтов. 

      Цель  посттоталитарного  национально  - государственного  устройства  бывших федераций  -  не  сохранить   государственное  единство  (это  часто  нереально),   а  избежать  крови  при  распаде.  Возникающим  новым  национальным  государствам  надо  уделять  особое  внимание  обеспечению  прав  национальных  меньшинств  и  неуклонно  придерживаться  принципов  нерушимости  границ,  пусть  даже  проведенных  прежним  режимом  крайне  неудачно,  случайно,  а  то  и  просто  абсурдно.

       Политический  режим  посттоталитаризма   можно  назвать  становящейся  демократией.  Большинство  западных  демократических  конструкций,  оттачиваемых  веками,  не  могут  быть  реализованы  сразу  и  в  «чистом»  виде.  Их  приходится  адаптировать  к  посттоталитарным  реалиям.  Процесс  адаптации - дело  чрезвычайно  деликатное.  Важно,  чтобы  необходимые  модификации  не  выхолостили  демократического  содержания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.

 

Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 г.

 

     Научная литература:

  1. Арон Р.  Этапы  развития  социологической  мысли. - М., 1999.
  2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.,1997
  3. Алексеев В.Н. Государство и право. – М., Пресса, 2002.
  4. Денисов А.И.  Теория  государства  и  права. - М., 2001.
  5. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 2002 . – 412 с.
  6. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении.  Пульс реформ., -  М.,  2000
  7. Матузова Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 1999.
  8. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998. Т.2.
  9. Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб., 1999.
  10. Румянцев О.Г. Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. – М.: Пресса, 2002 .
  11. Солоневич И.  Народная монархия. - М., 1999.
  12. Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1997.
  13. Философский  энциклопедический  словарь. - М.,  2002.
  14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. – М., 1999.
  15. Энциклопедический  политологический  словарь. - М.,  2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 


 

Форма правления показывает:





Как создаются высшие органы государства и каково их строение


 


Как строятся взаимоотношения между  высшими и другими            государственными органами



 


Как строятся взаимоотношения между верховной государственной     властью и населением страны



 


В какой мере организация высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 


Нетипичные формы правления




 

            Полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства



 


Полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству



 


Монархическая республика – в ней монарх переизбирается через определенный срок



 


Суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилием власти президента




 

Президентско-монократическая  республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

 

 



Виды республик



 


 

Президентская – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в назначении министров, а парламент не в праве отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом; он избирается населением или выборщиками



 


Парламентская – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность



 


Смешанная – характеризуется тем, что содержит в себе элементы президентской и парламентской республики



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

I. Понятие формы государства, ее структура.                                                      6

II. Форма правления, монархия, республика. Их виды тенденции развития.   8

III. Форма государственного устройства.                                                          15

IV. Политический режим государства.                                                                21

Заключение                                                                                                             27

Библиография                                                                                                         30

Приложение                                                                                                            31

1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 488.

2 Алексеев В. Н. Государство и право. – М., Пресса, 2002. С.108.

3 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Хрестоматия. – М., 1999. С. 88.

4 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М. Н. Марченко. – М., 1998. Т.2. С.198.      

5 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998. Т.2.- с. 179

6 Матузова Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 1999. – с. 215

7 Общая теория государства и права: Академический курс: В 2-х т. / Под ред. М.Н.Марченко. – М., 1998. Т.2.- с. 156

8 Матузова Н. И. Малько А. В. Теория государства иправа. Курс лекций. – М., 1999. С. 156.

9 Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 1997. С. 56.

10 Матузова Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М., 1999. – с. 243

11 Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 2002 г. – с. 325

12 Денисов А. И. Теория государства и права. – М., 2001. С.78.

13 Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб., 1999. С. 133.

14 Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 2002 г. – с. 382

15 Энциклопедический политологический словарь. – М., 2001. С. 325.

16 Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 2002 . – С. 354

17 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. – М., 1999.- с. 295

18 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. – М., 1999.- с. 267


Информация о работе Форма государства