Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа
Подход к изучению данного вопроса был разным в зависимости от уровня развития общества. Ведь возникновение той или иной формы государства в каждой стране происходило под воздействием множества факторов, таких как этническая принадлежность, историческая связь, социальные факторы, и поэтому форма государств, даже, казалось бы, с одинаковыми, по структурным элементам (формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима) на самом же деле являются совершенно непохожими по сути и различны по реализации данных элементов в них.
ВВЕДЕНИЕ 3
Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия 5
Форма государственного правления: понятие, виды. 9
III. Форма государственного устройства 16
IV. Политический (государственный) режим: понятие, виды. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
III. Форма государственного устройства
IV. Политический (государственный) режим: понятие, виды. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире проблема формы государства постепенно приобретает не только теоретическое, но и во многом практическое - политическое значение. Ведь от того, как организована и как реализуется государственная власть во многом зависит и эффективность государственного руководства управления, а от эффективности властей порождает законность и правопорядок в государстве. Вот именно поэтому проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.
Данная курсовая работа будет посвящена изучению довольно-таки сложного понятия в теории государства и права, как «форма государства» .
Подход к изучению данного вопроса был разным в зависимости от уровня развития общества. Ведь возникновение той или иной формы государства в каждой стране происходило под воздействием множества факторов, таких как этническая принадлежность, историческая связь, социальные факторы, и поэтому форма государств, даже, казалось бы, с одинаковыми, по структурным элементам (формой правления, формой государственного устройства, типом политического режима) на самом же деле являются совершенно непохожими по сути и различны по реализации данных элементов в них.
И по моему мнению данная тема является достаточно актуальной в изучении в условиях современной России, потому что за время своего существования, Россия не раз испытывала глобальные изменения в форме правления, форме государственного устройства, политического режима, и, следовательно, и в их совокупности - форме государства, таким образом.
Также,актуальности этому вопросу добавляет то, что на протяжении многих веков традиционно государственно-правовая наука пыталась разрешить два основных вопроса :
Исходя из всего вышеперечисленного,можно сказать, что форма государства как юридический правовой институт имеет огромное значение в теории государства и права.
Таким образом,
целью написания данной
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является государство, его типы и формы, методы становления и осуществления государственной власти, внутренняя структура.
Предметом исследования является закономерности возникновения, развития и существования различных типов государств. Так как государство представляет собой постоянно функционирующую политическую организацию, то «категория» формы государства непосредственно связана с «категорией» сущность государства.
В курсовой работе достигаются следующие цели: изучение типологии различных видов государств; определение структурных частей и выявление закономерных связей между структурным устройством государства, его политическим режимом и формой правления.
В качестве гипотезы исследования, мы предполагаем, что при разных формах государственного устройства закономерностью будет существование определенных форм политического устройства и форм правления.
В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ состояния проблемы практики, метод сравнительно-правовых характеристик.
Практическая ценность работы заключается в обобщении и систематизации сведений о существования государств различных типологий.
I. Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия
Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, «форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно так — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию»»1.
Под термином форма государства обычно рассматривается совокупность трех элементов:
Теперь хотелось бы дать определение понятию «форма государства» . Форма государства – это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.2
Другими словами, форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания, и в зависимости от того, каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой в конечном счете, будет и его форма. Формы государства, также как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что "учение о различии государств или о государственных формах" является "столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства.
В настоящее время в научной литературе говорится, что форма государства складывается из формы государственного правления, формы государственного (территориального) устройства и государственного режима. Эти 3 составляющие и называются элементами формы государства
Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития.
Исходя из этого, хотелось бы определить причину такого многообразия форм государств. Во многом, значительное влияние на форму оказывает исторический тип государства. Так, к примеру феодальному государству соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — чаще всего республиканская. Также форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране. Примером может послужить ранние буржуазные революции в Англии, которые к конституционной монархии.
На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.3
II. Форма государственного правления: понятие, виды
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, особенно высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.4 Формы правления различаются в зависимости от того, каким образом осуществляется власть в данном государстве: единолично или она принадлежит коллективному выборному органу.
В свое время Аристотель разграничивал формы правления (в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)). Указанный критерий остался до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.5 Таким образом выделяются монархические и республиканские формы правления.
Монархия - государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью называется монархической формой правления. Термин "монархия" - греческого происхождения, означает "единовластие",, "единодержавие", хотя известны и исключения. ла существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Период расцвета монархии - это рубеж Нового времени. Именно тогда четко проявилось отличие монархии от республиканской формы правления, были выработаны важнейшие ее разновидности: абсолютная монархия, неограниченная монархия и конституционная монархия, ограниченная общенародным представительством (парламентом).6Во главе государства находится монарх, который пользуется своей властью по наследству, хотя возможны варианты, когда началу той или иной монархической династии кладут выборы (дом Романовых в России). Монарх приобретает власть по принципу крови, наследуя ее по собственному праву ("милостью божией", как обыкновенно указывается в его титуле, или в случае избрания - "милостью божией и волей народа"). Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия - в "Утвержденной Грамоте" 1613 г. на Михаила Романова возлагалась "ответственность в своих делах перед единым небесным царем". В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора), получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану.7 При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными выше правами монарх пользуется безусловно и неограниченно (отсюда и название) независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной - посредством или с обязательным содействием каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха. Аристотель в классификации монархий исходил из психологических оснований - монархия из "правильной" формы правления превращается в "неправильную", тиранию и деспотию, если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу. Сегодня принимаются в расчет юридические основания. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которых монарх делит власть с парламентом.В дуалистических монархиях (Пруссия, Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т. п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. Впрочем, в законодательной сфере право представительного органа гарантируется полномочием вотировать бюджет.В парламентарных монархиях (современная Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента. Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.). Складывается положение, характеризующееся известной формулой: "Царствует, но не управляет". Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной.8Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, читавшуюся в советский период некоей политико-правовой окаменелостью, не следует "списывать" как безнадежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну сотню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. После распада СССР некоторые страны СНГ подумывают о введении монархического строя. В обстановке кризиса, национально-этнических столкновений достоинства монархии все больше привлекают внимание: монарх - "отец нации", "стоит над политическими страстями, он не принадлежит ни к какой партии", "неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях". А главное, что особенно привлекает в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, монарх - "символ единства нации и стабильного правового порядка". Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, финансов, жизненного уровня, самоуправления, национального представительства и т. п.9
Информация о работе Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия